ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ  Осторожно, двери открываются!

Программа "Двери! Двери!", работа над которой заняла почти пять лет, оказалась на голову сильнее дебюта. Aльбом не производит впечатления лоскутного одеяла, наоборот - он имеет куда более крепкий и стройный, нежели раньше, внутренний стержень. Если следующей программы придется ждать еще пять лет - дело того стоит.

Альбомы команды Оргия Праведников - редкие у нас образчики по-настоящему независимого рока. Они решительно не влезают ни в какие рамки, производятся на свет силами самих музыкантов, не слишком часто появляются на свет и что уж греха таить - не слишком хорошо записаны. Но при этом содержат чрезвычайно интересный материал. Остается лишь переслушивать их вновь и вновь. Оторваться от этого увлекательного занятия иногда бывает чрезвычайно трудно...
Выход первого альбома предварял сингл, осторожно поименованный "Сергей Калугин и группа Artель". Первые же выступления показали чрезвычайную жизнеспособность и перспективность выбранного новым составом пути. Правда, ортодоксальные поклонники Калугина, почему-то до сих пор считающие этого великолепного и техничного гитариста бардом, отнеслись к затее настороженно, если не сказать - враждебно. Поклонникам же Artели не понравилось, что аккуратный арт-н-фолк этой команды в новой ипостаси превратился в некое подобие германского фолк-метал вроде Tanzwut или In Extremo. Зато поднимавшие на рубеже веков свои нечесанные головы метал-хэды, бывшие не в курсе всех этих тонкостей, приняли абсолютно новую для них команду с восторгом. С тех пор на релизах "Оргии Праведников" не найти даже фамилий музыкантов основного состава.
Диск "Оглашенные Изыдите" по прослушивании вызывает смешанные чувства. С одной стороны, группа столь дерзко смешивает здесь самые различные стили и приемы, что поначалу просто теряешься. Абсолютный шедевр здесь - эпический номер "Туркестанский Экспресс", вобравший в себя элементы фолка, джаз-рока, трэш-метал и много еще чего. Как бы ни утверждали старые поклонники Сергея, что в его сольном исполнении под гитару это все звучит намного лучше, именно эта версия композиции заслужила ту степень народной любви, которой до этого удостаивались лишь "Улица Роз" Арии, "Катюша" Э.С.Т. и "Аве, Цезарь!" Черного Обелиска. С другой стороны - качество записи здесь явно подгуляло. Особенно это касается сведения вокала с инструменталом: могучий низкий голос Калугина кое-где идет с чудовищной перегрузкой. И если в "Туркестанском Экспрессе", где Сергей периодически срывается на трэшевый хрип, это еще как-то стилистически оправдано, то уже "Восхождение Черной Луны" и "Весну" хочется вытащить с компакт-диска и подвергнуть нормализации и мягкой компрессии. Впрочем, драйв, с которым все это исполняется, просто обезоруживает, а сами композиции обладают могучей внутренней силой, так что на эти досадные погрешности через некоторое время перестаешь обращать внимание. "Восхождение Черной Луны", которое и в акустическом-то варианте заставляло публику колотиться головами о край сцены, здесь - запредельно мощный образец тяжелого фолк-рока, основы которого заложили еще Led Zeppelin на своем третьем альбоме. А "Весна", мудро помещенная в самый конец программы, действует на слушателя подобно мечу, разрубающему гордиев узел накопившихся в мыслях у слушателя к этому моменту противоречий. Настоящий момент истины.
По мнению самих музыкантов и их окружения, дебютная программа была не более, чем "попыткой скрестить творчество Сергея с аранжировками ребят из бывшей Artели. И не везде им удалось достичь гармонии..."

