Carlos DIAZ  Этно-джаз из Патагонии

Гитарист и композитор Карлос Альберто Диаз продемонстрировал, сколь зыбка грань, отделяющая джаз от фолка.

Когда говорят о мастерах этно-джаза, почему-то чаще всего представляют стандартный джазовый коллектив плюс одного-двух исполнителей на фолклорных инструментах. Но это примитивный подход и справедлив лишь отчасти - в отношении тех стран, того фольклора, который начали синтезировать с джазом лишь недавно, фольклора, который перекладывают для джаза, повинуясь новомодным поветриям. Но ведь существуют культуры, музыка которых, собственно, и стояла у истоков зарождения джаза, на фольклорных ритмах, которых и были построенны основы жанра - Африка, Латинская Америка... И тем легче музыкантам из этих стран творить в данной области. У них это получается естественнее. Исполняя свою традиционную музыку, делая лишь маленькие изменения, привнося легкие дополнения они достаточно легко переходят из категории этно-музыкантов в категорию джазовых (как, кстати, и обратно). Так вот, встреча с подобным музыкантом ожидала любителей музыки на сцене популярнейшего ереванского "АвангардФолк" клуба.

Патагония! Страна эта известна с детства из книг Жюля Верна и киновестернов как страна каторжников, беглых рабов, выжженных степей, пампасов и непроходимых джунглей одновременно, на самом юге Южной Америки. Вы можете часами ехать по каменистой дороге, в окружении сплошной пыли и вдруг вашему взгляду откроется райский уголок с голубым озером и богатой растительностью. Такое в тех краях встречается часто. Страна контрастов и экстремальных перепадов во всем. Именно из этой страны, из городка Рио Галегос, и сделал свои первые шаги к европейской славе гитарист и композитор Карлос Альберто Диаз (Carlos Alberto Diaz). Я опущу юношеские годы будущей звезды, так как мне кажется, легко представить себе жизнь мальчишки в заброшенной, забытой богом сельской местности южной Патагонии в семидесятых. Ему пришлось много пережить и много работать, чтобы стать тем, кем он стал сейчас.

Первым источником музыки для музыканта стала родная природа - пение экзотических птиц, шум ветра и листвы, грохот падающей воды. Потом пришел родной фолклор - сельские праздники, народные песни и ритмы. Тогда же, в раннем юношестве, он получает в подарок от старшего брата свою первую дешевую гитару. Его кумирами становятся Джимми Хендрикс, Джимми Пейдж и более близкие по духу Пако де Люсия и Карлос Сантана. Чуть позже, когда окружающие начинают замечать его серьезную страсть к музыке, один из знакомых, живущих в Лос-Анджелесе присылает ему настоящую электрогитару. И тогда у Карлоса появляется реальная возможность осуществить свой давний замысел - создавать и играть собственную музыку. Благо подходящего материала вокруг было достаточно - родной фольклор и природа давали богатую пищу для творчества. Он начинает всерьез изучать стили фламенко, джаза, рока, пытается скомбинировать то, что окружало его в девяностых с слышанным в детстве и создать что-то свое, индивидуальное. Постепенно он превращается в виртуозного гитариста со своим ярко выраженным стилем, звуком и собственной манерой игры. Он постарался найти сущность, те характерные черты, по которым различают стили, жанры, манеры и объединить их в одно целое. И ему это удается.

В основном Карлос Альберто Диаз играет музыку в стиле "Маламбо" - это сельский вариант традиционного фламенко. Издавна маламбо была музыкой аргентинских гаучо, которые танцевали под нее вокруг костров, выделывая быстрые ловкие мужественные танцевальные па под достаточно сложные ритмы. Именно на этой музыкальной базе, знакомой с детства, Карлос Диаз и создает свои композиции. Добавив элементы современной музыки, он создал свое собственное направление "Маламбо-джаз" или как он сам его предпочитает называть по-испански "Буен Амбо". Ну, и конечно, будучи аргентинцем, он не мог не вовлечь в свои композиции красок танго. Но, именно будучи аргентинцем, он работает с ним очень осторожно и бережно, стараясь не опошлить этой благородной музыки чужеродными нововведениями. Для аргентинца танго - священно!
В музыке, исполняемой нашим героем, слышны как народные мелодии его страны, так и бразильская босса-нова, ритмы всей Латинской Америки и Африки, европейские роковые традиции и джазовые приемы.

У Карлоса Диаза несколько проектов - от сольных до выступлений с камерными ансамблями. Но излюбленной формой музыцирования для него является трио. Таким трио в 2003 году и записан пока всего один сольный лазерный альбом, который называется "Buen Ambo" (кроме самого гитариста Карлоса Альберто Диаза, постоянными участниками трио являются голладский контрабасист Хенк Делаат (Hank Delaat) и исполнитель на латиноамериканской перкуссии мексиканец Освальдо Хернандес (Osvaldo Hernandez).

Я побывал не премьерном концерте. Надо сказать, что к назначенной дате не успел прилететь Освальдо Хернандез, и его заменил Эдуард Арутюнян, перкуссионист из армянского коллектива Time Report. Начало было достаточно предсказуемым: трио играло латиноамериканские стандарты - 'Brazil', 'Black Orpheus', 'Mas Que Nada', босса-новы, авторские композиции в стиле маламбо-джаз. Этакий вечер романтической горячей музыки, в которой любители аргентинских мыльных опер смогли почувствовать себя в атмосфере любимых сериалов. Ведь именно под такую музыку чаще всего Марии любят и ненавидят Дон Хуанов!

Во второй половине к трио присоединился лучший саксофонист Армении Армен Уснунц, который на сопрано-саксе начал поднимать градус музыкальной атмосферы своими бешенными джазовыми соло. Из концерта камерной латиоамериканской музыки мероприятие стало превращаться в концерт настоящего латин-джаза. Участники трио, словно вспомнив, что они были заявленны как исполнители одного из специфических, но тем не менее, джазовых направлений, тоже начали играть мудренее и энергичнее. А еще через пяток композиций у Карлоса Диаза сломалась гитара. На помощь пришел Армен Петросян, виртуозный гитарист и штатный исполнитель фламенко-джаза в Армении. Он быстренько сгонял домой (Ереван город небольшой и из конца в конец на такси - минут десять-пятнадцать) и привез сразу две гитары. Одну отдал Диазу, а на другой врезал сам. Остальные музыканты оставили сцену, предоставив ее двум гитаристам и намечающейся "дуэли". В те минуты я вспомнил о знаменитых "battles", так популярных в джазе в прошлом веке. Так, когда они играли знаменитую тему Пако де Люсии, то казалось, что от гитар поднимается пар и чуствуется запах горелой кожи, так азартно они били пальцами по струнам. Где-то минут через пятнадцать музыканты, по-моему, забыли о слушателях и были заняты лишь тем, чтобы переиграть соперника. И лишь возвращение на сцену остальных музыкантов вернуло концерту его первоначальное предназнчение. И все пошло по накатанному - аргентинец задавал тему, а армяне пытались доказать, что они не хуже заезжих звезд. А такого обилия босса-новы, фламенко, латин-джаза и джаз-фламенко подряд я не слушал давно. А слушатели дрыгались на своих местах, подстегиваемые энергичными ритмами и не пускались в пляс лишь потому, что наверное, не могли танцевать танго по настоящему, а просто топтаться на месте не хотели. И правильно делали - надо или танцевать по настоящему или уже не трепыхаться.

А послушать музыку и почитать о Карлосе Диазе дополнительно можно на сайте www.cadiaz.com

12.10.2005, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)