ФЕСТИВАЛЬ  Премия FUZZ: странные игры

Есть в Питере народная примета: если на календаре начало апреля, - значит, не за горами Премия FUZZ. Кто-то говорит: "Это был настоящий рок-н-ролльный концерт, рубилово напрочь!" Но у корреспондента Звуков - свой взгляд на этo...

Есть в Питере такая народная примета: если на календаре начало апреля, - значит, не за горами очередной фестиваль имени уважаемого музыкального журнала. То бишь Премия FUZZ. В этом году 9-я по счету церемония награждения FUZZOM лучших музыкантов года пришлась на 9-е же апреля, и состоялась, как водится, в ДС "Юбилейный".

Афиша со списком выступающих несколько озадачила: Премия - мероприятие хоть и не попсовое, но и не радикально-альтернативное, и поэтому наличие Последних Танков в Париже и Amatory казалось то ли шуткой, то ли провокацией. Правда, к провокациям FUZZ не склонен, да и названия эти мелькали изредка на страницах журнала, - но, тем не менее, куда естественнее в списке смотрелись бы любезные журналу Пилот, Аквариум или ДДТ. На синем полотнище с надписью "СССР" мирно соседствовали Ночные Снайперы и Сурганова и Оркестр, что также вызывало некоторые подозрения, переходящие в смутные надежды. Надеждам, впрочем, оправдаться было не суждено, - не только сеты, но и гримерки Арбениной и Сургановой находились на максимальном удалении друг от друга.

Сюрпризы продолжились и на самом концерте, причем явили свой звериный лик прямо-таки сразу, посредством открывшей фестиваль группы Король и Шут. Наверняка часть фанатов опоздала на встречу со своими любимцами, которым вроде как по статусу не положено быть на разогреве. С другой стороны, доза экстремума в начале концерта лучше, чем пьяная давка в его финале, поэтому расклад организаторов следует считать разумным. КиШ стартовали с заявления, что станут играть рок-н-ролл, после чего на абсолютно кашеобразном звуке изобразили несколько хитов, из которых распознать удалось "Лесника", "Ели мясо мужики" и произведение о выбивании последнего зуба брату. Приза - бронзового знака "forte" - Шутам не досталось ни одного (при номинациях на звание Лучшей группы, записавшей Лучший альбом 2004 года), но, кажется, это никого особо не огорчило.

Далее на сцену вышли как раз Amatory, представленные невидимым ведущим как "зубры ню-метала". Однако ни на зубров, ни на ню-метал эти старательно рычащие татуированные дети похожи и близко не были. Со звуком продолжались проблемы, а визуальный ряд оживился лишь изобилием зажженных зрителями фальшфейеров и моментом, когда вокалист внезапно спрыгнул со сцены и полез в толпу. Далеко не выбрался, но скуку все же развеял.

После этого на сцену поднялась Светлана Сурганова (с Оркестром), которой был вручен "форте" как Лучшей live-группе. Если учесть, что из других заявленных в этой категории артистов в афише присутствовал лишь Ленинград (который получил свои килограммы бронзы за клип "Геленджик"), то альтернативы и не было. Это практическое рассуждение ни в коем разе не надо расценивать как упрек Сургановой, сет которой был, как всегда, очень энергичным и веселым, - да и звук чудесным образом воскрес из мертвых, что понимающим людям кое о чем говорит.

Выступление ПТВП запомнилось лишь тем, что на сцену выскочил раздетый до трусов субъект (говорят, из Психеи, но за верность утверждения не ручаюсь) и стал хватать себя за то, что принято именовать достоинством. Сии жесты, впрочем, вполне соответствовали как хамскому поведению группы на пресс-конференции, так и тому убожеству, что она исполняла. На кой ляд FUZZУ сдались эти люди, и по какой такой причине они получили приз за Лучший альбом, мне до сих пор глубоко непонятно.

