10 августа: антиглобалисты, рокировки и афрокаверы.
Здравствуй, Sziget, я снова дома. За
годы радости, проведенные на Дунае, я расплачиваюсь зависимостью, которая
сродни наркотической: привычка к хорошему звуку, доброжелательной публике и
крепкому составу выступающих команд сделала меня безнадежным снобом. Мои
рассказы об этом фестивале совершенно точно не могут передать всей полноты
ощущений, однако их задача - не в этом. Я просто хочу, чтобы в следующем году
ты, мой дорогой читатель, оторвал задницу от стула, а глаза - от монитора,
отложил на поезку деньги, заначенные на покупку очередного пылесоса или
мр3-плеера, и рванул с нами на этот благословеный остров. В этом году так
сделали многие читатели Звуков, с которыми мы шатаемся от сцены к сцене и
весело обсуждаем события прошедших дней, радуемся новым впечатлениям, исследуем
остров, каждый раз открывая для себя все новые и новые чудеса. Я надеюсь, что в
следующем году ты тоже переживешь Главное Приключение Лета, и оно не будет
иметь ничего общего с грязью и жестокостью русских open-air'ов...
Ширится и укрепляется состав "Sziget team" - журналистского корпуса, пишущего и
снимающего на Сигете. Алан, фотограф из Парижа, привозит всем подарки.
Алессандра, кореспондент из Италии, хвастается новым бойфрендом и своей
фотографией Папы Римского на обложке "Time". Седрик, Роксана, французская
команда, делающя фильм о фестивале... Все они тоже стали за эти годы близки
нам, и мы встречаемся в пресс-зоне как потерявшиеся бизнецы из мыльных опер.
Это - тоже важная для меня примета Сигета.
Приятно и устраивать мини-экскурсию по острову для новых членов тусовки: всегда
обнаружишь для себя нечто новое, либо только что появившееся, либо ранее
неразведенное.
Но мы здесь, собственно, за музыкой, и она не заставляет себя ждать. На главной
сцене фестиваль открывают наши старые знакомые - испанские панки-антиглобалисты
Ska-p. Бодрое веселое вступление - те, кто развалился на травке перед
сценой, спешно поднимаются на ноги и принимаются плясать.
Ska-P - панки,
которые действительно живут в образе: в этот раз их фургон с оборудованием
задержался в будапештской пробке, а для части техники просто не нашлось
специальной машины, поэтому их мониторы и примочки доставил на остров...
перевозчик туалетных кабинок Toi Toi! Вдоволь нашутившись на тему "дерьмовой
группе - дерьмовоз", Ska-P, как обычно, откатывают программу с полной
самоотдачей: луженые глотки, переодевания, хождение на ходулях в маскировочной
сетке и костюмах Смерти и Дяди Сэма, а также обязательное для всякого
уважающего себя панка заголение филейной части сопровождаются звуками волынки,
американского гимна и шума воды в унитазе. При полной поддержке публики!
Morcheeba, только что огорошившие нас известием о том, что недавно
появившаяся в составе группы Дейзи Марти (Daisy Martey) будет вскоре
заменена на новую вокалистку, исполняет исключительно программу с альбома
"Antidote", который был записан при участии свежего голоса. Пол и Росс
Годфри (Paul Godfrey & Ross Godfrey) галантно представляют Дейзи
- и она выпархивает на сцену в наряде с этническим рисунком, словно эльф с
большими острыми ушами. Начало сета полностью соответствует программе диска, в
которой смешались r'n'b, трип-хоп, регги и психоделия.
Однако дальше Дейзи
устает и ее вокал теряет свою воздушность, певица все чаще берет паузы и
полностью прекращает вокальные эксперименты. Правда, когда она берет саксофон,
его звук органично вплетается в ткань музыки. Но мы еще помним ломовой сет,
который отыграли Morcheeba на Сигете в свой прошлый приезд, и сравнение
определенно не в пользу Дейзи...
