FANTOMAS  Массированные Приспособления Фантомаса

С точки зрения густого драйва выступление Fantomas перекрывало и ядерный взрыв, и извержение вулкана, и запуск ракеты на Марс. Да, многие решительно не ожидали, что услышат ТАКОЕ, но, похоже, совсем уж разочарованных концертом было исчезающе мало.

Майка Паттона у нас знают хорошо и любят крепко. Правда - как вокалиста Faith No More. Это несмотря на то, что упомянутая группа распалась в 1998 году. Организованная им в том же году новая группа Fantomas нашей публике известна существенно меньше: этот коллектив не ориентирован на рок-хиты, и по MTV его поэтому не показывают. Тем не менее репутации артиста, каждый новый проект которого несет в себе интригу на грани шизы, оказалось достаточно для того, чтобы в годовщину издания на российской земле респектабельного журнала "Rolling Stone" забить публикой до отказа Зелёный Театр ЦПКиО. Развешанные по городу афиши, на которых портрет культового ударника Дэйва Ломбардо (Slayer, Grip Inc., Apocaliptica ets) заменили не портретом еще более крутого Терри Боззио (Frank Zappa, UK, Missing Persones ets), а синюшной рожей настоящего Фантомаса из кино, лишь подогрели интерес масс.
Следует отметить, что устроители чуточку перестраховались и отсекли рекламной растяжкой верхнюю трибуну. Чтобы обидно в случае чего не было. Однако, судя по давке в партере, публика бы спокойно заполнила и ее, разве что разместилась бы с большим комфортом.

Без разогрева не обошлось и в этот раз. Однако теперь стратегия устроителей - выпускать перед героем дня компактный состав, чью аппаратуру по окончании первого отделения легко убирать со сцены - сработала на все сто. Команда Messer Chups состояла из Олега Гитаркина, вооруженного культовым для исполнителей серфа "Fender Jaguar" и педалью вибрато, до одури нуарной Zombie Girl, зловеще попихивающей первые доли посредством бас-гитары, и CD-плейера, который делал все остальное: воспроизводил бэк-граунд из барабанных партий, загадочных английских фраз, идиотского хохота и электронного бульканья. Таким образом исполнялся непритязательный инструментальный рок-н-ролльчик в равных пропорциях с электронной музыкой. Неплохо, хотя с Bikini Machine, конечно, никакого сравнения. Тем не менее народ даже поплясал под исполненные проектом вариации на тему "Замка Горного Короля", "Попкорна" и песенки кота Базилио из кф "Приключения Буратино".

Антракт был заполнен льющимися из динамиков в продолжение темы вечера оркестровыми интерлюдиями из фильмов 60-х годов - от "Полуночного Ковбоя" (кстати, эту мелодию на альбоме "Angel Dust" исполняли и Faith No More) до непосредственно "Фантомаса". В партере сновали личности в продававшихся неподалеку масках Синюшного. А еще четверо Синюшных тем временем появились на сцене. Один Фантомас уселся за ударные и оказался Терри Боззио. Другие двое взялись за гитары. Впрочем, торчащие из под маски шваброобразные хайры выдали Эдвина "Buzz" Осборна сразу. Самый же крутой из Синюшных - не только в маске, но и в милицейской фуражке - занял свое место между навороченным синтезатором, ди-джейским пультом и батареей микрофонов. Это-то и был всеми ожидаемый Майк Паттон. Удар по струнам гитары, взята (не без помощи вокодера) трогательная, по-пионерски звонкая и высокая нота... Шоу началось.

Описывать выступление "фатомасов" попесенно - занятие безнадежное. Наверное, даже обладатели полной коллекции релизов этой группы за время концерта смогли идентифицировать три-четыре номера, не более. Можно, к примеру, отметить особенно патологическое в этот раз исполнение эпилептик-блюза "Citizen", но... Музицирование квартета представляло собой коллективный поток музыкального сознания участников - крайне богатого и столь же безалаберного. Совершенно разнородные темы сменяли друг друга чуть ли не каждые десять-пятнадцать секунд, неизбежно вызывая в памяти тот постулат, согласно которому настоящих шизофреников отличает патологическое нежелание на чем-либо сосредотачиваться. При этом за свою шизу команда держалась, как до последнего патрона держались защитники безымянной высоты в разгар мировой войны. Солидное пространство сцены практически не использовалось: сгрудившись в центре, практически плечом к плечу, артисты демонстрировали нагляднейшее воплощение идиомы "чувство локтя", готовые в любой момент пуститься в самую заковыристую импровизацию на случайно пришедшую в чью-либо голову тему.

С точки зрения концентрированного драйва выступление Fantomas перекрывало и ядерный взрыв, и извержение вулкана, и запуск ракеты на Марс. При этом особого фанатения во время исполнения музыкантами их сумасшедших творений не наблюдалось, зато в паузах публика восторженно взрывалась апплодисментами - будто дело происходило на академическом концерте. "Почему все стоят? Давайте слэмовать!" - заорал кто-то из тех, кому такое положение дел на рок-концерте показалось слишком, до невыносимости странным. И сам же обломался. Ибо как прикажете слэмовать, когда первые десять секунд забойного бритья гитар и барабанного боя неожиданно сменяются элегантным свингом или нежной колыбельной мелодией? Даже просто трясти башкой в ритме, который мало того, что не четыре четверти, так еще и постоянно меняется, было бы затруднительно, а тут еще и музыкальная тема - раз, и уже совершенно другая, а ты по инерции трясешь башкой, как последний идиот.

Да, Fantomas - проект совершенно шизофренический, но его воспитательное значение очевидно. Ежеминутно перетряхивая мешок самых разных стилей, ритмов и созвучий, музыканты создают реальную альтернативу ставшим ныне нормой жизни и никого, похоже, уже не коробящим провисаниям всю песню на одном-единственном риффе. Майк Паттон обращался с синтезатором именно так, как с ним и должно обращаться - на протяжении всего концерта генерировал в режиме реального времени все новые и новые, совершенно невообразимые звуки, то пропускал через электронные жернова свой голос, то раскладывал охвостье своего эха на ноты и полутона, то по-птичьи подсвистывал пустившемуся в очередное соло Терри Боззио... (Кстати, поначалу звук ударных был не слишком хорош - Боззио работает в старом стиле, и акценты делает на пластики, а отнюдь не на железо). В общем, если после этого концерта кто-то сможет спокойно, не морщась брезгливо, слушать гудящие размытым фоном клавиши или квадратно-гнездовые, "пиротехнические", как их называли в 80-х, барабанные проигрыши - то он решительно ничего не понял.

Выступление команды завершилось кратким выходом на бис. Было еще светло. Расходиться не хотелось совершенно. Да, многие решительно не ожидали, что услышат ТАКОЕ, но, похоже, совсем уж разочарованных концертом было исчезающе мало. А то, что ТАКАЯ музыка способна собирать достаточно солидную и разнородную аудиторию, говорит о том, что интерес к року в нашей стране еще рано сводить к очередной моде на черные кружева или дешевые напульсники.

12.07.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)

FANTOMAS - свежие публикации:

FANTOMAS

Дата образования:

1 января 2000