Теплые внимательные глаза Полин Оливерос
(Pauline Oliveros), кажется,
видели все в мире: в них навсегда поселилось понимание и мудрое всепрощение.
Представить себе, что эта 73-летняя женщина играет самый невероятный
медитативный авангард, успешно используя самые современные технологии для
формирования и оформления звука, тем более сложно, что в России ровесники Полин
никогда не ведут концертной деятельности - и тем более никогда не играют т.н.
"сложную" музыку. Между тем, Полин употребила свое академическое композиторское
образование на то, чтобы
последовательно и методично развивать имровизационное направление в современной
музыке, и заслуженно считается классиком XX века.
В 1957 году Полин вместе с Терри Райли (Terry Riley) образовали первую
группу коллективной
импровизации, корни которой лежали в традиции музыкальных
медитаций. До этого импровизации всегда считались прерогативой джаза, и в этом
качестве привлекали музыкантов преимущественно возможностью продемонстрировать
свою блестящую исполнительскую
технику. А Полин развивала собственное направление, которое отчасти
перекликалось с
экспериментами минималистов (Райли, Райха, Гласса) и получило собственное
название - "Deep Listening" ("Углубленное слушание").
Очень давно, в середине 90-х, мне довелось услышать игру Полин на мастер-классе
танцевальных импровизаций, устроенном почему-то за пределами Москвы силами
нескольких энтузиастов. Тогда два хореографа и аккордеонистка сотворили с
небольшой группой народа маленькое чудо: буквально на глазах за два дня
фестиваля люди, пришедшие на занятия, начали будто светиться изнутри и красиво
двигаться, словно сбросив невидимые оковы. Впечатление было сильнейшим.
Тогдашний визит Полин Оливерос, похоже, стал некоторым толчком к развитию
подобного направления и у нас: русские музыканты поначалу даже использовали
композиции Полин в качестве базиса для своих импровизационных экспериментов.
Наиболее удачной из них можно назвать программу, исполненную на одном из
фестивалей "Альтернатива", когда в качестве основной темы была взята композиция
Полин "Восторг троглодитов".
В этом году выступление живой легенды авангарда стало одним из ключевых (но,
наверно, не самых массовых) концертов фестиваля "Длинные руки", проходившего в
клубе "ДОМ". Поскольку вокалистка Шелли Хирш (Shelley Hirsch) не смогла
приехать, чтобы выступить в первом отделении, программа Полин началась раньше.
Зато длилась дольше, и вместила в себя "бисы" (признаться, ожидать, что публика
оценит непростую музыку Полин и даже будет требовать продолжения, было поначалу
сложно).
Перед началом концерта в рядах много шептались, обсуждая: ты слышал ее? На что ее
музыка похожа? А это кто, впереди? Неужели сам Терри Райли?! - действительно,
сам партриарх минимализма пришел послушать свою соратницу. На сцене посреди
клуба стоял стол, на нем -веселенький эппловский лэптоп, рядом - аккордеон. Полин
решительным шагом взошла на сцену, взяла аккордеон, раздула меха - и аккордеон
задышал, словно мифический Левиафан...
Замечательной особенностью музыки Полин для меня всегда была ее способность
быстро и не встречая никаких препятствий проникать прямиком в подкорку. Звук
мееееедленно, томииииииительно, словно зонд, движется куда-то вглубь, в те
закоулки сознания, о которых вы и не подозревали. Мозг капитулирует и начинает,
подчиняясь командам Полин, рисовать метафизические картины мироздания, в
котором все
происходящее - жизнь, все живое - звук. Пропущенный через микшер, звук
претерпевает невиданные метаморфозы, оставаясь все таким же кристально чистым,
а потом вдруг начинает извиваться, меняться, множиться и растекаться в разные
стороны тысячью ртутных стрел.
Кстати, программа, которую использовала Полин, была очень интересно оформлена
графически: на экране в рамках черного круга (основной темы) перемещались два
маленьких, зеленый и розовый. Периодически пересекаясь и сталкиваясь, они
воздействовали на звуковоспроизводящую аппаратуру - звук то начинал перемещаться
от колонки к колонке, то вибрировать, то волнообразно нарастать, или, наоборот, гаснуть.
В принципе, если оценивать ее с точки зрения составляющих, музыка Оливерос
проста и незамысловата. Но именно с точки зрения составляющих оценка - дело
бессмысленное. Технология "углубленного слушания" предполагает, что слушатель
проживает каждую звучащую ноту. А композиция течет, как река, как
жизнь, - спокойно и неотвратимо приближаясь к тишине.
Я не помню, когда и как закончился концерт. В какой-то момент в клубе вдруг
стало светло и тихо, люди куда-то делись. Но в голове продолжала
разворачиваться успешно
имплантированная в мое сознание мелодия...
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)