Одну из песен Пол предваряет объяснением: "Мы написали эту песню и посвятили
ее себе - двум лузерам, каковыми, собственно, всегда и являлись. Мы тогда
сильно напились. Собственно, мы всегда немного под мухой". Звучит:
"I think you're fine -
Everyone loves the looser..."
И вдруг очередную песню Пол посвящает... "русским ребятам, которые сейчас
торчат здесь на поле, а еще тем, кто недавно торчал под водой в батискафе".
Мы понимаем, что нам только что передали привет. Трогательно.
Наша компания собирается у сцены - пора отмечать первый день Сигета. Усевшись
за длинный стол с пиццей и вином, обнаруживаем рядом веселую компанию
ирландцев. Немедленно образуется дуэт: русская барышня с ирландским парнем,
разделив напополам наушники от iPod, на два голоса поют хиты группы U2.
Типичный Сигет.
На главной сцене тем временем уже начал завораживать барышень Шон Пол (Sean
Paul) - ямайско-американский мачо, в творчестве которого органично
соседствуют хип-хоп, ragga и дискотечная долбежка. Шон скачет по сцене в
смешной вязаной шапочке, словно живая реклама энергетических дринков. Во время
исполнения хита "Make It Clap" барышни впадают в экстаз... а мы пожимаем
плечами и двигаем на World Stage.
Последний концерт дня - сенегальский мастер афрокаверов Youssou N'Dour,
чуть ли ни единстенный африканский музыкант, чья популярность в мире находится
на уровне мировых поп-звезд. Кстати, Юссу Н'Дур недавно получил "Grammy" за
одну из своих работ, записанную с арабскими музыкантами - "Egypt", в
которой были использованы суфийские мотивы. Он презентует очень сильный сет:
традиционые барабаны и перкуссии соседствуют в нем с электроникой, струнными
партиями и бог знает чем еще. Бешеный ритм, потрясающе техничная игра и
традиционный африканский вокал вставляют покруче любого техно. В какой-то
момент начинается соло барабанщиков, от которого замирает все поле: слаженность
и изобретательность музыкантов просто удивительна.
Мы покидаем world stage с отбитыми ладонями и немеющими ногами. Там и сям
раздается музыка, на звук которой хочется пойти, однако сил на то, чтобы
стоять, плясать и слушать уже не осталось.
11 августа: дивы, анархисты и маги.
Щедрый на солнце и улыбки день начинается с концерта Натали Имбрульи
(Natalie Imbruglia). На ее выступление мы попадаем почти случайно,
однако пропустить его, как выясняется, было бы просто преступлением: Натали
настолько хорошо поет и двигается, а ее программа оказывается настолько
по-хорошему жесткой, что по окончании сета один из наших приятелей задумчиво
говорит: "странно, что в России Имбрулья считается попсой, а Чичерина -
роком..."
Отличительные особенности выступления заморской героини сериалов, спортсменки и
комсомолки: развевающиеся волосы, простенькая футболка с джинсами, сияющие
огромные глаза, свежие песни вперемешку с хитами из дебютного "Left On The
Middle", перед сценой - огромная толпа итальянцев, кричащих "bella! ciara
ti amore!" - и драйв, драйв, драйв.
В перерыве между "большими" сетами мне удается заглянуть и на world, где колдуют странные бельгийцы DAAU: вопреки дислокации, группа играет вовсе не фолк - это джаз, фьюжн и бог знает что еще, исполненное чрезвычайно техничным и юмористически настроенным струнным оркестром. Дуэт Ленски (Buni Lenski - скрипка, Simon Lenski - виолончель) мгновенно покоряет своей гипертехничностью и одновременно - какой-то невероятной легкостью, но когда вступает кларнет или аккордеон, возникает полное ощущение, что тебя просто-таки накачали счастьем.
