Для начала хочется развеять одно заблуждение.
Вопреки распространявшимся задолго до
действа пресс-релизам, фильм 'Голем'
Пауля Вегенера снят вовсе не по роману Густава Майринка, который, как
справедливо заметил сам Гэри Лукас (Gary Lucas), "скорее психологический
этюд о Праге XIX
века, нежели реальная история о рабби Льве Бен Бецалеле". А фильм - почти
буквальное переложение старинной иудейской легенде о глиняном защитнике евреев
в средневековой Праге. Понятно, что из всех существующих версий легенды (по
одной из них, Голем довольно долго жил у рабби Лева, убирал улицы пражского
гетто и вообще был общим любимцем, пока не взбунтовался) Вегенер выбрал
наиболее лаконичную и довел ее до максимальной схематики. Ну да, всех нюансов
не вместить даже в полный метр, а если кино еще и немое...
Впрочем, фильм этот безусловно имеет отношение к категории шедевров. И поэтому, а не только из-за своих польско-чешских еврейских корней и врожденного киноманства экс-бифхартовец Лукас выбрал для перформанса в далеком уже 1989-м именно его. Проект "Голем" исколесил многие города и веси, и теперь вот оказался в Москве.
Откровенно говоря, об аншлаге говорить не приходилось: зал был заполнен чуть больше чем на треть. Впрочем, торговля аудиопродукцией, среди которой были и релизы подороже - как сольные работы героя вечера, так и его коллаборации с Джеффом Бакли и группой Gods And Monsters, и подешевле - как новый альбом "Богов и Монстров", стараниями Андрея Борисова и ассоциации "Экзотика" выпущенный в России куда раньше, чем во всем остальном мире, шла бойко.
Перед началом Гэри выступил с приветственным словом, которое с энтузиазмом, но
отчасти меняя смысл текста, переводил Максим Сильва-Вега. Максим, правда,
немедленно реабилитировал себя: на фразу Лукаса "and since that time I'm alone
in this Golem business" он среагировал так:
- И теперь я один в этом голимом бизнесе!
Зал зааплодировал, и кино началось.
Копия картины была ничего себе (особенно если учитывать ее 85-летний возраст),
хотя временами лиц отдельных героев было не различить. Но ключевые сцены видны
были хорошо. Конечно, в 2005-м не может не возникнуть вопрос: отчего это
красавица-еврейка, дочь рабби Лева (ее, кстати, сыграла русская актриса Лидия
Салмонова) так прониклась к рыцарю Флориану, каковой стараниями актера Лотара
Ментеля выглядит максимально омерзительно? Но Голем-Вегенер временами вызывал
настоящий ужас, а массовые сцены в гетто оказались и вовсе выше всяких похвал.
Однако пора о музыке.
Поначалу устроившийся в левом углу сцены и обставившийся всяческими примочками для своих гитар Лукас заметен особо не был: магия большого киноэкрана и черно-белого кино перетягивала одеяло на себя. Но мало-помалу музыка заняла равное с изображением место в сознании кинозрителей. Отчетливо выделились три темы, которые, сплетаясь и расходясь в стороны, придали драматургии действа окончательную осмысленность. Во-первых, тема гетто, эдакое иудейское альт-кантри, играемое в основном на гитаре типа National Steel, во-вторых, грозная тема Голема, жесткая, ревущая, как с трудом сдерживаемая и малоконтролируемая сила, и, наконец, тема влюбленной девушки, нежная, но напряженная.
Лукас живьем делал то, на что оркестр кинематографии в былые времена тратил
драгоценные смены в Доме Звукозаписи, где ныне базируется телеканал "Культура"
- он на наших глазах создавал полноценный и даже более того, самоценный
саундтрек к непростому и некороткому кино. Отсылая нас то к авангардному
квазинойзу, то к просторам прерий, по которым, если отрешиться от экрана и
закрыть глаза, бродили в поисках земли обетованной представители богоизбранного
народа, то к традиционной балладной лирике, Лукасу удавалось не отвлекать
внимания от экрана. В какой-то момент я и вовсе забыл о его существовании,
увлекшись перипетиями борьбы рабби Лева со всесильным Императором. Однако
вскоре все закончилось достаточно удачно как для обитателей гетто, так и для
всей империи. Разве что Флориана убили, да и не жалко - я же говорил, он мерзкий.
Аплодисменты, свет: Наполовину мокрый под светлым пиджаком Лукас раскланивался,
и по лицу его было видно - этот "голимый" бизнес ему больше чем в радость.
А потом было то, о чем мало кто знал - Гэри Лукас спустился в кафе, и там, перед глазами то ли восьми, то ли десяти зрителей, большая часть которых имела самое прямое отношение к концерту (среди них были Андрей Борисов, Алексей "Плюха" Плюснин, Александр Чепарухин, а также несколько журналистов, в том числе и автор этих строк), на той самой потертой и тяжелой National Steel отыграл часовой сет. Он просто импровизировал, сплетая блюз, кантри, рок и черт-те что еще, и, право слово, не хотелось все это как-то определять. Хотелось слушать еще и еще. Мастерством ли он брал, душой ли - не знаю; думается, прежде всего - невероятным удовольствием, которое сам он получал от каждой извлеченной ноты.
Мы разошлись в половине первого. Был длинный разговор о книжках и кино, о детях
и животных, о евреях и террористах, о музыке: и о музыке. Назавтра проект
"Голем" отправлялся в Спб.
Но остался осадок. От того, что как минимум тридцать человек в Москве, которым
это было необходимо, не услышали, как Гэри Лукас играл в полупустом помещении,
в котором день спустя клуб "Авант", набитый людьми и построковыми миазмами,
отмечал свой юбилей.
Правда, он обещал вернуться...
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)