НОГУ СВЕЛО!  Идем на Восток!

Играть здесь и сейчас действительно стоящую музыку, и при этом оставаться востребованным на радио и телевидении, невероятно сложно. Хорошо, раз ты такой умный - куда прикажешь девать всех остальных,...

Играть здесь и сейчас действительно стоящую музыку, и при этом оставаться востребованным на радио и телевидении, невероятно сложно. Хорошо, раз ты такой умный - куда прикажешь девать всех остальных, которым тоже надо? Команду Ногу Свело! долгое время выручала работа "под дурачков". Раз за разом создавая близкие к соврешенству в композиционном отношении песни, парни щедро приправляли их текстами абсурдными, притырочными, дебильными, или просто ни о чем. Типа мы сумасшедшие, нам все можно. До какого-то момента им удавалось выкручиваться с блеском. Но, когда постоянно подлаживаешься под нездоровые запросы, таковые со временем становятся еще менее здоровыми. И вот в 2002 году милейшую песенку "Бензин" признали "слишком тяжелой для радиотрансляций".
Ногу Свело! отреагировали на эту сногсшибательную претензию в своей обычной манере. Предположив, что теперь за ними будут по пятам ходить с измерителем громкости звука, они в течении нескольких лет планомерно изменяли собственное звучание. Конечно, намеки на возможность такого изменения можно было обнаружить еще во второй части их "беременной" дилогии, среди вещичек вроде "S.O.S.". Но чтобы целый альбом... Короче, группа записала электронно-попсовую программу, большая часть песен которой построена на контрасте до одури шлягерных мотивчиков и до восхищения необычных электронных эффектов. В этом контрасте - вся соль: на одних лишь попсовых мотивчиках далеко не уедешь, и музыканты, в отличие от репертуарных директоров, это отлично понимают. Гитара Игоря Лопухина здесь или приглушенно работает "на прижиме" ("Апрель"), или радует слух протяжными, обработанными электроникой, слайдовыми соло ("Черная-Рыжая"), а клавиши Виктора Медведева то ревут "хамондским паровым молотом" ("Твоя Звезда"), то кривляются балаганной шарманкой ("Мадам"), то вдруг выдают совершенно восьмидесятническое электронное барокко ("Клавесин") Даже, казалось бы, давно уже всем известная песня "Я - Не Последний Герой" представлена здесь в совершенно новой версии. А заглавная "Идем На Восток!" представлена в общей сложности аж в четырех версиях, три из которых - ремиксы, упомянутые на обложке за единым номером "15" (хотя треки их индексируются раздельно).
Новые песни по первому впечатлению по-прежнему либо полны возвышенно-абсурдных образов, либо повествуют о каких-то неприятных и стыдных ситуациях. Но, может быть, стоит трактовать их шире? Например, смысл номера "Апрель" уловить довольно легко: в надежде на какую-то придуманную "лучшую жизнь" ты готов порой заниматься черт-те чем. Но не легче ли просто жить по-настоящему? После такого прозрения даже прописавшийся среди песен группы кавер "Горной Лирической" В. Высоцкого воспринимается, как нечто само собой разумеющееся, и никакого глумления с фигой кармане здесь не предполагается. Всему свое место: вот "Мадам", которая вполне могла бы появиться даже на альбоме "Хару Мамбуру", или миниатюра "СССР" - это постебушки в чистом виде, свидетельствующие о том, что о своих корнях команда не забывает. А ядовитая "Рекламное Место Сдается!" вообще вызывает ассоциациии с выходкой хорошо забытой нововолновой формации S.S.Sputnik, которая как-то пробовала сдавать под рекламу паузы между песнями на своих дисках.
Группа продолжает исследовать пограничное состояние между великим и смешным, между заплетающейся речью шизофреника и мудрой шутовской прямолинейностью. На движение по этому призрачному азимуту намекает даже обложка, сделанная в виде компаса. Ну что же - все лучше, чем по пачке "Беломора" лететь.

07.06.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)