Зато приятно удивили Мультfильмы, - может, потому, что я особо не слежу за их деятельностью. Вместо ожидаемых бритпоповых соплей они выдали нечто уверенно жесткое и вполне роковое (ударение на первом слоге), и даже давно приевшиеся "Яды" прозвучали свежо. На их фоне особенно тухло выглядели Dегенераторс, от которых как раз ждалось (но не получилось) чего-то бодрого и раздолбайского. Сюрпризы, сэр...

Ю-Питер в лице Бутусова и Каспаряна получили бронзу за Лучшую песню "Девушка по городу". С нее же и начали, после чего неожиданно перешли на "Прогулки по воде" и - о чудеса и приключения! - "Я хочу быть с тобой". Зал дружно подпевал.
Занятно, что именно эти музыканты при минимальных энергетических затратах обеспечили самый плотный и четкий звук, а все вышеупомянутые "альтернативщики" сразу забылись как дурной сон. И сразу стало ясно, кто присутствует на большой сцене по праву, а кто - так, мимо пробегал. И пресловутый "русский рок", как и "формат", в данном случае совершенно ни при чем. Кстати, как раз после "Ю-Питера" вручалась спецпремия За вклад в отечественную рок-культуру. Получил ее Майк Науменко (виртуально) и уцелевшие участники Зоопарка (реально). Эта награда попала в правильные руки, и думалось, что когда-нибудь дело дойдет и до других великих музыкантов, уже покинувших сей грешный мир. Ну, например, до Башлачева или Янки.

Последнюю мысль мистическим образом развила Диана Арбенина, начавшая с Янкиной песни "Печаль моя светла". Правда, создавалось впечатление, что большая часть публики кавер не опознала, дивясь на матерную лексику в арбенинских устах. Впрочем, остальные композиции были уже собственные, Снайперские, притом исполненные в ядерном темпе, почти что на износ. Достойное выступление, также оставшееся без "форте". Неисповедимы пути фуззовские...

Ленинград вылил на присутствующих небольшую, к счастью, порцию своей обычной аудиовизуальной блевотины, закончившейся характерной фразой Шнурова: "Спасибо, это была группа ЛЫ". Далее снова начались неожиданности: раздача Призов зрительских и читательских симпатий, прежде в арсенале FUZZA не замеченных.
Первый, к вящему моему недоумению, получили Amatory (неужели прыжки в народ так поднимают рейтинг?), второй - вполне предсказуемо - достался Пилоту. Оные любимцы публики, не обозначенные в афише, долго и, судя по всему, искренне признавались в любви к журналу, после чего тихонько исполнили "Ждите Солнца" и под ной ожидавших большего зрителей свалили, уступив место как бы хэдлайнеру. То есть Дельфину.

Разумное животное получило самый почетный приз как Лучшая группа 2004 года, после чего принялось бодро стучать по барабанам, исполнив "Надежду", "Весну" и что-то еще. Звучало и выглядело все это весьма недурно, но как-то... неуместно, что ли. Похоже, что люди в зале испытывали столь же неоднозначные чувства, потому что сразу после окончания Дельфиновского сета и финального сеанса мини-стриптиза, исполненного главным редактором FUZZA Александром Долговым (он снял с себя и бросил зрителям спонсорскую футболку), как-то очень шустро и безмолвно рассосались.

Общие впечатления от Премии остались растрепанные и противоречивые. Кто-то говорит: "Самая странная Премия из всех", а кто-то: "Это был настоящий рок-н-ролльный концерт, рубилово напрочь!" Не могу полностью согласиться ни с теми, ни с другими. Конечно же, очень хорошо, что солидный журнал не боится свежих решений, даже если они противоречат ожиданиям большинства, и не чурается неформатных музык.
Плохо то, что из всего обилия этого самого неформата в поле зрения FUZZA на этот раз попали не самые лучшие образцы. И странно то, что полностью форматные исполнители, которых всякие непримиримцы готовы списать в утиль и записать в "попсу", с легкостью переигрывают - во всех смыслах - образцовых нонконформистов. А может, и не странно, а совершенно правильно. Не берусь решать.

14.04.2005, Л. СТАРИКОВ-ЕРЁМИН (ЗВУКИ РУ)