Альбомы команды Оргия Праведников - редкие у нас образчики по-настоящему
независимого рока. Они решительно не влезают ни в какие рамки, производятся на
свет силами самих музыкантов, не слишком часто появляются на свет и что уж
греха таить - не слишком хорошо записаны. Но при этом содержат чрезвычайно
интересный материал. Остается лишь переслушивать их вновь и вновь. Оторваться
от этого увлекательного занятия иногда бывает чрезвычайно трудно...
Выход первого альбома предварял сингл, осторожно поименованный "Сергей
Калугин и группа Artель". Первые же выступления показали
чрезвычайную жизнеспособность и перспективность выбранного новым составом пути.
Правда, ортодоксальные поклонники Калугина, почему-то до сих пор
считающие этого великолепного и техничного гитариста бардом, отнеслись к затее
настороженно, если не сказать - враждебно. Поклонникам же Artели не
понравилось, что аккуратный арт-н-фолк этой команды в новой ипостаси
превратился в некое подобие германского фолк-метал вроде Tanzwut или
In Extremo. Зато поднимавшие на рубеже веков свои нечесанные головы
метал-хэды, бывшие не в курсе всех этих тонкостей, приняли абсолютно новую для
них команду с восторгом. С тех пор на релизах "Оргии Праведников" не найти даже
фамилий музыкантов основного состава.
Диск "Оглашенные Изыдите" по прослушивании вызывает смешанные чувства. С
одной стороны, группа столь дерзко смешивает здесь самые различные стили и
приемы, что поначалу просто теряешься. Абсолютный шедевр здесь - эпический
номер "Туркестанский Экспресс", вобравший в себя элементы фолка,
джаз-рока, трэш-метал и много еще чего. Как бы ни утверждали старые поклонники
Сергея, что в его сольном исполнении под гитару это все звучит намного лучше,
именно эта версия композиции заслужила ту степень народной любви, которой до
этого удостаивались лишь "Улица Роз" Арии, "Катюша"
Э.С.Т. и "Аве, Цезарь!" Черного Обелиска. С другой стороны
- качество записи здесь явно подгуляло. Особенно это касается сведения вокала с
инструменталом: могучий низкий голос Калугина кое-где идет с чудовищной
перегрузкой. И если в "Туркестанском Экспрессе", где Сергей периодически
срывается на трэшевый хрип, это еще как-то стилистически оправдано, то уже
"Восхождение Черной Луны" и "Весну" хочется вытащить с
компакт-диска и подвергнуть нормализации и мягкой компрессии. Впрочем,
драйв, с которым все это исполняется, просто обезоруживает, а сами композиции
обладают могучей внутренней силой, так что на эти досадные погрешности через
некоторое время перестаешь обращать внимание. "Восхождение Черной Луны",
которое и в акустическом-то варианте заставляло публику колотиться головами о
край сцены, здесь - запредельно мощный образец тяжелого фолк-рока, основы
которого заложили еще Led Zeppelin на своем третьем альбоме. А "Весна",
мудро помещенная в самый конец программы, действует на слушателя подобно мечу,
разрубающему гордиев узел накопившихся в мыслях у слушателя к этому моменту
противоречий. Настоящий момент истины.
По мнению самих музыкантов и их окружения, дебютная программа была не более, чем
"попыткой скрестить творчество Сергея с аранжировками ребят из бывшей
Artели. И не везде им удалось достичь гармонии..."
Программа "Двери!
Двери!"
