MAGYAR POSSE  Скрипка и немножко нервно

Белобрысый гитарист финской группы Magyar Posse по имени Харри Сиппола, прихлебывая русское пиво, на неловком английском рассказал нам, что он думает о финских фриках, русских панках и канадских пост-рокерах.

Не сказать, чтобы финский пост-роковый оркестрик Magyar Posse был главным хедлайнером "Пикника Афиши" - он, скорее, был одним из многочисленных приятных сюрпризов. По пластинкам группы (и прежде всего - по последней, "Kings Of Time") складывалось впечатление, что такая музыка на беззаботном фестивале на открытом воздухе будет не очень-то к месту: услышать можно было угрожающие гитарные симфонии, рыдания струнных и прочие типичные, но отменно исполненные пост-роковые ходы. Но, как выяснилось, Magyar Posse и сами поняли, что к чему, и сыграли программу отнюдь не столь мрачную. Все выглядело и звучало на редкость красиво: милейшая девушка Сандра терзала скрипку, дрожали гитарные аккорды, барабаны держали темп, а переливы клавиш создавали атмосферу какого-то чудесного и немного грустного сна. После концерта уставший, но довольный белобрысый гитарист Magyar Posse Харри Сиппола (Harri Sippola), прихлебывая русское пиво, на неловком английском рассказал, что он думает о финских фриках, русских панках и канадских пост-рокерах.

Звуки.Ру: Вы не так уж далеко отсюда живете, но в России первый раз, так ведь?

Харри Сиппола: Да, и нам очень нравится. Знаете, много говорят о том, что в России все не очень хорошо, правит коррупция и так далее. Но правительство - это одно, а люди - совсем другое, и люди здесь замечательные. К тому же, я люблю русских писателей, Булгакова и Гоголя, к примеру. А из музыкантов - Высоцкого и Летова.

Звуки.Ру: Подождите, как это? Высоцкого и Летова? Вы же по-русски не понимаете?

Харри Сиппола: Ни бельмеса. А они, конечно, очень русские. Тут странная история, толком не объяснишь - я чувствую с ними какую-то внутреннюю связь, в них есть что-то очень мощное, что меня ужасно цепляет.

Звуки.Ру: Если судить из России, складывается впечатление, что музыкальный андеграунд в Финляндии очень силен: Киммо Похьйонен (Kimmo Pohjonen), Cleaning Women, вы и еще куча групп. Это совсем немало для такой небольшой страны.

Харри Сиппола: Да, так можно сказать, у нас существует настоящее инди-сообщество. Более того, этот андеграунд уже в каком-то смысле стал мэйнстримом: у нас есть лейблы, налаженная дистрибуция, большие интервью в популярных журналах. Многие группы, очень известные в Финляндии, вышли именно из экспериментальной сцены. Наша аудитория готова к разной, не самой обычной музыке. И я считаю, что это логично: только если не считать, что люди глупы и все время ждут от тебя одного и того же, а играть так, как тебе хочется, можно чего-то достичь. Вот все мы этим и занимаемся.

Звуки.Ру: Вживую вы играете куда более светлую музыку, чем та, что звучит на ваших альбомах. Это сознательная установка?

Харри Сиппола: Конечно. Мне кажется, на концертах не очень уместно играть совсем уж грустные вещи - поэтому живьем мы всегда бодрее. Кроме того, мы исполняли в основном новые композиции - а сейчас мы стремимся к тому, чтобы делать более ритмичную и мелодичную музыку. А то два меланхоличных альбома уже сделали, хватит.

Звуки.Ру: При прослушивании ваших пластинок очень напрашивается сравнение с Godspeed You! Black Emperor - как вы к этому относитесь?

Харри Сиппола: Вообще-то я бы сказал, что наш саунд берется из двух источников. Во-первых, мы обожаем саундтреки: Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Джона Барри (John Barry) и так далее. Во-вторых - финский андеграунд. И вот эти два компонента мы как-то и совмещаем. А что касается GY!BE - я очень их люблю и понимаю, почему нас сравнивают. Что-то общее у нас есть, но мы ни в коем случае им не подражаем. К примеру, GY!BE иногда приходят к тому, что у них не остается ничего, кроме общей атмосферы, ни музыки, ни мелодий - а мы как раз всеми силами стремимся этого избежать. К тому же, они очень предсказуемая группа. Но это, впрочем, не их вина, а многочисленных подражателей. Мне кажется, все, кто копируют саунд подобных групп-первопроходцев, делают их самих в чем-то хуже: теряется оригинальность, такой музыки становится слишком много.

Звуки.Ру: Ну да, и ее называют пост-роком. А вы бы себя так назвали?

Харри Сиппола: Знаете, пост-рок - это как гранж: совершенно непонятно, что имеется в виду. Ведь, например, Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains - совсем разные группы, а всех их причисляют к гранжу. Поэтому я бы назвал то, что мы делаем, проще: инструментальная рок-музыка.

Звуки.Ру: Допустим. А вы сами, как один из участников группы, что слушаете и любите?

Харри Сиппола: Да примерно все то же самое. Впрочем, я еще большой фанат King Diamond. Мне бы хотелось, чтобы наши пластинки были похожи на их: такие целостные истории, рассказанные в форме альбомов. Одна проблема: мы не играем хеви-металл, и у нас нет текстов (смеется).

22.08.2005, Александр ГОРБАЧЕВ (ЗВУКИ РУ)