ГОРНЪ  Карамель фуги

Инструментальная музыка, которую исполняет не заранее запрограммированный компьютер, а коллектив, хотя бы немного похожий на эстрадные оркестры двадцатилетней давности, сейчас - относительная...

Инструментальная музыка, которую исполняет не заранее запрограммированный компьютер, а коллектив, хотя бы немного похожий на эстрадные оркестры двадцатилетней давности, сейчас - относительная редкость. Причем, формат сей имеет свои ограничения. Только немногочисленные оставшиеся при деле мастера жанра могут позволить себе сочинять, записывать и исполнять пьесы собственного сочинения. Те, кто помоложе, вынуждены ограничиться исполнением проверенного временем и любимого народом материала на мероприятиях по преимуществу прикладного характера: как иначе удержать в деле необходимое для музицирования в этом стиле количество инструменталистов? Да, многие молодые музыканты избирают такой образ жизни под девизом "ничего, вот поднакоплю деньжат, и буду творить!". Однако лишь единицы избегают окончательного превращения в лабухов, для которых процесс зарабатывания становится самоцелью. Ансамбль Горнъ, во главе которого стоит гитарист и композитор Фред Занин - из таких вот единиц.
Опираясь на золотой опыт отечественных эстрадных оркестров, коллектив не чурается и относительно новых для избранного ими благородного жанра путей. Открывающая альбом миниатюра "Привидение" использует ритмические фигуры из арсенала брейк-бита, при том, что ни электронные ударные, ни какая-либо электронная обработка ударных живых при сем не задействована. В номере со странным названием "Сельский Pistols" элегантно прифанкованный джаз органично сплетается с разбитными ска-ритмами, а духовая секция добрый десяток раз за неполные три минуты успевает пройти путь от тщательно сдерживаемого драйва к неукротимому раздолью и обратно. Слабых в композиционном отношении мест на альбоме практически нет - лишь кое-где ощущается некоторый недостаток т.н. "массы звука". Все-таки по количеству музыкантов ансамблю пока еще далековато до биг-бэндов вроде того, с которым некогда выступал легендарный Георгий Гаранян. Впрочем, хорошо уже то, что у патриарха наконец-то появились первые за прорву лет по-настоящему достойные последователи.
Бонус-трек альбома одновременно привлекает внимание и вызывает некоторое недоумение. Известно, что Маша Макарова - артистка, до сих пор на "Снегирях" востребованная. О том, что в репертуаре этой непредсказуемой особы появилась странная, на грани блатняка и "легалайза", баллада "Прима Донна", широкая общественность узнала ещё прошлым летом - кто во время выступления группы Дрынк в клубе "Гоголь", кто из статьи в "Rolling Stone" (июль-август 2004). Тем более странно было встретить этот номер на этом диске. После сорока минут рафинированного инструментального джаз-рока семиминутная версия "Прима Донны", исполненная трио Макаровой, Занина и примкнувшего к ним DJ Willy, воспринимается подобно взгляду на витрину кондитерского магазина, где среди тортов и пирожных неведомо как поселился малосольный огурец нечеловеческих размеров. Вот уж сюрприз так сюрприз. Хотя с другой стороны - почему бы и нет?
Альбом настоятельно рекомендуется всем, кто еще не окончательно вытряс свои мозги на модных танцполах.

20.06.2005, Арсений ДМИТРИЕВ (ЗВУКИ РУ)