, работа над которой заняла почти пять лет, оказалась на голову
сильнее дебюта. Если песни предыдущего альбома имели одно общее настроение, то
здесь представлены номера самого разного плана. Знаменитая "Пастушка
Адель", в электрической версии обнаружившая некоторые параллели с пивным
шансоном от небезызвестного Тома Ангелриппера, соседствует с
композицией "Rex" - массивной, многоступенчатой, записанной при участии
настоящего хора и не уступающей по силе воздействия стилистически близким
работам Rage или Therion. Тяжелейшая, мрачная и мистическая
история "Абраксас", настоящая металлическая страшилка в превосходном
смысле этого слова плавно переходит в акустический инструментал "Девять
Жизней К Востоку От Рая Возле Красных Холмов". Помимо по сей день
будоражащей иные умы величественная "Ничего Нет Прекраснее Смерти"
перевоплощению в рок-обличье подвергся и ядовитый номер "Это Не Жизнь!",
который доселе воспринимался исключительно концертной причудой группы. О боги,
боги! Неужели на следующем альбоме появится фьюжн-грайнд-коровая версия "Селедки"?
Кстати о грайнд-коре. Для тех, кто опасается, будто "Оргия Праведников"
окончательно решила позиционировать себя как true-металлический брэнд, у
музыкантов припасена шуточная тру-металлическая миниатюра "Тотал
Контрол". Так что вслушайтесь в ее последние слова (партию гроулинга,
кстати, здесь исполняет басист Артем Бондаренко) и расслабьтесь.
Самым же масштабным произведением на диске стал почти двадцатиминутный номер
"Присутствие", где взаимодействие акустических наигрышей Калугина и
увесистых риффов Алексей Буркова достигает состояния странной, почти
пугающей идеальности, где Юрий Русланов помимо игры на флейте исполняет
партию второго баса, где звучит потрясающее соло электрической виолончели в
исполнении Светланы Васильевой. Конец света наступил. Великая борьба
добра и зла дело прошлое. Пора покидать этот мир, а жалко...
При этом альбом не производит впечатления лоскутного одеяла, наоборот - он
имеет куда более крепкий и стройный, нежели раньше, внутренний стержень. За
исключением довольно унылой баллады "Возвращение В Неаполь" слабых мест
на диске не имеется.
Что еще можно сказать? Группу наконец-то научились нормально записывать. Хотя
многим из тех, кто слышал все упомянутые песни на концертах, после
прослушивания альбома может показаться, что чего-то все-таки не хватает. Это
при том, что героическая борьба Оргии Праведников с ужасающей в большинстве
случаев озвучкой рок-клубов в пользу музыкантов еще не завершена. Остается лишь
надежда, что многоканальные прокты обоих альбомов в архиве группы сохранились,
и когда-нибудь мы услышим эти песни достойным образом ремастированными и
перемикшированными. Впрочем, второму альбому косметическая правка требуется в
меньшей степени. Видимо, третья программа команды не будет нуждаться в ней
вовсе.
Что же, подождем. Даже если ждать придется еще пять лет. Дело того стоит.
Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и гитариста Сергея Калугина.
Дата образования:
1 января 1999
Подробности из жизни:
Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в
результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и
гитариста Сергея Калугина.
Звучание группы определяется сочетанием акустической (флейта и акустическая гитара) и "электрической" (ударные, электрогитара и бас) составляющих.
С момента образования группа декларировала своей целью формирование нового
стиля, в котором наиболее ценные и интересные наработки отечественной
музыкальной традиции гармонично сочетались бы с традицией мировой
рок-музыки. Задача эта была сложна, поскольку в основе русской музыкальной
культуры лежит романс, с его чрезвычайно свободным дыханием. Тогда как
рок-музыка подразумевает прежде всего четкую и подробную ритмизацию. Но
соединение несоединимого - конёк группы, это следует уже из названия
коллектива.
Оказалось, что использование скоростных и крайне сложных
ритмических элементов ритм-секции, характерных для прогрессив-рока, в
сочетании с широкой и свободно льющейся…
Bobby LEWIS (1927)
Ted TAYLOR (1934)
Sonny BONO (1935)
Pete CHRISTLIEB (1945)
Jeff CLAYTON (1954)
James INGRAM (1956)
Andy TAYLOR (1961)