Когда в 80-е армянская эстрада обрела второе дыхание - стало можно танцевать на
сцене, выходить в том виде, какой тебе
нравится, и петь то, что хочется и на каком языке хочется, наибольшую
популярность приобрел певец Артур Испирян. Как однажды сказали про него злые
языки, "Артур жалеет, что родился белым, а не черным". Действительно,
певец это исполнял все песни из репертуара Стиви Уондера, Эла Джерроу, Пибо
Брайсона, Лютера Вандросса и других звезд соул-музыки. Благодаря качественному
вокалу и прекрасному вкусу он завоевал большую популярность в Армении, стал
обладателем всех мыслимых на то время наград. Потом наступили темные и холодные
времена, и Артур уехал в Америку за
лучшей жизнью. Но несколько лет тому назад вернулся и занялся своим
любимым делом на родине. Два года назад выпустил прекрасный альбом "Три
свечи", составленный из авторских композиций на армянском языке. В прошлом
году вышло сразу два альбома - "Говорят, что...", состоящий из старых
армянских эстрадных песен 50-60 годов, а второй - с экпериментальной
электронной музыкой. Насколько тепло был принят первый, настолько холодно -
второй альбом. И вот новая работа - "JazzAVANS".
Уже во второй раз Испирян обращается к старому, проверенному временем
музыкальному материалу. Но если на альбоме "Говорят,
что", он исполнил песни армянских авторов почти в их оригинальном
эстрадном облике, то на сей раз он дал им новую жизнь - джазовую. На это
намекает и название альбома.
На мой взгляд, это не просто альбом. Это веха в армянской музыкальной жизни.
Как ни странно, но до сих пор у в Армении не было полноценного альбома
вокального джаза. То, что записывали певцы работавшие с оркестром
Орбеляна, очень трудно назвать джазом. Записи советского периода
Татевик Оганесян
сплошь состояли из джазовых стандартов американских авторов. Ее же, самая
удачная работа "Прислушайся к биению моего сердца" выполненна в стиле
этно-джаза. А вот рассматриваемая работа - классический вокальный джаз. Нет,
это конечно, не тот джаз, что исполняли Элла Фитцджеральд или Джо Уильямс.
Артур Испирян тут выступает в качестве настоящего, ортодоксального крунера.
Фишка крунерской манеры пения заключается в том, что они исполняют популярные
темы в легкой джазовой манере, одновременно ублажая и почитателей джаза и
любителей красивой элегантной манеры пения. И тут Испирян показал себя с самой
лучшей стороны. Он и его партнеры отличились тонким подбором исполняемого
материала и полистиличностью (правда, в умеренном масштабе). Для альбома были
выбраны прекрасные работы классиков армянского песенного жанра - Эдуарда
Багдасаряна, Роберта Амирханяна, Александра Аджемяна, Артемия Айвазяна, Арно
Бабаджянана и Константина Орбеляна (Для читателей, мало знакомых с армянской
эстрадой скажу, что это песни в стиле "Московские окна", "Я
шагаю по Москве", "Русское поле"). Это знаменитые и давно
любимые многими поколениями армян песни "Карине", "Им майрик", "Ереван" и
другие. При этом необходимо отметить, что весь звуковой образ альбома,
создаваемый певцом, находиться ближе к эстрадным стандартам звука, нежели к
педантичному и выхолощенному звучанию джазовых записей. Великолепно
аранжированы и красиво, если хотите, интеллигентно исполненны.
И тут мы подошли ко второй, тоже, без сомнения, ведущей фигуре рецензируемой
работы. Пианист, аранжировщик и бэнд-лидер, а с недавнего времени и певец Ваагн
Айрапетян сделал титаническую работу, представив эти эстрадные хиты 60-х годов
в в качестве классных джазовых номеров. Как аранжировщику Айрапетяну удалось
избежать обычной ошибки для всех тех, кто пытается вдохнуть новую жизнь в
мелодии прошлых лет - в погоне за оригинальностью извратить суть, душу песни, а
новомодными приемами попросту опошлить ее. Он идеально справился с задачей.
Песни остались такими же нежными, романтичными, и главное, несмотря на
серьезный процент в аранжировке классического джаза, истинно армянскими. И еще
- очень добрыми, пасторальными и светлыми, то есть именно такими, какими их
создавали авторы. Мягкая, вкрадчивая манера игры пианиста ласкает слух, а
яркие, изобретательные импровизации заставляют с интересом следить за ходом
исполняемой темы. Самое главное - ему ни разу не изменил вкус при работе над
альбомом и удалось избежать насилия, и, как это
часто бывает - надругательства над авторским видением изложения темы. Сложная
задача и великолепный результат.
Нет нужды говорить, что альбом был создан Артуром и Ваагном, не в
одиночку, а в сотрудничестве с их тремя давними партнерами и замечательными
музыкантами - басистом Никогаесом Варданяном и барабанщиками Арманом Джалаляном
и Александром Агамяном. Они участвовали в работе над альбомом и продемонстрировали, что они тоже равноправные участники
проекта (чего стоит, например, короткое, но очень впечатляющее соло Варданяна
в первом треке). И наверное, не случайно, что альбом называется JazzAVANS.
Посмотрите внимательно - вторая часть слова составлена из инициалов музыкантов
- Артур, Ваагн, Арман, Никогаес, Саша. Прекрасная находка! Музыканты достойны
того, чтобы их имена были вынесены на обложку альбома.
Уверен - альбом этот станет своеобразным толчком для развития в Армении
вокального джаза. Это тот самый альбом, который не стыдно показать миру. И,
наконец, он может быть замечательным подарком любому гостю Армении, наряду с
альбомом картин Мартироса Сарьяна и бутылкой коньяка.
Прекрасные песни с душой
Еревана в эффектной элегантной поп-джазовой оболочке!
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)