- Сейчас мы достигли периода, который я называю битвой за еврейскую
самоидентефикацию, - голос из динамика с явным бруклинским акцентом, который
по-русски лучше всего передать одесским произношением. Вмешивается витруозный
кларнет, а затем и ударники, ритмические темпы и характерные выкрики - Так мне
бабушка говорила, так рассказывала свои майсы...
Так начинается проект двух замечательных артистов - Дэвида Кракауэра (David
Krakauer) и Сокал (Socalled). О Кракауэре я рассказывал год назад, а
теперь музыкант представляет еще более неожиданную комбинацию - клезмер и
хип-хоп.
Кракауэр был хорошо известным джазовым
кларнетистом, респектабельным педагогом.
К нему случайно обратились участники клезмерского ансамбля и попросили
порекомендовать им студента по классу кларнета. Кракауэр попробовал сам - и
увлекся на всю жизнь. Позже он вошел в легендарный ансамль The
Klezmatics - один из пионеров современной клезмерской музыки. После семи
плодотворных лет Кракауэр создал в середине 90-х собственный ансамбль
Klezmer Madness ("Безумье клезмеров"), с которым продолжает
играть, писать музыку и экспериментировать до сего дня. Кракауэр встретил Сокал
в Монреале на фестивале "Klezm-Canada". Они провели целый день
вместе, а на прощанье Сокал дал Кракауэру послушать самодельную запись
"Так называемого седера".
- Я отнесся к этому скептически. Седер и хип-хоп - звучало несколько
странно, - рассказывал Кракауэр в одном из интервью, -Потом я все же
послушал, и музыка захватила меня. Это было самое замечательно, что я слышал в
жизни. Я понял, что хочу сотрудничать с этим артистом, что нашел соратника и
единомышленника, душевного друга.
- Здесь не просто смешение стилей. Надо именно вжиться в музыку, прочувствовать
ее страсть и тогда получается истинный синтез.
Сокал, унаследовавший от родителей имя Джонатан Долгин, известен острым языком.
Как-то старушка-журналист спросила его что-то о
"возрождении идиша", а артист ей ответил: "Хватит говорить о е***ом
возрождении, потому, что идиш - живой!". И все же интересно, как хип-хопер
пришел к идиш? Да очень просто: Сокал стал подбирать еврейские мелодии в
качестве фона и
заставок для речитативной декламации, в чем, по сути, и состоит техника
хип-хоп. По-английски такой речитатив называется, как известно, rap. В хип-хоп
каждый приносит
странные, малоизвестные мелодии.
- Я стал работать со старыми еврейскими записями и открыл для себя целый
чудесный мир, полный замечательных старых артистов: Мики Кац, Аарон Лебедев,
Мойше Ойшер. Я
никогда и нигде этого не слышал - ни по радио, ни на концертах. И я понял, что
это - мое. Это как раз оказался материал для такого парня, как я,
делающего рэп-музыку. Оказалось также, что их звуки отлично ложатся в контур
хип-хоп, поддаются рекурсии.
- Еще одно замечательное качество этих записей состоит в том, - усмехается
Сокал. - что в глобализированном
мире интеллектуальной собственности никто не предъявит ко мне претензий за
нарушение авторских прав!.
Кракауэр составил программу в виде воображаемой встречи-дуэта двух великих
кларнетистов прошлого: клезмер-музыканта Нафтуле Брадвейна и джазмена
Сидни Буше.
Будучи в
Нью-Йорке, нельзя избежать вопроса о связи еврейко-американской и
афро-американской музыки. Особенно - если речь идет о хип-хопе, которые многие
считают лишь "музыкой черных гетто".
- Я еврейский канадец, - возражает Сокал с улыбкой, - Это немного
освобождает от
ответа... Разумеется, есть миллион вещей, связывающих еврейскую и негритянскую
музыку -
опыт гетто, притеснений и гонений. Общее в стремлении скрыться от жестокой
реальности, забыться в музыке. Есть общее в выражении страданий и в выражении
радости... Негритянский спиричуэл, как и хасидская музыка, черпает свое
вдохновение в Ветхом Завете, в Танахе... Есть много связей... Но!
Для меня
хип-хоп - это прежде всего современное средство. Сейчас все
используют это имя "хип-хоп" для того, чтоб быть современным.
Хип-хоп, музыка "рэп" давно уже оторвались от афро-американского
контекста и означают лишь использование стиля, определенной технологии для
художественного самовыражения. Бывает хип-хоп итальянский, индийский,
латиноамериканский... Все используют такой стиль. Я не думаю, что там остался
афро-американский контекст.
Разумеется, афро-американцы были первыми. Они дали хип-хоп миру, но теперь -
это всеобщее достояние. Примерно как рок-музыка. Целые библиотеки написаны о
взаимоотношениях черной и еврейской музыки в Америке... Но!
