Владимир ВЫСОЦКИЙ  Четверть века без Высоцкого

25 июля 1980 года скончался поэт, певец и актер Владимир Высоцкий. Нам показалось уместным накануне трагической даты задать несколько вопросов о Владимире Семеновиче и отношении к нему нашим рок-музыкантам - тем, кто в какой-то степени продолжает дело, начатое когда-то гениальным человеком.

Вряд ли кто-то из тех многих тысяч зрителей, что пришли в эти выходные насладиться творчеством любимых групп и попить пивка на фестиваль "Крылья" в Тушино, смогли бы с ходу ответить, какая дата будет отмечаться буквально уже на следующий после завершения фестиваля день. А ведь многие из тех, кто выходил в эти дни на сцену, считают, что немалую роль в становлении их как творческих личностей сыграл именно этот человек, с трагической гибели которого 25 лет назад в истории нашей культуры началась совершенно другая эпоха.

25 июля 1980 года скончался великий поэт, певец и актер Владимир Высоцкий. Мне показалось уместным накануне трагической даты задать несколько вопросов о Владимире Семеновиче и отношении к нему нашим рок-музыкантам - тем, кто в какой-то степени продолжает дело, начатое когда-то гениальным человеком. Вопросы были следующие:
1. Что почувствовал, когда узнал о смерти Владимира Семеновича?
2. Если бы выпала такая возможность - встретиться и поговорить с ним сейчас, о чем была бы эта беседа?
3. Можно и нужно ли перепевать песни Высоцкого? Какая из его песен наиболее актуальна сегодня, на твой взгляд?
4. Что лично тебя связывает с именем Высоцкого?

Александр "Чача" Иванов (Наив).
1. Я был достаточно молодым, и довольно мало к тому моменту слышал его песен, но те, которые я слышал, мне очень нравились. Я все равно какое-то сожаление испытал, хотя, если бы я был старше, то, наверное, переживал бы больше - потому что потом, когда я уже подрастал, я стал слушать его песни, и со временем уже понял, конечно, кто это был. На тот момент я просто был не особо "в материале"...
2. Да, наверное, ни о чем... На самом деле, он был таким человеком, который достаточно четко и хорошо выражался в своих песнях, а это очень большой дар! В принципе, он в своих песнях говорил то и говорил так, что это было понятно, в принципе, поэтому ему самому можно было бы уже мозги и не е..ать. Он был из разряда таких поэтов и певцов, которые уже все сказали доходчиво и круто!
3. Хорошо было бы, если бы кто-то попробовал это сделать, но это сделать очень сложно! Он был очень искренний исполнитель, и нужно либо совсем по-другому прочесть его песни, либо должен это сделать кто-то, кто умеет и может это сделать хорошо. Была же попытка трибьюта, но как-то она мне показалась не очень серьезной: Может быть, я не очень внимательно все послушал, но мне показалось, что он делал это реально круче! А если ты делаешь трибьют, то важно все-таки, чтобы это было сильнее оригинала, что ли, или хотя бы сопоставимо с ним... Что же касается песни - их очень много, на самом деле, начиная от каких-то шутейных до крайне серьезных и в высшей степени поэтичных... Я бы не хотел сужать его творчество до каких-то нескольких, самых любимых произведений - просто их реально много!
4. Это один из поэтов и музыкантов, который повлиял на меня в свое время. Но его отличительной особенностью было то, что он местный - не из Европы, там, или Америки - он был местный и ох...нно круто делал что-то такое, в чем было волшебство!

Сергей Чиграков (Чиж и Ко).
1. Я долго не верил, а потом напился.
2. Ой, не знаю, о чем бы я хотел с ним поговорить... Может быть, даже и ни о чем! Мы бы сидели и молчали, как хорошо понимающие друг друга парни - не знаю...
3. Да у него все актуальные, грубо говоря! Почему нельзя их перепевать? Ради Бога! Думаю, что можно. Я вот уже спел свою - "Лирическую". Вообще, я почти все знаю наизусть, и с удовольствием перепел бы все! Но надо и честь знать, как говорится...
4. Для меня это, в первую очередь, понятие о чести мужчины, на что я пытаюсь равняться.

