VAN DER GRAAF GENERATOR  Пить электричество

Приезд в Россию Van Der Graaf Generator выглядел настоящим чудом. К тому же, группа исполнила все бриллианты из коллекции Читайте репортаж Звуков с концерта VDGG в Москве.

Есть пара групп, которые я люблю больше, чем Van Der Graaf Generator. Есть где-то три-четыре, которые я люблю примерно так же. Но ради любой из них я бы не сделал того, что делал во вторник вечером - я сидел перед компьютером и постоянно кликал на кнопку "обновить страницу". Мой питерский знакомый с помощью сервиса sms2lj выкладывал в интернет трек-лист концерта VDGG в Санкт-Петербурге. Судя по комментариям, я был не одинок. Кнопку "обновить" нажимали человек 30.

Дело в том, что приезд Van Der Graaf Generator выглядел настоящим чудом. Группа не собиралась в полном составе 27 лет. Это, например, больше, чем автору этой статьи. Человек, который бы полтора года назад поставил бы доллар у какого-нибудь увлеченного роком букмекера на то, что в октябре 2005 года в Москву приедет VDGG, наверняка стал бы миллионером. И поэтому все с нетерпением пытались предугадать, что взбредет в голову играть группе, которая не собиралась 27 лет. Ибо в голову могло прийти все, что угодно.

Конечно, с сет-листами европейских концертов можно было легко ознакомиться, но привычка Питера Хэммилла (Peter Hammill) менять программы в двух соседних концертах иногда процентов на 80 тоже из головы не выходила. В итоге истина оказалась где-то посередине - несколько композиций были сыграны в Питере и не сыграны в Москве и наоборот. Но обо всем по порядку...

Когда в мае в Москву приезжал Брайан Ино (Brian Eno) - случился блэкаут. Когда приехал Van Der Graaf Generator - пошел первый снег, к которому город как всегда не успел подготовиться. Поэтому многие опаздывали и уже после объявленного начала концерта утыкались перед Театром Эстрады в огромную очередь, созданную усилиями бдительных охранников на входе. Впрочем, проблемы удалось оперативно решить - и концерт начался с относительно небольшим опозданием, и зайти удалось всем. Конечно, спрашивали и лишние билетики - полагаю, если VDGG давал пять концертов в Москве, то случилось бы пять аншлагов.

Наверное, стоит начать с сет-листов, а потом уже обсудить подробности. Итак, в Санкт-Петербурге игрались "Undercover Man", "Scorched Earth", "Every Bloody Emperor", "Lemmings", "Darkness", "In The Black Room"/"The Tower", "Nutter Alert", "Masks", "Childlike Faith in Childhood End", "Sleepwalkers", "Man-Erg" и на бис - "Refugees". В Москве были "Darkness", "Undercover Man", "Scorched Earth", "Every Bloody Emperor", "Lemmings", "Still Life", "In the Black Room", "Nutter Alert", "Childlike Faith in Childhood End", "Sleepwalkers", "Man-Erg" и Killer" на бис.

Фактически, группа исполнила все бриллианты из коллекции - если сделать поправку на 10-15 процентов персональных предпочтений каждого зрителя. Лучше всего представлен альбом Godbluff, причем первые две композиции с него были сыграны без перехода, как в оригинале. Четвертая - "Sleepwalkers" - стала, на мой взгляд, лучшей вещью концерта. Вот только третью - "Arrow" - VDGG так и не сыграли, что вызвало стенания на форумах и блогах поклонников группы. Другой вопрос, что ее очень тяжело петь, и даже в лучшие времена она попадала в сет-листы не часто.

Аранжировки были очень близки к альбомным, и это, полагаю, правильно - это не смотрелось банальным копированием, да и не дало повод сказать, что группа не успела выучить материал и играет что попало. Зато когда что-то менялось, то в лучшую сторону - отличный пример этому новая песня "Nutter Alert", которая вдруг оказалась гораздо более "драйвовой" и интересной, чем показалось по альбому "Present".

Концерт можно условно разделить на три блока. Первый заканчивался на песне "Every Bloody Emperor" и представлял собой не самые тяжелые для понимания композиции, что дало возможность тем, кто не знает репертуар группы наизусть, привыкнуть к происходящему. Второй начинался с очень непростой "Lemmings" и шел до конца также непростой "Childlike Faith", когда наибольшее удовольствие получили те зрители, которые хотели максимально сложных структур.

Все это можно было сравнивать и оценивать, а вот то, что началось со Sleepwalkers, отбило охоту говорить. Группа показала такие вершины мастерства, такой драйв, который стал хэммиловским фирменным знаком, что стало ясно, что прошедший концерт станет для Москвы вехой. И Sleepwalkers, и Man-Erg и Killer заслужили 5 с половиной баллов из пяти. На бис ожидалась также Wondering, но музыканты, видимо, устали, и обошлись одной композицией, несмотря на standing ovation зала.

Теперь о людях. Van Der Graaf Generator прибыл в составе Питер Хэммилл - Хью Бэнтон - Дэвид Джексон - Гай Эванс. Дэвид Джексон, хоть и выглядит уже хрестоматийным английским дедушкой, но на двух саксофонах одновременно играет так же бодро, как в молодости, работает с большим арсеналом духовых, смешно подпрыгивает, отмахивается от дыма и подпевает про себя на ряде песен. Барабанщик Гай Эванс просто порадовал - он в отличной форме, выглядит наиболее молодым среди всех и играет просто потрясающе. Хью Бэнтон держался очень скромно, со своим органом сидя в некотором отдалении от других музыкантов, но выполнял огромный объем работы: помимо собственно органа он отвечал и за партию педального баса - VDGG вообще редкая группа, играющая без бас-гитары и практически без гитары.

Ну и, конечно, маэстро Питер Хэммилл. Иногда он просто пел в своей неповторимой манере, а потом, казалось, смущался и убегал куда-то за барабанную установку. В части композиций сидел за клавишами на другом конце сцены от Бэнтона, создавая забавную геометрическую симметрию. Лишь в двух композициях ему понадобилась гитара, причем настраивать ее пришлось дольше, чем потом на ней играть. Визуальных спецэффектов - минимум, все своими силами (только к концу концерта на сцене появился дым, смущавший Джексона).

Немного портило впечатление о концерте только одно - не порадовал звук. Звукооператору кто-то, наверное, сказал, что Питер Хэммилл любит громко орать в микрофон, и тот заглушил его до минимума. В итоге создавалось ощущение, что Хэммилл давно уже охрип и разучился петь, что не так - этому джентльмену годы не мешают. Джексон пытался дать понять это звукорежиссеру, но практически бесполезно. Так что максимально "качественного" Хэммилла мы слышали только тогда, когда остальные инструменты играли тихо.

Ну да это все не так важно. Потому что не так плоха эта жизнь, если в ней иногда случаются такие чудеса, как случились 26 октября в Москве. Не знаю, увидим ли мы еще в России настоящее непревзойденное английское качество VDGG или одного Хэммилла, но этот концерт видевшие его запомнят надолго. В конце концов (подумал я, выходя с концерта), считанное количество дедушек могут оставить своих внуков на пару недель и поставить на уши всю Европу. Самим бы попробовать стать такими.

27.10.2005, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)