10 августа: антиглобалисты, рокировки и афрокаверы.
Здравствуй, Sziget, я снова дома. За
годы радости, проведенные на Дунае, я расплачиваюсь зависимостью, которая
сродни наркотической: привычка к хорошему звуку, доброжелательной публике и
крепкому составу выступающих команд сделала меня безнадежным снобом. Мои
рассказы об этом фестивале совершенно точно не могут передать всей полноты
ощущений, однако их задача - не в этом. Я просто хочу, чтобы в следующем году
ты, мой дорогой читатель, оторвал задницу от стула, а глаза - от монитора,
отложил на поезку деньги, заначенные на покупку очередного пылесоса или
мр3-плеера, и рванул с нами на этот благословеный остров. В этом году так
сделали многие читатели Звуков, с которыми мы шатаемся от сцены к сцене и
весело обсуждаем события прошедших дней, радуемся новым впечатлениям, исследуем
остров, каждый раз открывая для себя все новые и новые чудеса. Я надеюсь, что в
следующем году ты тоже переживешь Главное Приключение Лета, и оно не будет
иметь ничего общего с грязью и жестокостью русских open-air'ов...
Ширится и укрепляется состав "Sziget team" - журналистского корпуса, пишущего и
снимающего на Сигете. Алан, фотограф из Парижа, привозит всем подарки.
Алессандра, кореспондент из Италии, хвастается новым бойфрендом и своей
фотографией Папы Римского на обложке "Time". Седрик, Роксана, французская
команда, делающя фильм о фестивале... Все они тоже стали за эти годы близки
нам, и мы встречаемся в пресс-зоне как потерявшиеся бизнецы из мыльных опер.
Это - тоже важная для меня примета Сигета.
Приятно и устраивать мини-экскурсию по острову для новых членов тусовки: всегда
обнаружишь для себя нечто новое, либо только что появившееся, либо ранее
неразведенное.
Но мы здесь, собственно, за музыкой, и она не заставляет себя ждать. На главной
сцене фестиваль открывают наши старые знакомые - испанские панки-антиглобалисты
Ska-p. Бодрое веселое вступление - те, кто развалился на травке перед
сценой, спешно поднимаются на ноги и принимаются плясать.
Ska-P - панки,
которые действительно живут в образе: в этот раз их фургон с оборудованием
задержался в будапештской пробке, а для части техники просто не нашлось
специальной машины, поэтому их мониторы и примочки доставил на остров...
перевозчик туалетных кабинок Toi Toi! Вдоволь нашутившись на тему "дерьмовой
группе - дерьмовоз", Ska-P, как обычно, откатывают программу с полной
самоотдачей: луженые глотки, переодевания, хождение на ходулях в маскировочной
сетке и костюмах Смерти и Дяди Сэма, а также обязательное для всякого
уважающего себя панка заголение филейной части сопровождаются звуками волынки,
американского гимна и шума воды в унитазе. При полной поддержке публики!
Morcheeba, только что огорошившие нас известием о том, что недавно
появившаяся в составе группы Дейзи Марти (Daisy Martey) будет вскоре
заменена на новую вокалистку, исполняет исключительно программу с альбома
"Antidote", который был записан при участии свежего голоса. Пол и Росс
Годфри (Paul Godfrey & Ross Godfrey) галантно представляют Дейзи
- и она выпархивает на сцену в наряде с этническим рисунком, словно эльф с
большими острыми ушами. Начало сета полностью соответствует программе диска, в
которой смешались r'n'b, трип-хоп, регги и психоделия.
Однако дальше Дейзи
устает и ее вокал теряет свою воздушность, певица все чаще берет паузы и
полностью прекращает вокальные эксперименты. Правда, когда она берет саксофон,
его звук органично вплетается в ткань музыки. Но мы еще помним ломовой сет,
который отыграли Morcheeba на Сигете в свой прошлый приезд, и сравнение
определенно не в пользу Дейзи...
Одну из песен Пол предваряет объяснением: "Мы написали эту песню и посвятили
ее себе - двум лузерам, каковыми, собственно, всегда и являлись. Мы тогда
сильно напились. Собственно, мы всегда немного под мухой". Звучит:
"I think you're fine -
Everyone loves the looser..."
И вдруг очередную песню Пол посвящает... "русским ребятам, которые сейчас
торчат здесь на поле, а еще тем, кто недавно торчал под водой в батискафе".
Мы понимаем, что нам только что передали привет. Трогательно.
Наша компания собирается у сцены - пора отмечать первый день Сигета. Усевшись
за длинный стол с пиццей и вином, обнаруживаем рядом веселую компанию
ирландцев. Немедленно образуется дуэт: русская барышня с ирландским парнем,
разделив напополам наушники от iPod, на два голоса поют хиты группы U2.
Типичный Сигет.
На главной сцене тем временем уже начал завораживать барышень Шон Пол (Sean
Paul) - ямайско-американский мачо, в творчестве которого органично
соседствуют хип-хоп, ragga и дискотечная долбежка. Шон скачет по сцене в
смешной вязаной шапочке, словно живая реклама энергетических дринков. Во время
исполнения хита "Make It Clap" барышни впадают в экстаз... а мы пожимаем
плечами и двигаем на World Stage.