Сергей Галанин (СерьГа).
1. Это 80-й год:Мне, получается, было 19 лет. Честно говоря, я тогда не очень-то врубился - я просто принял как случившийся факт: да, жалко, да, мы любили - но для меня тогдашнего этот человек не был понятен "на всю катушку", как это произошло по прошествии времени. Поэтому это прошло как-то по-детски, более-менее спокойно - была обычная человеческая жалость, да, конечно, обидно... Тем более, и год-то такой был - Олимпиада, и как-то было все не грустно, а весело как-то. И мы не знали ведь тогда еще каких-то тонкостей, той драматической ситуации, связанной с уходом Владимира Семеновича... Как-то все прошло нe так, как это было бы сейчас.
2. Я бы хотел узнать, откуда в нем ощущение того военногo времени и всей этой военной тематики! Как он мог это чувствовать, что складывалось ощущение, что он это прожил? Прожил, пережил, прошел сквозь это! Мне это очень хотелось бы узнать, потому что мне это непонятно! Одно дело, когда об этом пишет человек-фронтовик, как Булат Шалвович, а другое дело - человек, который был помоложе, и в то время вообще, так сказать, вообще был не очень взрослым... Вот откуда эта боль, эта способность все прочувствовать и пропустить через себя - это мне непонятно и это я бы хотел у него узнать!
3. Я не знаю, нужно ли это... Мне кажется, можно это делать, просто каждый раз надо рассматривать какую-то конкретную ситуацию. Вот было недавно 60 лет Победы, и мы спели "Он вчера не вернулся из боя". И в этот момент как-то соединилось и общее ощущение от того факта, что 60 лет назад все-таки случилась эта Победа, и эта страшная война как-то закрылась, зарубцевалась... И, может быть, благодаря этому празднику как-то у меня безболезненно получилось спеть эту песню - я боюсь всегда делать чужие песни, тем более, те, которые все знают. То ли благодаря этой песне опять вот ощущение того, что я помню из фильмов о войне - сейчас у молодых ребят таких чувств нет к тому времени, которые есть во мне внутри, хотя я тоже совершенно послевоенный ребенок - откуда это может быть во мне? То ли фильмы, книги, которые мы читали, то ли рассказы наших папаш, дедов и женщин, которые это все пережили... Это не то чтобы нужно, мне кажется, но это возможно. И мне вот эти военные песни Высоцкого как-то наиболее интересны, потому что мне непонятно, откуда в них эта энергетика! Я понимаю, что это правда, и есть очень жесткие песни на эту тему. А есть песни - как будто человек только что вылез из окопа, прожил жизнь и написал песню... Мне очень интересна именно эта тема!
4. Был момент, когда мы с Гариком, после какого-то киношного фестиваля, где нас Стас Намин познакомил Александром Наумовичем Миттой, известным нашим режиссером, пошли к нему в гости - оказалось, что это тот самый дом... Александр Наумыч был знаком с Владимир Семенычем, и он сказал: "Вот в этом доме жил и Володя..." Ну, мы знали, что это где-то в центре - Грузинка, костел какой-то - а тут это был именно тот самый дом! И это было каким-то очень близким соприкосновением с именем Высоцкого - он ходил по этим лестницам, заходил в этот подъезд... А еще, между прочим - жена, правда, родилась уже в другом месте - но ее мама, моя любимая теща, как раз росла на этом самой улице и гуляла по тем местам, может быть, одновременно с ним. Кто тогда знал, что это идет Высоцкий? Немногие же тогда его в лицо знали, обывателям-то он был незнаком, потому что телевидения тогда никакого и не было... Вот так-то.

