Бывают такие концерты, на которых все
слушатели - молчаливое суровое братство.
Люди, пронесшие свою любовь к группе сквозь годы, выстрадавшие
последние дни ожидания и очередь за билетами, дорвавшиеся, наконец,
до источника счастья. По моему убеждению, таковы все поклонники King
Crimson: знакомые лица можно встретить почти на всех концертах "King
Crimson festival". Разумеется, все мы не могли пропустить концерт бас-гитариста
Тони Левина (Tony levin).
Тони Левин - человек-брэнд. Он известен публике по своей работе с такими
гигантами, как Фрэнк Заппа
(Frank Zappa - с группой Mother's Of Invention), Джон Леннон
(John Lennon), Пол Саймон
(Paul Simon) Дэвид Боуи (David
Bowie), Питер Гэбриел (Peter Gabriel) King Crimson, Genesis, Pink
Floyd, Yes, Liquid Tension Experiment и California Guitar Trio, -
но я уверена, что все эти музыканты по праву гордятся участием Тони в своих
проектах. Если Тони стал однажды членом вашей группы, вы будете записывать
его в credits даже тогда, когда он, фактически, не играет и не записывается в
ее составе в течение шести лет - как это сделал Роберт Фрипп. Стоит ли
удивляться тому, что уже второй номерной альбом Tony Levin Band
претендует на "Grammy"...
И уж тем более не стоит удивляться разноперому плей-листу концерта: он вместил
в себя и творчество Питера Гэбриела, и собственные композиции Тони, и King
Crimson, и даже Led Zeppelin.
В этот вечер мне неоднократно думалось: самим своим существованием
Tony Levin Band доказывает, что деление музыки на жанры - безнадежный
атавизм. Что играет группа? - рок! Но тогда почему вступление к концерту
представляет собой веселый квартет а капелла в стиле Barber Shop? Почему сразу
вслед за
плавной "Pieces Of The Sun" и динамичной гэбриеловской "Peter
Gunn" звучит "Танец с Саблями" Хачатуряна - да в такой
зверски-веселой хардовой обработке, что только держись?.. Новичок на таком
концерте, видимо, вообще не знает, что и думать о
происходящем. А мы привыкли: ведь
музыканты уровня Левина никогда не играют "по линеечке". От них можно получить
и невероятной красоты инструментальные импровизации("Jam Back at the
Red House', "On The Air"), и обманчиво простую "народную" балладу Ivano
Fossati "L'Abito Della Sposa", которую Тони исполняет несильным, но
глубоким голосом, аккомпанируя себе на стике... И уж точно никого не удивляет, что
вместе с братом Питом (Pete levin) он играет красивую слоу-джазовую
композицию "Belle", посвященную матери.
Все музыканты Tony Levin Band - тоже люди-брэнды. И всем им во время шоу
предоставляется возможность "высказаться", причем иногда - в буквальном смысле
слова: например, исполняющий в большинстве композиций
роль вокалиста барабанщик Маротта (Jerry Marotta) берет на себя роль
конферансье и без видимого смущения отвечает на подначки зала:
- У вас есть вопросы ко мне, guys?
- Да!!! Ты правда басист?
- Честно говоря, да, только не говорите моим родителям - это страшная
тайна!
После этого вступления звучит "Shadowland".
А солирующий с необычайной мощью в песне памяти Хендрикса "What Would Jimi
Do" и в композиции самого Хендрикса "Beginnings" Джесси Гресс
(Jesse Gress)! Его уровень владения гитарой кажется
запредельным. Когда Джесси с Тони играют дуэты, музыка приобретает такую
отточенность и законченность, и при этом держит такой невероятный
темп, что ты ощущаешь себя участником викторины: кто больше нюансов и оттенков
смысла расслышит в каждой композиции.
Хорош и Ларри Фаст (Larry Fast), которого все остальные участники
бэнда представляют нам как "Mr.Synergy". Под его руками расцветает настоящий оркестр:
синтезатор выступает в нем то в роли саксофона, то в роли скрипки, то
выстраивает такой мощный и плотный каскад звуков, что на его фоне любой другой
инструмент может очень выигрышно и красиво солировать. Особенно хорошо это
заметно на
"Phobos", "Slepless" и "Utopia". Особенно плохо это заметно из-за
традиционного для Б2 ужасного звука. В
какой-то момент Тони прерывает шоу с целью дать остальным участникам отдых и
садится за архаичный синтезатор Пита, чтобы спеть песенку о взаимопонимании с шимпанзе.
Очень простая, незамысловатая мелодия... но именно они трогают
зрителей так, что Тони устраивают настоящую овацию.
И вот - последняя, ударная часть концерта, в которой состав демонстрирует
лучшее, на что он способен: звучат "Black Dog" Led Zeppelin,
знаменитая "Back in NYC" Genesis, снова Хендрикс и "Elephant
Talk" King Crimson.
Был ли это вечер кавер-версий? - Нет. Был ли
это исполнительский марафон? - Нет. Можно ли считать это авторским вечером Тони
Левина? - Тоже нет.
Так что же это было? Пожалуй, что-то вроде альтернативного взгляда на
современный концерт: что-то несоизмеримо большее,
но прекрасное и безусловно гораздо более профессиональное, нежели самые
законченные с точки зрения сценографии шоу.
Возможно, именно такими мы и хотели бы видеть любимых музыкантов, когда им под
60: молодыми, упорно отказывающимися стареть и раздвигающими рамки жанров...
