Группа Немо образовалась летом 1997 года в Лиде (Гродненской области). На
протяжении 8 лет участвовала в андеграундных концертах и фестивалях местного и
республиканского значения, записывала и распространяла собственными силами
кустарные альбомы. За это время творчество "Немо" эволюционировало от
традиционного "русского рока" и рок-н-ролла в сторону сложных монументальных форм.
Альбом "С Сердцем" - яркое свидетельство профессионального роста группы. Его
концепция трудноуловима, поскольку единый сюжетный стержень напрочь
отсутствует. В качестве основы оформления лидер "Немо" Александр "Садко" Блохин
использовал фотографию своего дедушки, стоящего на фоне театрального занавеса.
Связь между обложкой и тематикой альбома проявляется на глубинном,
ассоциативно-интуитивном уровне: театральность символизирует смену декораций,
образов, костюмов, характеров, эмоций. Таким образом, цельность альбома с
неизбежностью предполагает его тематическую многоплановость, самодостаточность
каждой песни. И в то же время всем без исключения композициям, вне зависимости
от содержания, присущи позитивный настрой, неиссякаемый оптимизм, ощущение
безграничной радости бытия.
Материал выдержан в стилистике, которую я бы условно обозначил как
"симфонизированный фолк" (сами участники группы предпочитают менее конкретное
определение "романтик-арт-фолк"). Симфонизация достигается посредством
расширения инструментария за счет приглашенных музыкантов и укрупнения формы
композиций. Аналогия с Jethro Tull времен "Songs From The Wood" уместна
применительно к музыкальной структуре. Однако, в отличие от Яна Андерсона (Ian
Anderson), Садко отказывается от "электричества", которое, по собственному
признанию, активно не любит. Никаких сэмплов, все музыкальные и шумовые звуки -
живые... Впрочем, любые стилевые границы для группы тесны, о чем
свидетельствует и представленный альбом: так, "Курганы" и "Песни" -
музыкально-литературные композиции, наполненные глубоким философским смыслом.
"Черный Кремень" и "Русальная" - развернутые инструментальные арт-роковые
номера, построенные на интонациях русских и белорусских протяжных и плясовых
песен. "В Моей Руке" - городской романс, чуть ироничный, с легким налетом
мелодраматизма. В "Зеленом Угольке" ощущается влияние западноевропейских
музыкальных традиций XVIII в., в первую очередь баховских. В заглавной
композиции что-то есть от кельтских мелодий, что-то от барочной музыки, что-то
- от кремовского "Мусорного Ветра"...
Талант Садко многогранен. Скромные вокальные данные лидер Немо компенсирует,
во-первых, незаурядным владением искусством аранжировки, во-вторых, потрясающим
мультиинструментализмом, используя экзотические инструменты (сделанные, кстати,
им самим), как-то: распространенные у славянских народов пищики, жалейки,
сопилки, дрында (белорусский варган), горлач, а также перуанский "поющий
дождь", африканская калимба и многие другие. А Наталье Воейковой мне бы очень
хотелось присвоить титул "Женский рок-вокал номер 1 в Беларуси" за последние пять
лет. Лично мне редко приходилось слышать столь хрупкий, прозрачный голос,
излучающий такие мощные посылы! Ей одинаково легко удаются и аутентичное
народное пение в композициях "Курганы", "Пляшет Зарница", "Две Реки" и "Перья
Солнца", и джазовые ходы в "Моей Дороге".
Поэтика Садко несет на себе признаки романтической эстетики - такие, как
ассоциативность мышления, многозначность, субъективность, "музыкальность"
стиха, эмоциональная насыщенность, бегство в альтернативную повседневности
собственную реальность, приверженность теме всеобщего духовного единения,
повышенный интерес к фольклору, языческим образам и природным мотивам,
тяготение к живописности. На первый взгляд, вполне традиционные, простые и
понятные, тексты местами насыщены сложными метафорами и аллегориями, благодаря
которым порой воспринимаются на разных смысловых уровнях, вплоть до философских
обобщений... Против которых, впрочем, сам Садко предостерегает в заключительной
песне "P. S.", взывая в первую очередь к чувству юмора потенциального
слушателя. В концовку "Перьев Солнца" органично вписались стихи Велимира
Хлебникова "Ваше дело..."
После очередного прослушивания диска лишний раз убеждаешься в том, что альбом
"С Сердцем" - очень сильная работа, принадлежащая зрелым музыкантам. Но,
оправившись от восторгов и поразмыслив более трезво, с неизбежностью приходишь
к печальному выводу: группа Немо обречена на известность исключительно в узком
кругу думающих и понимающих.
1961 – Боб Дилан сыграл первый концерт в Нью-Йорке. Музыкант выступал на разогреве у блюзмена Джона Ли Хукера »»
1982 – Со статьи "Рагу из синей птицы" в КП началась травля группы Машина времени. Выходу материала предшествовало открытое письмо видных культурных деятелей Красноярска, обвинявших группу в подрывной идеологической работе. После выхода в редакцию Комсомолки посыпались гневные письма поклонников,… »»
Richard BERRY (1935)
Stuart ADAMSON (1958)
Николай АРУТЮНОВ (1958)
Jodi PHILLIS (1965)
Lisa STANSFIELD (1966)