Андрей Макаревич (Машина времени).
1. Была странная ситуация, потому что мы с ним не были знакомы, и я это воспринял как что-то из плохих погодных явлений. А потом мы поехали на репетицию, и почему-то вдруг перестали репетировать и решили поехать на Таганку, не сговариваясь. Бросили инструменты, поехали... Была совершенно пустая Москва, дикая жара и чудовищная очередь в театр! И тут мы поняли, что никогда ее не отстоим... А к тому моменту нам в Росконцерте выдали такие красненькие удостоверения артистов, и мы набрались совершенной наглости, зашли сбоку, показали корочки милиционеру, который нам сказал: "КГБ - это с того входа!" - и мы зашли со служебного входа театра, где нас тоже не попросили их даже раскрыть. Они были такие с гербом, и золотом было написано "Удостоверение". И мы невероятным образом - я представляю, сколько людей хотело тогда попасть внутрь и сколько не попало - но мы там оказались через две минуты! Не потому, что нас узнали, а потому, что мы использовали такой дикий ход... Собственно, зашли в зал, посидели три минуты и вернулись на репетицию.
2. Я не строю никогда что-нибудь в сослагательном наклонении! Я вообще с трудом представляю, каким бы он был сейчас, в этом очень сильно изменившемся мире... С кем бы он был, опять же? С трудом себе представляю, не знаю... Отсюда и не ответа!
3. А все зависит от качества! Это очень сложно, могу только сказать - это очень большая ответственность! Но если найдется такой человек, который прочтет это по-своему, по-другому, потому что копировать его бессмысленно... А вот если сможет он прочитать иначе и хорошо - я буду только "за". Песни вообще для того, чтобы их пели! И выделять какую-то песню Высоцкого я не буду, потому что он весь актуален!

Павел Кузин (Браво)
1. В 80-м году у нас была группа Закат солнца вручную, в которой участвовал и Гарик... Мы шли с ним на репетицию, и он сказал, что сегодня умер Высоцкий. Короче, мы зашли в магазин, купили там, что надо, и репетицию не то, чтобы отменили, но как бы отложили. В общем, отметили мы это дело и загрустили...
2. Смотря где бы мы встретились, конечно. К тому же, сейчас я бы был уже старше его... Не знаю, в общем, это очень сложный вопрос!
3. Знаешь, в 5-м классе я знал весь его репертуар на то время. У меня была такая тетрадка, куда я со старого магнитофона переписывал его тексты, причем многого из них не понимал еще, потому что был маленький, но с успехом под гитару это все подбирал и пел, так что думаю, ничего страшного нет. Нужно петь его песни, если это достойно, а почему нет?
4. В детстве я часто жил в домах отдыха, даже родился на курорте... И вот в нашем доме отдыха "Березка" под Москвой был директор, с которым дружил Высоцкий, так что я еще таким вот "штемпом" видел его и слышал, чему очень рад сейчас.