Соня СОКОЛОВА.
|
Писать о Тони Левине (Tony Levin)
очень трудно, говорить - легко. Трудно писать, потому, что все, что о нем
пишется, тут же, по написанному, оказывается либо неполным, либо неверным. Ну,
вот, например, Левин считается... далеко не технарем. Он, как Клэптон -
"slowhand", скорее "душевный", чем техничный. На своем сайте www.tonylevin.com Тони ведет онлайн-дневник,
в котором общается со сушателями, называя сам себя PapaBear. И вот видишь его
на сцене - он лепит такие пассажи на стике, да и на бас-гитаре, настолько
естественно, что их даже не замечаешь. Их и не надо замечать - Левин не
"bassist's bassist", он играет для себя ("for fun") и для зрителей, которые для
него, скорее, единомышленники и собеседники. И поэтому о нем очень легко
говорить - если говоришь не от мозгов, а от души. Потому, что, на мой взгляд,
для него музыка и вообще все его творчество - от рисунков до виртуозного
владения кофеваркой - это способ жить и делиться своей жизнью. Так живут дети и
поэты. Кто собственно, Левин и есть.
Я пришел на его концерт слушать музыку, и с первых нот понял, что "концерта" не
будет. Нет, не потому, что звук, как обычно, был ужасен (все знают, что
звукорежиссер Б2 - бывший эсэсовец, палач-маньяк, бежавший в Аргентину и
вернувшийся в Россию мстить с особой изощренностью), а его друзья из Аль-Каиды,
дорвавшись до пульта управления кондиционером, вымораживали зрителей. Не
оттого, что концерт начался с опозданием на час и закончился как раз к закрытию
метро: возможно, в клубе решили, что заплатившие по полторы штуки за билет
ездят исключительно на своих авто. Но ведь солидные ребята не потерпят звук,
качеством соответствующий панк-команде из школы, где директор - жмот.
Неувязочка.
Итак, концерта, в привычном понимании, не было. С первого момента стало ясно,
что музыканты просто живут и приглашают пришедших на концерт в свой мир. Вроде,
начали с прикольного распева в стиле barbershop. Но чувствовалось, что они
вовсе и не думают о том, чтобы повеселить зрителя ("сделайте нам смешно"). Им
прикольно (fun) - и зрителям неизбежно становится прикольно (fun). Почему
неизбежно? А вот тут интересно. Музыканты масштаба Тони Левина и его коллег
всерьез - не ради моды или "духовности" - занимаются собой, своей душой. Можно
предполагать, что господин Левин, столько лет тусующийся с последователем
Гурджиева и Успенского Робертом Фриппом (Robert Fripp), сам не последний
парень в том, что касается методик саморазвития. Не знаем. Он об этом молчит.
Но его уровень "силы искренности", ясно проявленный в том, как весь зал
оказывается вовлечен в его собственное настроение, вызывает бешеное восхищение,
а у психологов, басистов и каратистов - белую зависть.
Все, что бы левинский бэнд ни играл, у всех в зале мгновенно вызывает отклик. И
серьезные композиции, и даже левинские песни, о которых надо сказать особо.
Левин в одиночку, аккомпанируя себе на клавишах, спел песню про
взаимопонимание. Рассказал, что она навеяна встречей с обезьянами шимпанзе в
зоопарке, куда его в свое время пригласил Питер Гэбриел для музыкального
эксперимента. Обезьяны, на мой взгляд, спели бы не хуже. Это о пении Левина.
Его пение мне напомнило мою дочь, с зажмуренными глазами завывающую песни
группы Пилот. Но Левина хотелось слушать. Он просто делился чем-то, для
него важным. И совершенно явственно чувствовалось, что то, как, в какой форме
он это делает, уже несущественно.
Здесь и не пахло "артистизмом". Ничего специального. Смесь всего со всем. Сам
Левин говорит о своем творчестве так: "Это эклектичная инструментальная
музыка для нового века - смешанная с тем, что я больше всего люблю в мировой
музыке и классической, в возможностях великих инструменталистов, - все это в
страстной, преисполненной смысла музыке, которая откликнется в самых разных
людях".
"Black Dog" c четвертого альбома Led Zeppelin, причем вместо
голоса - бас. Вокальные распевы. Мощные инструментальные композиции. Все - без
какой-либо мысли о том, как слушатели воспримут, или как музыканты выглядят.
И еще одна деталь, обратившая на себя внимание. Невероятная тонкость владения
инструментами всеми участниками группы. Наверное, это их и объединяет в первую
очередь - тонкость. Джерри Маротта (Jerry Marotta), приоткрывающий хэт
на доли миллиметра, что заставляет звук и ритм по-особому вибрировать. Кстати,
хэт нестандартного размера. Значит, ему так надо. Значит, он хотел такой звук.
Но как жаль, что этот звук слышно лишь в определенные моменты, когда бэнд не
вступает на полную катушку, и в ушах еще не появилась вата. А как у него
настроены барабаны! А как он вкладывает чувство в каждый звук! Каждая нота
почувствована, как будто она единственная на весь концерт!
А хрусталь в гитарном звуке! А как тонко гитарист использует фидбэк, заводя
гитару! Уровень таких мастеров, как Фрипп или Ривз Гэбрелз, играющий у Боуи. И
это почти никогда НЕ СЛЫШНО!!! Явно, те, кто держат в Б-2 этого звукорежиссера
- пособники фашистов. Клавишники подразумеваются. То есть видно, что они
играют, и даже слышна гармония. Но то, что проявляется в отдельные более тихие
моменты - их звуковое гурманство... Это буквально физическое наслаждение.
Я начал с того, что писать о левинском бэнде трудно, и наговорил тут
впечатлений. Вряд ли стоило засушивать впечатления умным анализом или
рассуждениями. А я все хожу под этими впечатлениями, и думаю о том, что такой
концерт - это одно из тех событий, на которых происходит что-то такое, после
чего вся жизнь понимается немного по-другому. Но это так, настроение. Впечатление.
Борис ЛАБКОВСКИЙ . |