Последний концерт дня - сенегальский мастер афрокаверов Youssou N'Dour,
чуть ли ни единстенный африканский музыкант, чья популярность в мире находится
на уровне мировых поп-звезд. Кстати, Юссу Н'Дур недавно получил "Grammy" за
одну из своих работ, записанную с арабскими музыкантами - "Egypt", в
которой были использованы суфийские мотивы. Он презентует очень сильный сет:
традиционые барабаны и перкуссии соседствуют в нем с электроникой, струнными
партиями и бог знает чем еще. Бешеный ритм, потрясающе техничная игра и
традиционный африканский вокал вставляют покруче любого техно. В какой-то
момент начинается соло барабанщиков, от которого замирает все поле: слаженность
и изобретательность музыкантов просто удивительна.
Мы покидаем world stage с отбитыми ладонями и немеющими ногами. Там и сям
раздается музыка, на звук которой хочется пойти, однако сил на то, чтобы
стоять, плясать и слушать уже не осталось.
11 августа: дивы, анархисты и маги.
Щедрый на солнце и улыбки день начинается с концерта Натали Имбрульи
(Natalie Imbruglia). На ее выступление мы попадаем почти случайно,
однако пропустить его, как выясняется, было бы просто преступлением: Натали
настолько хорошо поет и двигается, а ее программа оказывается настолько
по-хорошему жесткой, что по окончании сета один из наших приятелей задумчиво
говорит: "странно, что в России Имбрулья считается попсой, а Чичерина -
роком..."
Отличительные особенности выступления заморской героини сериалов, спортсменки и
комсомолки: развевающиеся волосы, простенькая футболка с джинсами, сияющие
огромные глаза, свежие песни вперемешку с хитами из дебютного "Left On The
Middle", перед сценой - огромная толпа итальянцев, кричащих "bella! ciara
ti amore!" - и драйв, драйв, драйв.
В перерыве между "большими" сетами мне удается заглянуть и на world, где колдуют странные бельгийцы DAAU: вопреки дислокации, группа играет вовсе не фолк - это джаз, фьюжн и бог знает что еще, исполненное чрезвычайно техничным и юмористически настроенным струнным оркестром. Дуэт Ленски (Buni Lenski - скрипка, Simon Lenski - виолончель) мгновенно покоряет своей гипертехничностью и одновременно - какой-то невероятной легкостью, но когда вступает кларнет или аккордеон, возникает полное ощущение, что тебя просто-таки накачали счастьем.
А вот и старые знакомые - Anima Sound System. Очень здорово, что в минувшем году группа смогла посетить Москву, - правда, жаль, что как раз на этот период пришлись перестановки в составе команды, так что всей мощи выступления венгерских электронщиков и танцевальных магов москвичи не оценили. В этот раз колоритный лохматый солист и не менее колоритная вокалистка составляют прекрасную яркую пару. Музыка стала чуть жстче, чуть категоричнее, в ней более резко простравлены акценты и совсем не ощущается следов былого "корневого" даба, которым венгры баловали нас ранее. Но и новые композиции группы звучат на удивление здорово.
К вечеру на главную сцену начинают стекаться люди со всех краев острова. Здесь ожидается сет Underworld - один из козырей нынешнего Сигета. Авторы нетленного саундтрека к фильму "Transpoiting", словно два алхимика, появляются в мертвенной темноте перед длиннющей панелью управления и начинают саундчек. Постепенно саундчек перерастает в собственно концерт, и тут вступает тяжелая артиллерия: лазеры, транс и техно-подложки, плотный качающий ритм обеспечивают обрамление артистичному чернокожему вокалисту. Сет-лист хорошо салансирован и содержит все элменты, необходимые для полноценного питания здоровому организму: "Maaner", "Cowgirl", "Dirty Epic", "Rez", "Jumbo", Pearls Girl", "Shudder - King Of Shake"... Ну и, конечно же, не обходится и без знаменитой темы - "Born Slippy". Толпа в едном танцевальном порыве буквально выталкивает на поверхность девушку, размахивающую огоромным красным сердцем.
Одна из проблем Сигета - одновременно на разных площадках могут играть очень хорошие группы из совершенно разных жанров. До металлической сцены мне приходится буквально бежать: так не хочется пропустить выступление легендарных Accept. Но жалеть об этом не стоит: плотненький, кругленький Удо Диркшнайдер (Udo Dirkschneider) и его бравая хеви-команда делают всех. Они бодры, колоритны и умеют принимать эффектные героические позы, но не чужды юмора: в качестве проигрыша могут, к примеру, запросто использовать знаменитую тему из арии Мефистофеля, как это днем ранее проделали легкомысленные Ska-P. Или вдруг примутся прыгать совершенно несерьезным образом...
На часах - полночь. На Wan2 - анархисты в красном: International Noise
Conspiracy, чьи агрессивные хиты в стиле хард-кор не дают спать
конформистам. Если вы когда-нибудь заходите посмотреть на чемпионов по прыжкам
в высоту среди музыкантов, обязательно посетите INC. Если выживете - не пожалеете.
Устало бредя по аллее к выходу, всей компанией принимаем решение "поболеть за
своих" - Noiz Orchestra, в составе которого играют музыканты из любимой
группы Дети Пикассо. Однако почему-то в расписании сцены наблдюдается
сдвиг минимум на полчаса, из-за чего мы попадаем прямиком на местную группу
Masfel - взрывное электронное безумие в сопровождении авангардного
саксофона. Устоять невозможно, танцевать хочется с первых услышанных нот.
Видимо, именно так и стоило закончить день: полностью исчерпав внутренние
резервы. Как мы переживем следующие дни? - нам и самим это страшно интересно...
Продолжение следует.
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)