Я просто хочу делать свою музыку в стиле хип-хоп. Меня не волнует - еврей,
негр или цыган, черный, белый, желтый или голубой..., - продолжает
Сокал. - Мы смешиваем стили, смешиваем традиции абсолютно так же, как это
происходит в реальной жизни.
Сообщество хип-хоперов хорошо приняло нового музыканта. Его рэп на фоне
мотивов и отрывков клезмеров и еврейских театральных артистов сразу нашел
отклик и понимание.
Итак, клезмер и хип-хопер. Еврейские эмигранты создали в Америке самобытную
музыкальную культуру, выражавшую их ностальгию по старой родине. Считается, что
клезмеры - это провинциальные музыканты из Восточной Европы, из черты
оседлости, куда загнала евреев царская власть. Сегодня это далеко не так.
Клезмерская музыка - это респектабельный музыкальный жанр, хорошо укорененный в
мейнстрим интернациональной музыкальной культуры. В 20-30-е годы
в Америке активно развивалось это направление: артисты играли на свадьбах,
бар-мицвах, создавалась музыка для
чрезвычайно популярного еврейского музыкального театра, на равных
конкурировавшего с Бродвеем, было записано огромное количество замечательной
клезмерской музыки. Фактически, Америка спасла клезмер от забвения и
уничтожения. То, что оставалось после Холокоста, было уничтожено тоталитарной
"дружественной" властью.
Наследию замечательных клезмеров середины XIX века Педоцер - Арн-Мойше
Колоденко и Стемпеню - Йоселе Друкер, увековеченных Шолом-Алейхемом как и
грозило полное забвение.
- Третьим, и наверное самым опасным фактором стала ассимиляция в Америке... да и везде, - говорит Кракауэр. - Для нас, начинавших в 70-е, таких как Энди Статмэн, Капелия, других ансамблей, искавших корни, проблема состояла в том, чтоб что-то найти, возродить...
Они нашли свои корни совсем недалеко от дома. В Нью-Йорке в 20-30 годы работали и записывались великие клезмеры, такие как Нафтуле Брандвейн и Дейв Терас, сохранившие и обновившие клезмерскую традицию. (Кстати, после публикации здесь моей статьи, где упоминались эти артисты, я получил письмо из Израиля, где меня просили помочь найти Дейва Тераса, "который на самом деле Давид Тарасюк, родной брат моей бабушки из местечка Терновка в Днепропетровской области". В 1979 году я слышал музыку в исполнении почти столетнего тогда Тераса, но найти его - увы! Его не стало в 1989 году.)
Программа, а также совместный диск Кракауэра и Сокала называется "Бобэ майсес: байки, которые бабушка нам рассказывала". Что это, бабушкины сказки?
- Как бы старые рассказы, байки, которые нам рассказывают с детства, которые все считают общепринятым мнением, - говорит Сокал. - Такие байки, что передают, что живут в семье. Но это очень-очень неопределенно. Я когда то слышал пьесу в исполнении Кракауэра с названием "Бобэ майсэ" и она послужила толчком к созданию диска.
- Пьесу эту я записал в серии "Архив американской еврейской музыки Милкина", посвященной 350-летию еврейской общины в Северной Америке, - продолжает Каракаэур, - Мелодия пришла от моего учителя Лиона Ришонова, а тот получил ее от своего учителя, замечательного кларнетиста Семена Белосина, игравшего в оркестре Нью-йоркской филармонии с 1920 по 1965 год. Белосин был большим энтузиастом, одним из зачинателей возрождения клезмерской традиции в Америке.
Несколько слов об "Архиве американской еврейской музыки Милкина" -
замечательном проекте, призванном включить весь широкий спектр музыкальной
деятельности евреев в Америке - клезмеров, театральную музыку, канторское
пение, музыку еврейского кино. Архив возвращает к жини творчество забытых
композиторов - таких, как Стивен Вольпе или Дариус Миклад, а
также всемирно-известных известных: Леонард Бернстайн, Джордж
Гершвин, Ирвинг Берлин, Курт Вейль. Вейль, к примеру, писал в Америке музыку
еврейского театра, и это совсем другой Вейль, нежели хорошо известная музыка для
постановок Брехта. Архив восстанавливает старые записи, а часто заново
записывает музыкальные произведения.
Проект поддерживается "Фондом семьи
Милкин", и, хотя сам глава семьи крупный финансовый брокер Майкл Р. Милкин
сел в тюрьму за финансовые махинации на Уолл Стрит, деятельность проекта
успешно продолжается. Сам Милкин считает "Архив американской еврейской
музыки" одним из важнейших, призванных как-то вернуть долг обществу и общине.