Программа "Двери! Двери!" , работа над которой заняла почти пять лет, оказалась на голову сильнее дебюта. Если песни предыдущего альбома имели одно общее настроение, то здесь представлены номера самого разного плана. Знаменитая "Пастушка Адель", в электрической версии обнаружившая некоторые параллели с пивным шансоном от небезызвестного Тома Ангелриппера, соседствует с композицией "Rex" - массивной, многоступенчатой, записанной при участии настоящего хора и не уступающей по силе воздействия стилистически близким работам Rage или Therion. Тяжелейшая, мрачная и мистическая история "Абраксас", настоящая металлическая страшилка в превосходном смысле этого слова плавно переходит в акустический инструментал "Девять Жизней К Востоку От Рая Возле Красных Холмов". Помимо по сей день будоражащей иные умы величественная "Ничего Нет Прекраснее Смерти" перевоплощению в рок-обличье подвергся и ядовитый номер "Это Не Жизнь!", который доселе воспринимался исключительно концертной причудой группы. О боги, боги! Неужели на следующем альбоме появится фьюжн-грайнд-коровая версия "Селедки"?
Кстати о грайнд-коре. Для тех, кто опасается, будто "Оргия Праведников" окончательно решила позиционировать себя как true-металлический брэнд, у музыкантов припасена шуточная тру-металлическая миниатюра "Тотал Контрол". Так что вслушайтесь в ее последние слова (партию гроулинга, кстати, здесь исполняет басист Артем Бондаренко) и расслабьтесь.
Самым же масштабным произведением на диске стал почти двадцатиминутный номер "Присутствие", где взаимодействие акустических наигрышей Калугина и увесистых риффов Алексей Буркова достигает состояния странной, почти пугающей идеальности, где Юрий Русланов помимо игры на флейте исполняет партию второго баса, где звучит потрясающее соло электрической виолончели в исполнении Светланы Васильевой. Конец света наступил. Великая борьба добра и зла дело прошлое. Пора покидать этот мир, а жалко...
При этом альбом не производит впечатления лоскутного одеяла, наоборот - он имеет куда более крепкий и стройный, нежели раньше, внутренний стержень. За исключением довольно унылой баллады "Возвращение В Неаполь" слабых мест на диске не имеется.
Что еще можно сказать? Группу наконец-то научились нормально записывать. Хотя многим из тех, кто слышал все упомянутые песни на концертах, после прослушивания альбома может показаться, что чего-то все-таки не хватает. Это при том, что героическая борьба Оргии Праведников с ужасающей в большинстве случаев озвучкой рок-клубов в пользу музыкантов еще не завершена. Остается лишь надежда, что многоканальные прокты обоих альбомов в архиве группы сохранились, и когда-нибудь мы услышим эти песни достойным образом ремастированными и перемикшированными. Впрочем, второму альбому косметическая правка требуется в меньшей степени. Видимо, третья программа команды не будет нуждаться в ней вовсе.
Что же, подождем. Даже если ждать придется еще пять лет. Дело того стоит.

22.09.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ - свежие публикации:

  • СПРАВКА - ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ, 12.02.2010
    Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и гитариста Сергея Калугина »»
  • Анонс - Эта Оргия будет вечной, 16.06.2009
    19 июня группа Оргия Праведников отмечает свой десятилетний юбилей. За годы работы и служения эта команда стала одной из самых авторитетных команд андеграундной сцены. Каждая новая работа Сергея Калугина и его команды становится событием, каждый концерт - неповторимым шоу »»
  • Альбом дня - Уходящее солнце, 10.05.2007
    Вопреки опасениям, ждать очередного альбома Оргии Праведников еще пять лет не пришлось. Возможно, повлияла смена обстановки - на сей раз запись происходила в петроградской "IntroStudio" под »»
Сайт: www.orgia.ru

ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ

Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и гитариста Сергея Калугина.

Дата образования:

1 января 1999

Подробности из жизни:

Московская группа "Оргия Праведников" образовалась в 1999 году в
результате объединения арт-роковой команды "Артель" и поэта и
гитариста Сергея Калугина.
Звучание группы определяется сочетанием акустической (флейта и акустическая гитара) и "электрической" (ударные, электрогитара и бас) составляющих.

С момента образования группа декларировала своей целью формирование нового
стиля, в котором наиболее ценные и интересные наработки отечественной
музыкальной традиции гармонично сочетались бы с традицией мировой
рок-музыки. Задача эта была сложна, поскольку в основе русской музыкальной
культуры лежит романс, с его чрезвычайно свободным дыханием. Тогда как
рок-музыка подразумевает прежде всего четкую и подробную ритмизацию. Но
соединение несоединимого - конёк группы, это следует уже из названия
коллектива.
Оказалось, что использование скоростных и крайне сложных
ритмических элементов ритм-секции, характерных для прогрессив-рока, в
сочетании с широкой и свободно льющейся…

Далее... →