Артур ИСПИРЯН  Jazzavans

Когда в 80-е армянская эстрада обрела второе дыхание - стало можно танцевать на сцене, выходить в том виде, какой тебе нравится, и петь то, что хочется и на каком языке хочется, наибольшую...

Когда в 80-е армянская эстрада обрела второе дыхание - стало можно танцевать на сцене, выходить в том виде, какой тебе нравится, и петь то, что хочется и на каком языке хочется, наибольшую популярность приобрел певец Артур Испирян. Как однажды сказали про него злые языки, "Артур жалеет, что родился белым, а не черным". Действительно, певец это исполнял все песни из репертуара Стиви Уондера, Эла Джерроу, Пибо Брайсона, Лютера Вандросса и других звезд соул-музыки. Благодаря качественному вокалу и прекрасному вкусу он завоевал большую популярность в Армении, стал обладателем всех мыслимых на то время наград. Потом наступили темные и холодные времена, и Артур уехал в Америку за лучшей жизнью. Но несколько лет тому назад вернулся и занялся своим любимым делом на родине. Два года назад выпустил прекрасный альбом "Три свечи", составленный из авторских композиций на армянском языке. В прошлом году вышло сразу два альбома - "Говорят, что...", состоящий из старых армянских эстрадных песен 50-60 годов, а второй - с экпериментальной электронной музыкой. Насколько тепло был принят первый, настолько холодно - второй альбом. И вот новая работа - "JazzAVANS".
Уже во второй раз Испирян обращается к старому, проверенному временем музыкальному материалу. Но если на альбоме "Говорят, что", он исполнил песни армянских авторов почти в их оригинальном эстрадном облике, то на сей раз он дал им новую жизнь - джазовую. На это намекает и название альбома.
На мой взгляд, это не просто альбом. Это веха в армянской музыкальной жизни. Как ни странно, но до сих пор у в Армении не было полноценного альбома вокального джаза. То, что записывали певцы работавшие с оркестром Орбеляна, очень трудно назвать джазом. Записи советского периода Татевик Оганесян сплошь состояли из джазовых стандартов американских авторов. Ее же, самая удачная работа "Прислушайся к биению моего сердца" выполненна в стиле этно-джаза. А вот рассматриваемая работа - классический вокальный джаз. Нет, это конечно, не тот джаз, что исполняли Элла Фитцджеральд или Джо Уильямс. Артур Испирян тут выступает в качестве настоящего, ортодоксального крунера.
Фишка крунерской манеры пения заключается в том, что они исполняют популярные темы в легкой джазовой манере, одновременно ублажая и почитателей джаза и любителей красивой элегантной манеры пения. И тут Испирян показал себя с самой лучшей стороны. Он и его партнеры отличились тонким подбором исполняемого материала и полистиличностью (правда, в умеренном масштабе). Для альбома были выбраны прекрасные работы классиков армянского песенного жанра - Эдуарда Багдасаряна, Роберта Амирханяна, Александра Аджемяна, Артемия Айвазяна, Арно Бабаджянана и Константина Орбеляна (Для читателей, мало знакомых с армянской эстрадой скажу, что это песни в стиле "Московские окна", "Я шагаю по Москве", "Русское поле"). Это знаменитые и давно любимые многими поколениями армян песни "Карине", "Им майрик", "Ереван" и другие. При этом необходимо отметить, что весь звуковой образ альбома, создаваемый певцом, находиться ближе к эстрадным стандартам звука, нежели к педантичному и выхолощенному звучанию джазовых записей. Великолепно аранжированы и красиво, если хотите, интеллигентно исполненны.
И тут мы подошли ко второй, тоже, без сомнения, ведущей фигуре рецензируемой работы. Пианист, аранжировщик и бэнд-лидер, а с недавнего времени и певец Ваагн Айрапетян сделал титаническую работу, представив эти эстрадные хиты 60-х годов в в качестве классных джазовых номеров. Как аранжировщику Айрапетяну удалось избежать обычной ошибки для всех тех, кто пытается вдохнуть новую жизнь в мелодии прошлых лет - в погоне за оригинальностью извратить суть, душу песни, а новомодными приемами попросту опошлить ее. Он идеально справился с задачей. Песни остались такими же нежными, романтичными, и главное, несмотря на серьезный процент в аранжировке классического джаза, истинно армянскими. И еще - очень добрыми, пасторальными и светлыми, то есть именно такими, какими их создавали авторы. Мягкая, вкрадчивая манера игры пианиста ласкает слух, а яркие, изобретательные импровизации заставляют с интересом следить за ходом исполняемой темы. Самое главное - ему ни разу не изменил вкус при работе над альбомом и удалось избежать насилия, и, как это часто бывает - надругательства над авторским видением изложения темы. Сложная задача и великолепный результат.
Нет нужды говорить, что альбом был создан Артуром и Ваагном, не в одиночку, а в сотрудничестве с их тремя давними партнерами и замечательными музыкантами - басистом Никогаесом Варданяном и барабанщиками Арманом Джалаляном и Александром Агамяном. Они участвовали в работе над альбомом и продемонстрировали, что они тоже равноправные участники проекта (чего стоит, например, короткое, но очень впечатляющее соло Варданяна в первом треке). И наверное, не случайно, что альбом называется JazzAVANS. Посмотрите внимательно - вторая часть слова составлена из инициалов музыкантов - Артур, Ваагн, Арман, Никогаес, Саша. Прекрасная находка! Музыканты достойны того, чтобы их имена были вынесены на обложку альбома.
Уверен - альбом этот станет своеобразным толчком для развития в Армении вокального джаза. Это тот самый альбом, который не стыдно показать миру. И, наконец, он может быть замечательным подарком любому гостю Армении, наряду с альбомом картин Мартироса Сарьяна и бутылкой коньяка.
Прекрасные песни с душой Еревана в эффектной элегантной поп-джазовой оболочке!

13.10.2005, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)