Как и в первый свой приезд в Москву в мае прошлого года, Бобби Макферрин (Bobby Mcferrin) собрал полный зал Чайковского. И, как в и в тот раз, это был не совсем концерт в обычном понимании этого слова (артист поет, зал - молча внимает). Нет, конечно, Макферрин пел - так, как никто, кроме него не умеет это делать: дуэтом, трио с самим собою, изображая одновременно и вокальную, и басовую линию, и духовые, и даже электрогитару. Кроме того, несколько номеров он исполнил с русским квартетом: пианистом Денисом Мацуевым, саксофонистом Георгием Гараняном, контрабасистом Андреем Ивановым и виолончелистом Бориславом Струлевым.
Честно сказать, мэтр советского (еще советского) джаза Гаранян выглядел бледнее и зажатее всех. Больше же всего "отличился" Денис Мацуев. Классик-виртуоз вдруг устроил посреди Sweet Georgia Brown такие бешенные скачки, что Макферрин даже растерялся. Зато от Андрея Иванова он пришел в полный восторг. И было от чего: контрабасист думал не том, как блеснуть своей виртуозностью и изобретательностью, а о том, как лучше "попасть в волну" своего американского визави.
Но большую часть времени Макферрин выступал скорее как массовик-организатор. И
это звучит ему совсем не в укор. Без малого сто лет назад Честертон писал:
"Один из самых ярких признаков нашего отделения от народа - то, что мы почти
совсем перестали петь хором. А если и поем, то несмело, а часто и неслышно,
по-видимому, исходя из неразумной, непонятной мне мысли, что пение - искусство.
Наш салонный аристократ спрашивает даму, поет ли она. Старые застольные
демократы говорили: "Пой!" - и человек пел".
Бобби Макферрин в Москве - как и на всех своих концертах
по всему миру - делал
именно это: говорил людям "пой!" - и они пели. Многие - совсем неплохо.
Вообще-то, Макферрин здесь не одинок. Такие игры с залом - добрая американская
традиция. Чик Кориа несколько лет назад заставил петь на пять голосов
чинный Большой зал консерватории. Но Макферрин идет еще дальше - он заставляет
публику выпевать довольно сложные ритмо-мелодические фигуры, вплоть до "Ave
Maria" Баха-Гуно. Надо сказать, получалось это не очень успешно. Что поделать:
в школьные годы девушки у нас больше не поют в церковном хоре, как то было во времена
Блока и как в протестантской Америке происходит по сей день. Немногим лучше
оказались опыты по вытаскиванию на сцену девушки-танцовщицы и смешанного хора
из 12-ти человек (на самом деле их оказалось гораздо больше).
Неизвестная девушка, вызвавшаяся показывать под макферриновский голос
contemporary dancе, конечно, заслуживает всяческого уважения за
смелость, но увы - по пластике и чувству ритма ей было так же далеко до любой
темнокожей девчонки из родного Маккферрину Нью-Йорка, как от Садового кольца до
Бронкса. С "хором" же случилась противоположный конфуз: добровольцы никак не
хотели (или просто не могли) держать предложенные Макферрином ритмические
фигуры, и начинали вдруг импровизировать - кто ритмически, кто мелодически.
Впрочем, это скорее говорит не о пресловутой "неритмичной стране", сколько - об
отсутствии опыта проведения подобных культмассовых мероприятий: в более
привычных Макферрину местах публика уже четко знает, чего от нее хочет артист и
что она ко всеобщему удовольствию должна делать.
А еще во время "репетиции" этого хора добровольцев особенно наглядно выступила
абсолютная безразмерность вокального диапазона Макферрина. Нужно ему показать
группе басов, как им петь - поёт поставленным басом (кстати, его отец Роберт
Макферрин-старший, был первым чернокожим оперным солистом-мужчиной в
Метрополитен-опере); нужно показать сопрано - поёт сопрано. Я понял, почему
среди американских чернокожих нет ни одного Роберта Планта. Да им это просто не
нужно! Как шимпанзе не нужно участвовать в чемпионате мира по гимнастике. Или,
если кого-то коробит такое сравнение, дельфину - в соревнованиях по плаванию.
Второй концерт Макферрина в Москве пришелся на завершающую стадию длительного турне. "Мне еще надо отыграть 23 концерта, - признался Бобби в устроенной "на бис" беседе, - а потом я засяду писать новый альбом и вообще целый год выступать не буду". Наверно, не случайно Бобби помнит точно, сколько ему еще осталось отыграть концертов. Развлечение публики - очень тяжелая работа. Нам всё еще сложно это понять, потому что русское слово "развлекать" несет гораздо более пренебрежительный оттенок, чем английское entertain. Вот наши "энтертейнеры" и не поднимаются выше уровня Петросяна и Галкина. Что ж, придется ждать с развлечениями - пока Макферрин не отправится в новое мировое турне.
Бобби МакФеррин - американский вокалист и дирижёр
Дата рождения:
11 марта 1950
Подробности из жизни:
Бобби МакФеррин (Robert McFerrin, Jr.) - американский вокалист и дирижёр
Жанр - джаз, регги, соул, поп, фри-джаз
Бобби родился в 1950 году в семье оперных певцов Роберта МакФеррина старшего (Robert McFerrin, Sr.), первого афроамериканца, который пел в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, и Сары Купер (Sara Cooper). Немудрено, что, будучи воспитан такими родителями, Бобби стал одним из талантливейших вокалистов современности. Его вокальная техника включает в себя навыки быстрого переключения между обычным регистром и фальцетом, он мастер голосовой полифонии и горлового пения, а также использует перкуссионные возможности своего голосового аппарата и тела. Бобби часто поёт а-капелла и записал целый джазовый альбом The Voice (1984), все партии на котором исполнены им самим без сопровождения оркестра и без наложения треков.
Несмотря на достижения Бобби в области джаза, соула, регги и других стилей, самая известная его композиция - Don't Worry, Be Happy - является классикой поп-музыки.…
1957 – В 1957 году родился романтичный лидер группы Grinderman, автор замечательных баллад и песен Ник Кейв (Nick Cave) »»
Marlena SHAW (1942)
David COVERDALE (1951)
Nick CAVE (1957)
Joan JETT (1960)
Сергей ЛОМОНОСОВ (1976)
Benjamin SOTTO (1980)