А название "бобэ майсес" имеет много подтекстов. "Бобэ майсес" - одно из первых произведений светской литературы на идише, одна из первопечатных книг на идиш в начале XVI века. Вероятно, эта книга была и самая распространенная - не бабушкины сказки, а "Истории Бовы". Она выпущена впервые в Италии христианским первопечатником еврейской книги Паулем Фангисом. "Бобэ майсес" - перевод итальянского рыцарского романа в стихах "Бова д'Амато", выполненный одним из первых идишистских филологов Элией Левита (известным в еврейской литературе, как Элия Бохер). Сам роман тоже является переложением нормандского рыцарского романа XIII века о полу-мифическом основателе Саутгемптона (Sir Bevis of Hampton или по старофранцузски Boeve de Hatone). Роман этот пользовался огромной популярностью по всей Европе в течение нескольких сотен лет, переводился и перетолковывался во многих странах. На Руси "Бова д'Амато" лег в основу одной из первых русских лубочных книг "Повесть о Бове-королевиче". В еврейском языке "бобэ майсес" стали нарицательным именем для всяких выдумок, баек и имя легендарного рыцаря связалось с созвучным еврейским словом "бобэ" - баба, бабушка.
Вот ценные сведения, которыми снабдит вас "Бобэ майсес": считается, что бабушка
печет самое лучшее в мире
печенье, хотя она обычно покупает печенье в супермаркете. Если свистишь в доме,
то приманиваешь крыс. Не ковыряй в носу, а то руки будут короткими. Ешь манную
кашу, а то никогда не вырастешь. Куриный бульон - лучшее лекарство от всех
болезней, а сквозняк, наоборот вызывает все болезни. Надень шапку, а то
простудишь голову. Отойди от кухонного стола, а то никогда не женишься...
Бабушкины сказки. Теперь еврейский рэппер и клезмер продолжает золотую цепочку
народной традиции и доносят свои майсес до американской аудитории.
- Майсес - это, что-то такое, что нам говорили в детстве, вроде "На твоем отце
держится вся больница", - говорит Кракауэр, -папа действительно работал в
больнице, но бабушка слишком преувеличивала...
Но "майсес" и это
критическое осмысление многих расхожих истин, которыми живет американское
еврейство - преемственность, Холокост, наше прошлое...
Многие сегодня сомневаются, слышали ли мы всю правду о прошлом от
своих родителей. Опросы показывают, что традиционные американские еврейские
лозунги перестают работать в возрастной группе 18-36 лет и воспринимаются
многими, как "майсес".
- Мы как раз записывали диск на следующий день после президентских выборов 2004
года, - рассказывает Кракауэр. - Мы уже знали, что победил Дж. Буш. Настроение
было дрянное. Мы растерялись от того, что доверие людей можно завоевывать с
помощью "майсес"... Теперь уже не "бобэ майсес", а
"Буш-майсес"...
Одна из наиболее запоминающихся вещей в программе - "Румыния,
Румыния". Переработка старого эстрадного номера Аарона Лебедева, широко
известного всем любителям клезмерской музыки. Впервые "Румыния" была
записана в 20-е годы и широко разошлась по всему миру.
- Я всегда хотел исполнить "Румынию", - рассказывает Кракауэр. -
Однако я понимал, что после Лебедева уже не так получится. Да и почти любой
ансамбль клезмеров включает эту вещь в свой репертуар.
Действительно, вещь эту исполняют так часто, что ее во многом затаскали. Но
Кракауэр придал своей интерпретации совершенно иной, мрачный оттенок.
"Румыния" в его обработке - не только веселые еврейские куплеты, но и
надвигающаяся тьма, Румыния времен наступления фашизма, когда Лебедев создал
свой шедевр, и темные улицы и слепые окна румынских городов времен Чаушеску, и
сегодняшняя я, обремененная нищетой, коррупцией и преступностью. Кларнет
Кракауэра плачет и стонет, оставляя в композиции очень мало от веселья классической
еврейской оперетты. 20-30 годы многими осмысляются сегодня заново, как время
наступления реакции, и как время удивительного творческого расцвета и как время
перелома, в чем-то напоминающего наше.
Еще один важный аспект: 20-30-е годы -
время, когда новые технические средства - звукозапись, радио вторглись в
музыкальное творчество, радикально изменив всю музыкальную культуру. Во много
это напоминает техническую революцию сегодняшнего дня. Существует и сильная
реконструктивная философия - попробовать воссоздать художественные тенденции,
трагически прерванные Второй мировой войной.
Американская еврейская музыка всегда менялась, обогащалась и обогащала собой -
еврейские театр на Второй авеню и Бродвей неразрывно связаны не только
музыкальной традицией, но зачастую те же самые люди работали в обоих местах.
Курт Вейль повлиял на обоих. Поэтому последний вопрос. Вы не боитесь разрушить
традиционную клезмерскую музыку, вторгаясь в нее, вводя столько разных элементов?
- Мы получаем множество гневных писем с призывами "не трогать клезмерскую
музыку!" "оставить ее в покое!" Но те, кто слышат нашу музыку - действительно
вдохновляются. Клезмерская музыка
- изначально танцевальная музыка. Речь не идет о музейной этнографической
реконструкции. Чтобы жить, танцевальной музыке необходимо обновляться,
соответствовать современным ритмам и звучанию, - отвечает Дэвид Кракауэр.
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)