AMERICAN MUSIC CLUB  Love Songs For Patriots

American Music Club - группа культовая, в том смысле, что в период своего расцвета она очаровала критиков, после своей смерти повлияла на огромное число музыкантов, однако большого коммерческого...

American Music Club - группа культовая, в том смысле, что в период своего расцвета она очаровала критиков, после своей смерти повлияла на огромное число музыкантов, однако большого коммерческого успеха так и не снискала. Как всегда в таких случаях, публике должно было быть стыдно: заряженный кантри инди-рок, которую AMC играли десяток лет с середины 80-х по середину 90-х, заслуживал внимания. Тем не менее, неформат AMC не составил конкуренцию поп-жвачке, и последние годы музыканты занимались сольной карьерой - тоже, понятно, без особого результата. В итоге AMC решили дать миру еще один шанс и устроили реюнион, сперва поездив с концертами, а потом и записав новый альбом - Love Songs for Patriots (2004).
У AMC весьма мягкий звук, в котором и фолкового-то ничего вроде и нет, но который что-то не позволяет обозначить обычным пост-роком (Radiohead), или поп-роком (Counting Crows), или даже просто американским роком (как у поздних Dinosaur Jr.). Все дело, похоже, в темпе, в размеренной и медленной поступи этой музыки, которая возможна только, если в качестве источника вдохновения выступают поля, мелкие городишки, полынь у бесконечных шоссе и вообще все то, что принято называть "глубинкой", хотя более мелкого слова трудно придумать. AMC вполне владеют всеми последними модными, если не пост-модными ухищрениями, принятыми в современной музыке. В "Love Is" есть даже ритмичное биение сердца - эффект, ставший популярным с легкой руки еще трип-хопперов, - а помимо этого, есть и атмосферные партии синтезаторов, нойзовый гитарный (?) скрежет ("Ladies and Gentlemen", "Job to Do") и кристально чистая запись, какой сейчас принято превращать живые инструменты в псевдо-живые - этой участи не избегает и акустические гитары Вуди и компании. Но American Music Club все-таки звучат по-своему, и все дело, похоже, в их мироощущении - или, если смотреть на вещи более прагматично, в их подходе к сочинению и аранжировке. Распевки в "Only Love Can Set You Free" звучат очень похоже на тех же Radiohead периода где-то посередине между OK Computer и Kid A, однако в конечном итоге все приходит даже не к блюзу, даже не к кантри, а скорее к тому максимально тягучему преломлению фолк-рока, какое встречается скорее у британцев вроде Tindersticks или Pram.
Надо сказать, что в больших дозах это может оказаться скучным. Один, в сущности, темп - и тот медленный, причем явно из принципиальных соображений, - акустическая гитара, волна звука, через какие всегда непросто пробираться, и голос Марка Эйцеля, немного гнусавый и отстраненно-печальный, как у панка-расстриги или Дэймона Элбарна. Пробраться через этот лабиринт мягкой, убаюкивающей депрессии не так просто, и в конечном счете нужно либо улавливать по верхам лаунжевые настроения, воспринимая Love Songs... как фоновую музыку, либо, наоборот, настроиться на эту волну до конца и, испытывая катарсис, видеть глубокий смысл в каждом пассаже, рисунке ударных и периодически всплывающем фортепианном проигрыше. Сделать это, конечно, непросто, однако похоже, что этот диск - из тех, которые оправдывают усилия, затраченные на попытки в него "въехать".

09.08.2005, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)