SZIGET  Письма с острова Сигет. 2005, дни 3 и 4.

Вторая порция впечатлений о фестивале Sziget-2005: ямайские волны, я уезжаю в деревню, полная измена, дискотечный рай Basement Jaxx, провал Korn и триумф Oi Va Voi. Все как всегда, - то есть весело и насыщенно!

12 августа: мертвый шериф, Африка, танцующий торт и крепкие скандинавы.

День начинается с легендарной группы Боба Марли (Bob Marley) - The Wailers. Потрепанные жизнью, задубевшие ямайские музыканты похожи на пиратов, высадившихся на острове после многоетней качки. Звуки старого доброго регги разносятся над полем, и толпа тоже колышется в такт, словно ленивые волны.
Однако меня не очень радует, что вся программа группы строится исключительно на хитах тридцатилетней давности, а в промежутках раздается исключительно "Помните ли вы Боба Марли? Покажите нам, как вы его помните!". На фоне вполне творчески живых The Skatalites эти пенсионеры однозначно проигрывают. А когда начинают звучать каверы "Get Up, Stand Up" и "I Shut The Sherif", мне и вовсе становится скучно.

В этот день без предупреждения начинает меняться все: погода (дождик начинает накрапывать, но потом, словно передумав, прекращает), программа (выступление The Game заменяется на Louis Attack, которые медленно вынимают слушателям мозг своими изматывающими песнями), перемещения по острову становятся все более хаотическими...
Мы устраиваемся перекусить в деревне караоке, где соревнуются все желающие продемонстрировать окружающим свои вокальные способности. Перед сценой - длинные ряды столов: хочешь - пей, хочешь - пой. На сцену вылезает значительного вида чувак и трогательно поет песню Синатры, а следом за ним девичий дуэт пытается воспроизвести хит Гвен Стефани...

Вообще говоря, весь Сигет можно условно разбить на тематические "деревни": ремесла, арт, эзотерика, спорт, культура разых стран... Одна из наиболее колоритных деревень носит кодовое название "Африка", и в ней представлены поделки и музыка всех стран черного континента. Мы теряем в Африке одну из членов нашей компании. Светлана отправилась заплетать себе сотни африканских косичек, а дело это долгое: длится до поздней ночи.
Тем временем откуда-то сбоку раздаются звуки кларнета, выводящего нечто зажигательное, и я иду на звук. Оказывается, рядом играет огромный добродушный болгарин Иво Папазов, чей этно-джаз любят и ценят во всем мире. В исполнении Иво и его оркестрика звучит народный болгарский танец "хоро" и все поле перед сценой организует огромный мельтешащий хоровод. Правда, не всем удается держать ритм: в Болгарии любят "неудобные" для европейского уха размеры типа 7/11, поэтому большинство танцующих просто вскидывают хаотично руки и ноги, хохоча во весь голос.

Этот день организаторы явно организовали как "дискотечный", поэтому у главной сцены собираются любители оторваться на танцполах. Начинают вечер англичане Brand New Heavies, чьи эксперименты в области acid jazz хорошо всем знакомы, однако в этот раз команда привезла на Сигет программу, навеянную яркими семидесятыми и уютными шестидесятыми.
Называется она "All About The Funk", и представляет собой крепкую энциклопедию стиля и его "корней". Фанк, ска, соул и знакомые по старым пластинкам голоса. Даже солист, с которым выступает группа - Николя Руссо (Nicole Rousso) - словно сошел с обложки старого музыкального журнала. А солистка, женщина-кошечка с быстрыми глазами, пластична и игрива. Вместе они составляют прекрасный дуэт. В сочетании с виртуозной гитарой Саймона Бартоломью (Simn Bartolomew) они звучат не только зажигательно, но и изысканно.

И, наконец, главное блюдо - электронный дуэт Basement Jaxx, выступление которого я уже имела возможность наблюдать в июне на Glastonbury. Программа та же, костюмы те же: свадебный наряд необъятной вокалистки, похожей в нем на огромный пляшущий кремовый торт, ловкие и необъятные женщины-слоны, лучшие хит-синглы: "Red Alert", Where's Your Heart At", "Oh My Gosh", "Jump'N'Shout", "Plug It In"... прекрасное крепкое выступление, красивые эффектные дуэты и забойнейший рэп - все, что мы уже видели и будем рады видеть снова.