Гарик Сукачев (Неприкасаемые)
1. Я помню только то, что это было большое горе для меня. Мы не смогли доехать до Таганки, потому что она была перекрыта, и на похороны мы тоже пытались прорваться, перелезая через забор на кладбище, но это тоже не удалось - везде стояли кордоны милиции. Тысячи людей было перед Ваганьковским, с магнитофонами, с гитарами, пели песни Высоцкого, и мы с моим другом детства Колей поняли, что нам уже не удается прорваться туда ближе, попели всяких песен с людьми, выпили... А рядом с кладбищем там такие пятиэтажки с балкончиками, даже на первом этаже, и вот на одном таком балкончике стояла девушка. Мы подошли к ней, а она стояла и плакала. Мы спросили, почему, а она ответила: "Володя умер, Володю хоронят", - а мимо шли тысячи людей. "У тебя выпить есть?" - спросили мы ее, а она предложила залезть к ней через балкон. Мы залезли и сидели дальше втроем, пили...
2. Я думаю, мы оба промолчали бы...
3. Я думаю, что если это кому-то нужно, то и слава тебе Господи! Всем это, конечно, необязательно - я не думаю, что всем сейчас нужен Высоцкий. Мне кажется, что для части современного молодого поколения - это такой респект, но для них он, конечно же, значит далеко не то, что для моего поколения, потому что это люди, конечно же, совсем другой страны! А Володя - это человек нашего времени, наших лет. Не думаю, что Высоцкий популярен в молодежной среде, подозреваю, что это совершенно не так. И, кроме того, был сделан совершенно дурацкий шаг, когда внесли в курс литературы несколько его произведений, тем самым канонизировав Володю. Я считаю, что это совершенно неправильный поступок со стороны тех людей, которые занимаются формированием учебного процесса в школе! Для того чтобы ненавидеть всю жизнь Достоевского, достаточно в 10-м классе прочесть "Преступление и наказание". Или же ненавидеть потом Льва Николаевича Толстого после того, как тебе в 15-16 лет подсунули "Войну и мир". Не всякий человек за 50 лет сможет это прочесть! То же самое относится ко многим другим нашим классикам. Володя встал в эту "шеренгу", и мне это активно не нравится!
4. Я же все-таки москвич, поэтому для меня это мой город и это все мое. Володя для меня был таким товарищем, которого я как будто бы знаю, хотя я с ним никогда в жизни не встречался и никогда Владимиром или Владимиром Семеновичем его не называл, потому что мальчишками мы его называли Володей Высоцким, как своего друга. В любом случае, для меня это такой товарищ, с которым не удалось повстречаться в жизни, но зато он живет частично в моих близких друзьях!

Владимир Шахрин (ЧАЙФ)
1. Я помню, это же был 80-й год, и я был в армии тогда на Дальнем Востоке... Вот на мою службу в армии это было два случая: умер Джон Бонэм из Led Zeppelin и умер Высоцкий - две такие абсолютно знаковые и важные для меня фигуры. Мы были в шоке!
2. Никогда не задумывался на эту тему, честно говоря... Ты знаешь, мне почему-то кажется, артистам гораздо приятнее, когда с ними говорят о каких-то бытовых вещах. Не знаю, может быть, мы обсудили какой-то последний фильм, который мы видели, или какую-то книгу, которую мы прочитали в то время... Закончен ли у него ремонт дома, наконец, или еще что... (улыбается) Скорее, всего, это были бы какие-то очень бытовые вопросы.
3. Я вообще думаю, что запрещать людям петь песни - более чем нелепое занятие. Людям хочется петь - они поют! Иногда в небольшой компании людям вполне достаточно, как это делает какой-нибудь парень с гитарой. Если же это на большой сцене, на всю страну - конечно, нужно понимать, что ответственность здесь другая, и уровень и критерии оценки совершенно другие. Может, не всем это по зубам, но я, по крайней мере, когда мы пели песни Высоцкого, всегда предельно старался, понимая, что перемудрить нельзя, а лучше спеть невозможно! Мы старались, во-первых, передать атмосферу того времени, чтобы это была песня из тех лет - если это были 70-е годы, то мы пели с той позиции, как мы воспринимали эти годы. По поводу актуальности его песен... Знаешь, сейчас целая плеяда "КВН-рок", то есть выросших из шуточных песен Высоцкого. Он научил всех, как можно делать песню ироничной. Что касается патриотической песни, я думаю, что он тоже остался неподражаем по своей искренности и точности. Что касается любовной лирики - тут он тоже чемпион! Что касается блатной песни... Если бы не было нескольких человек, в том числе и Высоцкого, то я бы вообще в этом жанре сомневался! А слушая его, я понимаю, что это может быть не пошло. В любом случае, он был бы абсолютно востребованным человеком, и все его песни вполне современны!
4. Долгое время я прожил в Свердловске на улице, названной именем Высоцкого. И пусть косвенно, но я имею отношение к тому, что она так была названа. До того это была улица Риммы Юровской, на ней был молодежный жилой комплекс (МЖК), и я не помню, кому пришла в голову эта светлая идея поменять название улицы. Это в советское-то время еще! Пусть это было уже закатом, но все-таки еще советской империи, при Горбачеве... Ничего исторического в имени Риммы Юровской не было - это было искусственное название. И человек был весьма сомнительный - и папашка ее (комендант дома особого назначения, командовавший расстрелом царской семьи и ее приближенных - прим.), и она сама, тем более (впоследствии руководила комсомолом в Екатеринбурге - прим.)! Я был в инициативной группе, которая подписывала всякие нужные бумаги, документы, проводила собрания и, в итоге, добилась своего. Аргумент был один: "Мы хотим жить на такой улице!"

