Gary KESAYAN  Горячая музыка, теплый вечер

"Ну, вот мы и дождались настоящей "горячей" музыки!", - так высказывались зрители, расходясь после концерта квартета Гари Кесаяна.

"Ну, вот мы и дождались настоящей "горячей" музыки!", - так, или примерно так, высказывались в массе своей многочисленные зрители, расходясь после потрясшего их концерта квартета Гари Кесаяна (Gary Kesayan)
В тот день зал Ереванского оперного театра был переполнен, шутка ли - впервые за много лет в Армению приезжает обладательница настоящего "черного" голоса и настоящий фанковый саксофонист! В зале яблоку негде упасть, в ложе для почетных гостей - Президент Республики Роберт Кочарян и великий шансонье Шарль Азнавур (концерт проходил за день за национального праздника Армении -Дня Республики), в зале - министры и сотрудники посольств и вся музыкальная тусовка города - от ветерана армянского джаза барабанщика Армена "Чико" Тутунджяна до DJ Седрака.
Концерт начался с получасовым опозданием, так как всех входящих пропускали через металлоискатели. Но вот, наконец, на сцену выходят Гари Кесаян (Hammond B3 орган, фортепиано), Гарнер Томас (Garner Thomas, саксофоны), Ричард Тейлор (Richard Taylor бас, вокал), Грегори С.Браун (Gregory S. Brown, ударные) и великолепная Элейн Гиббс (Elaine Gibbs вокал). И началось!..

Встретившись с музыкантами в день их приезда, в разговоре, я все время употреблял слово "концерт" - они "шоу". И лишь вечером я отметил для себя разницу. На концерте люди музыку слушают, на шоу - и слушают и сопереживают и даже участвуют в ее рождении, заряжая музыкантов своей энергией.
Музыканты не просто играли - они пританцовывали, откалывали коленца, заигрывали с публикой, призывали ее участвовать в процессе. И представьте - обычно ленивая, чопорная, надменная "партерная" публика живо включилась в игру, подпевая, хлопая в такт, отзываясь на каждый призыв, звучавший со сцены. Одним словом, колбасилась, зажигала и отрывалась на полную катушку, и это - несмотря на присутствие в зале высоких гостей и обилие "людей в черном", охранявших покой этих самых высоких гостей!

Саксофонист квартета Гарнер Томас, достаточно известный музыкант в Америке, - давнишний друг и партнер Гари Кесаяна. Высокий, стройный, симпатичный, он буквально гипнотизировал публику своей манерой игры, красотой извлекаемых звуков и редчайшей способностью держать ноту сколь угодно долго за счет уникальной техники циркулярного дыхания. А еще - способностью играть на двух саксофонах одновременно. Не случайно аккомпанировать себе его приглашали Дайана Шуур, Грегори Хайнс, The Temptations, The Four Tops и многие другие суперзвезды! И пусть список артистов не вызывает у вас удивления - Гарнер знаменит тем, что одинаково хорошо играет джаз, фанк и ритм-н-блюз.
Музыку Гари начал изучать в восьмилетнем возрасте и первым инструментом было фортепиано. А через пару лет его мамаша купила ему саксофон и предложила освоить и этот инструмент. Папаша, со своей стороны, будучи любителем джаза снабдил сыночка массой джазовых записей, и в результате восемнадцатилетний новоиспеченный саксофонист начал одну за другой завоевывать награды различных музыкальных конкурсов. Почуствовав нехватку навыков "школы", Гарнер поступает в Вашингтонский университет и получает степень бакалавра искусств. Ну, а потом - пошло-поехало: записи и туры с Литл Ричардом, Сэмми Дэвисом Мл., Принцем, участие в джазовых фестивалях...