А вот и старые знакомые - Anima Sound System. Очень здорово, что в минувшем году группа смогла посетить Москву, - правда, жаль, что как раз на этот период пришлись перестановки в составе команды, так что всей мощи выступления венгерских электронщиков и танцевальных магов москвичи не оценили. В этот раз колоритный лохматый солист и не менее колоритная вокалистка составляют прекрасную яркую пару. Музыка стала чуть жстче, чуть категоричнее, в ней более резко простравлены акценты и совсем не ощущается следов былого "корневого" даба, которым венгры баловали нас ранее. Но и новые композиции группы звучат на удивление здорово.
К вечеру на главную сцену начинают стекаться люди со всех краев острова. Здесь
ожидается сет Underworld - один из козырей нынешнего Сигета. Авторы
нетленного саундтрека к фильму "Transpoiting", словно два алхимика,
появляются в мертвенной темноте перед длиннющей панелью управления и начинают
саундчек. Постепенно саундчек перерастает в собственно концерт, и тут вступает
тяжелая артиллерия: лазеры, транс и техно-подложки, плотный качающий ритм
обеспечивают обрамление артистичному чернокожему вокалисту. Сет-лист хорошо
салансирован и содержит все элменты, необходимые для полноценного питания
здоровому организму: "Maaner", "Cowgirl", "Dirty Epic", "Rez", "Jumbo",
Pearls Girl", "Shudder - King Of Shake"... Ну и, конечно же, не обходится и без
знаменитой темы - "Born Slippy". Толпа в едном танцевальном порыве
буквально выталкивает на поверхность девушку, размахивающую огоромным красным
сердцем.
Одна из проблем Сигета - одновременно на
разных площадках могут
играть очень хорошие группы из совершенно разных жанров.
До металлической сцены мне приходится буквально бежать: так не хочется
пропустить выступление легендарных Accept. Но жалеть об этом не стоит:
плотненький, кругленький Удо Диркшнайдер (Udo Dirkschneider) и его
бравая хеви-команда делают всех. Они бодры, колоритны и умеют принимать
эффектные героические позы, но не чужды юмора: в качестве проигрыша могут, к
примеру, запросто использовать знаменитую тему из арии Мефистофеля, как это
днем ранее проделали легкомысленные Ska-P. Или вдруг примутся прыгать
совершенно несерьезным образом...
На часах - полночь. На Wan2 - анархисты в красном: International Noise
Conspiracy, чьи агрессивные хиты в стиле хард-кор не дают спать
конформистам. Если вы когда-нибудь заходите посмотреть на чемпионов по прыжкам
в высоту среди музыкантов, обязательно посетите INC. Если выживете - не пожалеете.
Устало бредя по аллее к выходу, всей компанией принимаем решение "поболеть за
своих" - Noiz Orchestra, в составе которого играют музыканты из любимой
группы Дети Пикассо. Однако почему-то в расписании сцены наблдюдается
сдвиг минимум на полчаса, из-за чего мы попадаем прямиком на местную группу
Masfel - взрывное электронное безумие в сопровождении авангардного
саксофона. Устоять невозможно, танцевать хочется с первых услышанных нот.
Видимо, именно так и стоило закончить день: полностью исчерпав внутренние
резервы. Как мы переживем следующие дни? - нам и самим это страшно интересно...
Продолжение следует.
1965 – В Мерсере, Пенсильвания, родился Трент Резнор - "голос поколения миллениума", лидер Nine Inch Nails, владелец студии Nothing Records, инди-музыкант, достигший мировой славы. Резнора часто называют "крестным отцом" Мэрилина Мэнсона »»
1997 – Пол Маккартни провел самое масштабное интернет-интервью. Во время онлайн-презентации альбома Flaming Pie экс-битл в течение 30 минут получил около 3 миллионов вопросов. Ответить Маккартни успел лишь на 200 из них »»
David IZENON (1932)
Jackie MCLEAN (1932)
Taj MAHAL (1942)
Bill BRUFORD (1948)
Gosta SUNDQVIST (1957)
ENYA (1961)
Josh HOMME (1973)