Александр Ф.Скляр (Ва-Банкъ)
1. Для меня это была просто личная, персональная трагедия. Я узнал о том, что он умер, и поехал на похороны. Я до того ни к кому не ездил на похороны - ну, из тех публичных людей, которые умирали... Я поехал на похороны, в театр, к большому сожалению, не попал, но услышал, где он будет похоронен, рванул на Ваганьковское и успел, наверное, минут за 10 до того, как его перекрыли. Я реально стоял прямо в том ряду, мимо которого несли гроб, была дикая жара - я это точно помню - а мы стояли там долго, потому что все кто успел приехать, сделали это заранее. Ну, я дождался, когда его привезли, попрощался с ним, но так, не подходя к могиле...
2. Я был слишком мал тогда... А сейчас, наверное, я бы ни о чем не хотел с ним говорить - я просто пожал бы ему руку, выразил бы глубочайший респект, потому что я пою его песни до сих пор, и для себя его строчки вспоминаю. Особенно мне нравится поздняя лирика, и вообще его позднее творчество мне особенно близко - мне кажется, он совсем заматерел, стал настоящим большим поэтом. Я просто пожал бы руку и сказал: "Владимир Семенович, я восхищаюсь Вами и считаю, что для меня Вы - практически один из музыкальных учителей в моей жизни".
3. Конечно, нужно это делать, до тех пор, пока люди хотят в разных местах открывать его дома-музеи. Вот я уже второй знаю - один в Краснодаре, где я был несколько лет назад на закладывании камня, а вот сейчас мне его сын Никита сказал, что музей готов. А завтра, 25-го я еду в Новосибирск, где люди тоже захотели сделать Дом-музей Высоцкого, и завтра там состоится закладка камня этого Дома-музея. Если такое происходит, то это не может быть просто так, и, значит, он актуален до сих пор. А о чем еще может вообще мечтать поэт, певец? Посмотри - прошло 25 лет с его смерти, а он как будто все так же актуален.
4. Высоцкий - это русская современная бунтарская песня. Это такой непокоренный дух, в общем-то, просуществовавший в супертяжелых условиях, не уронивший своего имени, не уронивший своего знамени...

Что ж, в Новосибирске будет закладываться камень в основание Дома-музея Высоцкого, а в Санкт-Петербурге в Мюзик-Холле вечером пройдет первый фестиваль его памяти - "Четверть века без Высоцкого", в котором прошлое и современность постараются соединить и представить свое современное прочтение песен Высоцкого Юрий Шевчук и ДДТ, Александр Чернецкий и Разные люди, Илья Черт и Пилот, Кукрыниксы, СП Бабай, Лена ТЭ и другие питерские музыканты. Что ж, видимо, ответ на третий из моих вопросов я услышу от них уже воочию, со сцены...

25.07.2005, А-лена (ЗВУКИ РУ)

Сайт: www.kulichki.com/vv

Владимир ВЫСОЦКИЙ

Дата рождения:

25 января 1938