Bobby MCFERRIN  Изысканное развлечение

Как и в первый свой приезд в Россию, Бобби Макферрин собрал полный зал. И снова это был не совсем концерт в обычном понимании этого слова. Макферрин говорил людям "Пой!" - и они пели. Многие - совсем неплохо.

Как и в первый свой приезд в Москву в мае прошлого года, Бобби Макферрин (Bobby Mcferrin) собрал полный зал Чайковского. И, как в и в тот раз, это был не совсем концерт в обычном понимании этого слова (артист поет, зал - молча внимает). Нет, конечно, Макферрин пел - так, как никто, кроме него не умеет это делать: дуэтом, трио с самим собою, изображая одновременно и вокальную, и басовую линию, и духовые, и даже электрогитару. Кроме того, несколько номеров он исполнил с русским квартетом: пианистом Денисом Мацуевым, саксофонистом Георгием Гараняном, контрабасистом Андреем Ивановым и виолончелистом Бориславом Струлевым.

Честно сказать, мэтр советского (еще советского) джаза Гаранян выглядел бледнее и зажатее всех. Больше же всего "отличился" Денис Мацуев. Классик-виртуоз вдруг устроил посреди Sweet Georgia Brown такие бешенные скачки, что Макферрин даже растерялся. Зато от Андрея Иванова он пришел в полный восторг. И было от чего: контрабасист думал не том, как блеснуть своей виртуозностью и изобретательностью, а о том, как лучше "попасть в волну" своего американского визави.

Но большую часть времени Макферрин выступал скорее как массовик-организатор. И это звучит ему совсем не в укор. Без малого сто лет назад Честертон писал: "Один из самых ярких признаков нашего отделения от народа - то, что мы почти совсем перестали петь хором. А если и поем, то несмело, а часто и неслышно, по-видимому, исходя из неразумной, непонятной мне мысли, что пение - искусство. Наш салонный аристократ спрашивает даму, поет ли она. Старые застольные демократы говорили: "Пой!" - и человек пел".

Бобби Макферрин в Москве - как и на всех своих концертах по всему миру - делал именно это: говорил людям "пой!" - и они пели. Многие - совсем неплохо. Вообще-то, Макферрин здесь не одинок. Такие игры с залом - добрая американская традиция. Чик Кориа несколько лет назад заставил петь на пять голосов чинный Большой зал консерватории. Но Макферрин идет еще дальше - он заставляет публику выпевать довольно сложные ритмо-мелодические фигуры, вплоть до "Ave Maria" Баха-Гуно. Надо сказать, получалось это не очень успешно. Что поделать: в школьные годы девушки у нас больше не поют в церковном хоре, как то было во времена Блока и как в протестантской Америке происходит по сей день. Немногим лучше оказались опыты по вытаскиванию на сцену девушки-танцовщицы и смешанного хора из 12-ти человек (на самом деле их оказалось гораздо больше).
Неизвестная девушка, вызвавшаяся показывать под макферриновский голос contemporary dancе, конечно, заслуживает всяческого уважения за смелость, но увы - по пластике и чувству ритма ей было так же далеко до любой темнокожей девчонки из родного Маккферрину Нью-Йорка, как от Садового кольца до Бронкса. С "хором" же случилась противоположный конфуз: добровольцы никак не хотели (или просто не могли) держать предложенные Макферрином ритмические фигуры, и начинали вдруг импровизировать - кто ритмически, кто мелодически. Впрочем, это скорее говорит не о пресловутой "неритмичной стране", сколько - об отсутствии опыта проведения подобных культмассовых мероприятий: в более привычных Макферрину местах публика уже четко знает, чего от нее хочет артист и что она ко всеобщему удовольствию должна делать.

А еще во время "репетиции" этого хора добровольцев особенно наглядно выступила абсолютная безразмерность вокального диапазона Макферрина. Нужно ему показать группе басов, как им петь - поёт поставленным басом (кстати, его отец Роберт Макферрин-старший, был первым чернокожим оперным солистом-мужчиной в Метрополитен-опере); нужно показать сопрано - поёт сопрано. Я понял, почему среди американских чернокожих нет ни одного Роберта Планта. Да им это просто не нужно! Как шимпанзе не нужно участвовать в чемпионате мира по гимнастике. Или, если кого-то коробит такое сравнение, дельфину - в соревнованиях по плаванию.

Второй концерт Макферрина в Москве пришелся на завершающую стадию длительного турне. "Мне еще надо отыграть 23 концерта, - признался Бобби в устроенной "на бис" беседе, - а потом я засяду писать новый альбом и вообще целый год выступать не буду". Наверно, не случайно Бобби помнит точно, сколько ему еще осталось отыграть концертов. Развлечение публики - очень тяжелая работа. Нам всё еще сложно это понять, потому что русское слово "развлекать" несет гораздо более пренебрежительный оттенок, чем английское entertain. Вот наши "энтертейнеры" и не поднимаются выше уровня Петросяна и Галкина. Что ж, придется ждать с развлечениями - пока Макферрин не отправится в новое мировое турне.

11.07.2005, Михаил ВИЗЕЛЬ (ЗВУКИ РУ)

Bobby MCFERRIN - свежие публикации:

  • Альбом дня - Vocabularies, 16.06.2010
    Если предыдущая запись Бобби Макферрина слушается скорее как очень красивый трюк, то здесь мы как будто присутствуем при сложнейшем и захватывающем древнем обряде, в который того и гляди вовлекут кого-то из нас »»
  • СПРАВКА - Bobby McFerrin, 19.03.2010
    Бобби МакФеррин - американский вокалист и дирижёр »»
  • Репортаж - "Новая опера": Fiat vox!, 26.01.2010
    В Москве состоялась премьера нового масштабного проекта Бобби Макферрина "Боббл" »»
Сайт: www.bobbymcferrin.com

Bobby MCFERRIN

Бобби МакФеррин - американский вокалист и дирижёр

Дата рождения:

11 марта 1950

Подробности из жизни:

Бобби МакФеррин (Robert McFerrin, Jr.) - американский вокалист и дирижёр
Жанр - джаз, регги, соул, поп, фри-джаз

Бобби родился в 1950 году в семье оперных певцов Роберта МакФеррина старшего (Robert McFerrin, Sr.), первого афроамериканца, который пел в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, и Сары Купер (Sara Cooper). Немудрено, что, будучи воспитан такими родителями, Бобби стал одним из талантливейших вокалистов современности. Его вокальная техника включает в себя навыки быстрого переключения между обычным регистром и фальцетом, он мастер голосовой полифонии и горлового пения, а также использует перкуссионные возможности своего голосового аппарата и тела. Бобби часто поёт а-капелла и записал целый джазовый альбом The Voice (1984), все партии на котором исполнены им самим без сопровождения оркестра и без наложения треков.

Несмотря на достижения Бобби в области джаза, соула, регги и других стилей, самая известная его композиция - Don't Worry, Be Happy - является классикой поп-музыки.…

Далее... →