Новоиспеченная Дива ритм-н-блюза и госпела Элейн Гиббс, по утверждению критиков американских специализированных изданий, является обладательницей "голоса, который ей даровал сам Бог". Услышав ее хоть один раз, под этой фразой мог бы подписаться любой. Обладательница престижнейших наград - "Лучшая исполнительница 2003" в категории "R&B" и номинация на награду "Black Music Award" 2004, гастроли в 25 странах, совместные выступления с "Первой леди госпела" Ванессой Белл Амстронг, Айком Тернером, Дион Уорвик, Бобби Уомак, The Gap, M.C.Hammer... Ну, а после выхода ее сольного альбома "Side Effect", журнал Биллборд сравнил ее с Аретой Франклин и Глэдис Найт. И в этом публика полностью солидарна с критиками.
Как это часто бывает, петь тринадцатилетняя девочка начала в по настоянию набожных родителей в протестантской церкви. Пела госпел, спиричуэлc. И, конечно, эта практика сыграла большую роль в ее дальнейшем творческом пути. Голос Элейн можно услышать во многих американских телесериалах и даже в одном диснеевском фильме. Выступала она и на крупных Лос-Анджелеских тусовках, и в казино Лас Вегаса, конечно, на многочмсленных фестивалях: Carson Jazz Festival, Pasadena Jazz Festival, Loyola Jazz Festival, и в знаменитом Hose of Blues в Чикаго.

Еще один участник квартета - басист Ричард Тейлор - достоин нашего внимания. Как выяснилось, он не только крепкий музыкает, прекрасный исполнитель блюзов, но и великолепный оперный певец! Его дебют в качестве оперного певца состоялся в Анкориджской опере в партии Скарпиа ("Тоска"). Позднее его баритон звучал в гершвиновской "Порги и Бесс", "Риголетто" Верди, и даже солировал в моцартовском "Реквиеме". А вокальное образование он получил в Университете Мичигана, где сразу же по окончании получил звание "Лучшего баритона университета".

И, наконец, руководитель состава клавишник и композитор - Гари Кесаян. Выпускник ереванской консерватории, он одним из первых начал играть джаз, в самые застойные времена организовал один из первых джазовых клубов в Ереване, который просуществовал довольно долго, где сам же и играл. Причем, не просто джаз. Это были целые представления - с музыкой, театральными актерами, мимами. Потом, в начале 90-х, наступили мрачные времена и Гари, как и многие тысячи других ереванцев, уехал в Америку. Несмотря на трудности в начальный период, музыку он не бросил и вскоре добился успеха - жить лишь одной музыкой, любимым джазом даже в благополучной Америке удается не всем. Гари удалось.
Сегодня Гари Кесаян дает концерты, выступает в клубах, пишет музыку, записывает альбомы. В Ереване в последний раз он играл на фестивале в 1998 году. Тогда от его выступления мне на память остался его альбом "For You". В 2000 году он записал саундтрек к фильму Вигена Чалдраняна "Тишина симфонии". Представьте себе, как приятно было увидеть огромную афишу на здании Оперы, после долгого перерыва возвещающую о единственном концерте его квартета...

А госпел, блюз, R&B и прогрессив джаз продолжал звучать на сцене - стандарты, композиции участников квартета и конечно, самого лидера ансамбля. 'All Blues', 'Let The Good Times Roll', 'Message to Ararat', 'For You', 'Sweet Sixteen', 'Route 66'... Зрители бурно реагировали на классные соло Гари Кесаяна, исполняемые на электрооргане (этакий армянский вариант Джимми МакГриффа), зажигательный вокал Элейн Гибс, высокотехничные соло на саксе и проникновенное, настоящее блюзовое пение басиста. Но по настоящему зал взорвался, когда Гарнер Томас показал свой главный музыкальный трюк: на пике своего соло выдал ноту длинной в пару-тройку минут!
Я думаю, не стоит подробно описывать музыку, звучавшую в тот день - концерт впитал в себя все прекрасные черты шоу мастеров: B.B.King, Mahalia Jackson, Grover Washington Jr. и исполнителей smooth-jazz.

А на следующий день состоялся бонус-концерт - подарок участников группы армянам в честь их национального праздника. Квартет и певица выступили на VIP площадке открытого кафе Jazzve на площади перед Оперным театром. И там повторилось то же самое, а может было еще "горячее" - музыканты играли с таким драйвом, что даже те, кому по статусу полагается лишь "бренчать драгоценностями", подпрыгивали в своих мягких креслах, то и дело порываясь вырваться из их кожанных объятий. Об остальных, стоявших вокруг кафе, и говорить нечего. Гости наяривали (другой глагол здесь употреблять не стоит), хозяева потягивали шампанское и сок, а официантам, только и оставалось, что успевать подносить очередные бутылки.

Пообщаться с музыкантами и послушать их музыку можно на сайтах: www.elainegibbs.com
www.garnerthomas.com

13.06.2005, Армен МАНУКЯН (ЗВУКИ РУ)