А рядом тем временем начинают свой сет еще одни наши гластонберийские знакомые - Zap Mama. Пять роскошных женщин из Заира под предводительством обаятельной этно-джазбандерши Мари Доулн (Marie Daulne) & dj искушают и манят своими неземными голосами в страны, которых никогда не было на карте мира. В этот раз их выступление сопровождается более мощным электронным составом, а хваленого хип-хопа, который так порадовал нас в Англии, почти не слышно.
Зато отличные сольные партии всех участниц, более традиционные для этого коллектива, нежели новомодный рэп, заставляют людей застывать в восхищении. Во время исполнения медленных красивых баллад все поле покрывается огоньками зажигалок.

Пора запастись новыми впечатлениями, и мы направляемся на сцену Wan2, где рубятся бравые скандинавские хард-рокеры Turbonegro. Однако попасть внутрь тента - непростая задача:огромная толпа собралась у входа, а внутри творится ад кромешный. Попасть ближе к сцене нам уже явно не суждено. Мы поступаем просто: идем к переней части тента, где находится сцена, и устраиваемся на пригорке. Звезды, лучи прожекторов... Почему бы не закончить день именно так?..

13 августа: простые шведы, тормозная кукуруза, израильские супергерои и зал ожидания.

В этот день программа Сигета не предлагает в первой половине дня новых интересных имен. Я наобум брожу по острову, заходя послушать музыку под маленькие тенты. В голове быстро образуется компот из обрывков мелодий, ритмических рисунков, костюмов и видеопрекций. Срочно требуется что-то простое и дубовое - например, Mando Diao, шведские последователи всех великих рокеров 60-х и 70-х. Однако это оказывается слишком просто. Честно говоря, я не устаю задавать себе вопрос, зачем некоторые музыканты тратят целые годы на то, чтобы получше запрятать в канву своих бледных песен рефрен из Clash. Может быть, вы мне объясните?..

Боль и разочарование дня - Korn. Сначала группа отменяет пресс-конференцию, которая собрала у сцены огромную толпу журналистов из разных мировых изданий. Потом задерживает выступление на час. Потом вступает с таких жутким звуком, что иначе, нежели диверсией, это назвать нельзя: на первой песне - "Freak On A Leash" - вокал не слышен вообще, зато басы срубают с ног. Далее следует "Falling Away From Me" - и пауза в 10 минут, во время которой недоумевающей публике на кране демонстрируют знаменитый дизайнерский микрофон. Снова песня, - и снова пауза. Что там у них, черт возьми, происходит?!
Кавер на знаменитый пинк-флойдовский "Another Brick In The Wall" - пауза. Кавер на Metallica - пауза. Такое впечатение, что группа проводит саундчек перед толпой в 100 тысяч зрителей. Звук от песни к песне лучше не становится. Публика не ропщет, она честно ждет, когда же начнется собствено концерт... и вот вам, получайте: "God The Life", "Fck That", A.D.I.D.A.S" и "Make M Bad". Концерт закончен, всем до свиданья. Как fuck off?! Вы еще и недовольны?!

Ничего удивительного в том, что огромная часть народа отвалила с Korn на другие сцены еще во время исполнения первых песен. В частности, огромная толпа собралась на великолепных Oi Va Voi, о которых мы уже имели возможность рассказать вам раньше.
Группа все так же сильна и необыкновенна, ее скрипачка Софи Соломон (Sopie Solomon) - все так же уникально артистична, а сама группа по-прежнему лишена пафоса и с удовольствием общается с народом. В этот раз Oi Va Voi продемонстрировали нам несколько новых композиций (одну, на бис - в совершенно неожиданном для клезмер-клэша стиле хард-рок), заставив нас с еще большим нетерпением ожидать выхода их новой пластинки.

На дворе - глубокая ночь, усталость валит с ног. Тент ambient, где усталый путник, сбросив тапки, может поваляться под релаксирующую музыку, больше всего походит на зал ожидания вокзала, наполненный беженцами. Ничего не поделаешь - придется отправляться домой. До завтра, любимый остров!

Продолжение следует.

14.08.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)