ТАРПАЧ  Усё будзе...

Пожалуй, сегодня группа Тарпач - одни из немногих достойных представителей минской андеграундной сцены. Существует с 2002 года. Лауреат фестиваля "Басовiшча-2004" (Польша). В качестве приза группа...

Пожалуй, сегодня группа Тарпач - одни из немногих достойных представителей минской андеграундной сцены. Существует с 2002 года. Лауреат фестиваля "Басовiшча-2004" (Польша). В качестве приза группа получила возможность записать материал в белостокской студии "Rembrant". Так родился альбом "Усё Будзе..."
В наше нелегкое время, когда развлекательная функция массового искусства, в том числе и рок-н-ролла, выдвинулась на передний план, у подавляющего большинства рок-фанов разговоры о политической злободневности могут вызвать желудочные спазмы, а в лучшем случае - безразличие. Впрочем, те, кто нынче проживает в Республике Беларусь, либо хорошо помнят доперестроечный Совок, либо узнает о происходящих в этом государстве событиях с подачи канала НТВ, радиостанции "Эхо Москвы" или сайта "Хартии-77", поймут меня правильно и воспримут представленный материал если не с воодушевлением, то адекватно. Или хотя бы ради любопытства прослушают диск белорусской группы, которая "категорически против". Любопытство будет оправдано, - естественно, при условии понимания, пусть поверхностного, белорусского языка.
"Усё Будзе..." ("Всё Будет...") - альбом концептуальный от и до. Интерпретации названия могут быть диаметрально противоположными. Авторам материала - вокалистке группы Светлане Сугако и гитаристу Змитеру Остапуку - не откажешь в активной гражданской позиции. Однако политизированность Тарпача - равно как и чуть ли не всего белорусскоязычного рока, - нередко пытаются преувеличивать как "слева", так и "справа", возводя в ранг некой парадигмы. Кто-то видит "политику" даже в оформлении буклета, трактуя, например, изображенную на лицевой стороне крышу заброшенного дома в окружении деревьев как символ гибнущей Беларуси посреди процветающей Европы. Однако обратимся к материалу.
Открывающая альбом композиция "Хутчэй" проникнута кафкианским иррационализмом и вызывает ощущение острого дискомфорта. "Чаго Чакаць" и "Не?ратуеш" страдают чрезмерным пессимизмом. "Радыяцыя" - смысловой центр альбома. Радиация в данном случае - метафора апатии, охватившей все белорусское общество... Автору можно ответить высказыванием, приписываемым то Готфриду Лейбницу, то Фридриху Энгельсу, то Отто Бисмарку, - о том, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. "Гэта Мой Сон" - кратковременное погружение в мир сартровских образов. Ее герой остро ощущает свою заброшенность в чуждый ему мир. "Усiм Цiха" отражает настроение сознательного белоруса - патриота и пассионария, переживающего за Родину. "Будзь Сама Сабою" - апология однополой любви. Пожалуй, это единственная композиция, не вписывающаяся в концепцию альбома. "Шышкi Ганджубасу" - кавер на песню группы Skunk Anansie "The Skunk Heads" (перевод на белорусский сделан Светланой Сугако и Викторией Журавлевой). Тарпачу вполне удалось сделать эту композицию "своей". Снимаю шляпу! Завершает альбом песня "Усё Будзе Добра", исполненная неиссякаемого оптимизма: как бы тяжело ни было, жизнь все-таки продолжается.
Стилистику Тарпача можно приблизительно обозначить как панк с элементами дума (аналогии с первоисточниками проводите сами). Гитарные соло Змитера Остапука и Андрея Макарова, да и общий профессиональный уровень, наглядно свидетельствуют о том, что группа способна на большее. Единственный минус альбома заключается, как ни странно, в высоком качестве записи и сведения. Материал тщательно прилизан, все шероховатости сведены к минимуму. Вокалу Светланы не хватает родной белорусской "грязи", которая в данном случае имела бы смысловое и драматургическое значение. Все-таки Тарпач лучше воспринимается "живьем".
Диск мультимедийный. "В нагрузку" к 9 композициям слушателю предлагается фотоальбом, в том числе несколько снимков с вышеупомянутой "Басовiшчы".
В общем и целом первый блин не оказался комом. Несмотря на некоторые огрехи издания, дебютная работа Тарпача располагает к оптимизму.

23.11.2005, Геннадий ШОСТАК (ЗВУКИ РУ)