5 апреля в Москве проходит очередной концерт в рамках серии "Знаменитая музыка из знаменитых фильмов". Нынешний концерт называется "Мадригалы - ХХ век", и охватывает "восьмидесятнический" период творчества Микаэла Таривердиева. Этого композитора мы помним по его музыке к культовым фильмам "Семнадцать мгновений весны" и "Ирония судьбы", но мало кто знает, что творческое наследие композитора насчитывает, помимо 132 саундтреков, еще множество самых разноплановых работ. Микаэл Леонович создал несколько камерных вокальных циклов, четыре балета, четыре оперы, огромное количество органной музыки. Сейчас творчество композитора вновь востребовано, однако речь идет не о мелодиях для мобильников и ремиксах. Под именем Таривердиева проходят сразу два фестиваля: Международный конкурс органистов и серия концертов киномузыки, где хорошо знакомые композиции исполняются в новых и необычных интерпретациях. Организатором этих концертов стала вдова композитора и музыковед Вера Таривердиева, с которой нас свело телевидение. Несмотря на то, что я никогда не смотрю телевизор, иногда мне случается принимать участие в какой-нибудь передаче в качестве ее гостя. В этот раз в программе "Оркестровая яма" на канале "Культура" я сразу обратила внимание на миниатюрную женщину с умным лицом. Вера говорила довольно лаконично, однако чувствовалось, что предмет разговора - судьба творческого наследия музыкантов - весьма ее волнует. После окончания передачи Вера пригласила меня в гости. Разговор коснулся ее работы как продюсера и организатора фестивалей: большинство своих проектов Вера ведет практически в одиночку, попутно занимаясь выпуском пластинок, организацией концертов, написанием книг и статей (недавно Вера выпустила, помимо творческой биографии Таривердиева, собственную книгу "Биография музыки"). При этом органный конкурс в этом году приобретет международный статус и будет проходить в Калининграде, Москве и Германии. Вся эта кипучая деятельность ставит своей целью не дать музыке Таривердиева быть забытой, переосмыслить ее и вдохнуть в нее новую жизнь.
Звуки.Ru: - Вера, c чего вообще началась история проведения Ваших фестивалей? Они такие разные, и вместе с тем, их проведение весьма символично: органный конкурс стал своеобразным символом возрождения Калининграда как культурного аванпоста России в Европе, а фестиваль музыки к фильмам - позволяет по-новому услышать знакомую с детства музыку...
Вера Таривердиева: - Мне приятно, что Вы называете то, чем я занимаюсь, фестивалями. В Калининграде раз в два года проходит международный конкурс органистов им.Микаэла Таривердиева. А концерты музыки Микаэла Таривердиева "Знаменитая музыка из знаменитых фильмов" - всего лишь серия ежегодных концертов. Правда, с последствиями. Мне это приятно потому, что я действительно стремлюсь к празднику во всем, что связано с именем Микаэла Таривердиева. Никаких концертов памяти. Когда, знаете, выходят друзья и начинают вспоминать - часто то, чего не было. Лучше всего о человеке говорит он сам. А как часто Микаэл Леонович говорил: "Я и есть моя музыка". А музыки он написал так много! Много праздников можно устроить. Именно поэтому все наши события разные. Такой человек и композитор - Микаэл Таривердиев. Разный. Музыка к 132 фильмам, произведения для органа, оперы, балеты. И мелодии, которые играют в подземных переходах.
Звуки.Ru: - Почему для органного конкурса был выбран именно Калининград, и с какими трудностями Вы столкнулись при организации первых концертных мероприятий в этом городе?
Вера: - Калининград? Отчасти случайно. Просто сразу было
ясно, что не Москва и не Питер. Они слишком 'перенаселены' событиями. И потом,
не все же должно происходить только в столицах. Калининград мне посоветовали,
как один из вариантов. Когда я впервые туда приехала, у меня уже были готовы
учредительные документы конкурса. Калининград (это был 1999 год) был забыт и
заброшен всеми. Я тогда еще мало представляла, что меня ждет и здесь, и вообще.
Но когда ночью я оказалась у Кафедрального собора, того самого, у которого
похоронен Кант, что-то во мне повернулось, я почувствовала - это то самое
место. Это правильное место.
Я доверилась своему чувству и ни о чем не жалею. Хотя понимаю, что работая с
Калининградом вот уже седьмой год, я работаю для будущего. Казалось, что есть
немало практичного в этом выборе - проведение конкурса органистов в окружении
органных держав, в центре Европы, в городе со своими истирическими органными
традициями, сегодня же я знаю, как много непрактичного в этом выборе. Но только
сегодня оказывается не очень практичным. Отовсюду близко, но добраться тяжело.
Из Европы в Калининград можно долететь только через Москву или Варшаву. Визы. И
так далее. Но я уверена, что у этого города есть другое будущее. Более
соответствующее его положению и тому, чем он может и должен стать. Для России,
для Европы.
Звуки.Ru: - Как строится программа конкурса?
Вера Таривердиева: - По своему регламенту это традиционный музыкальный конкурс. Состоит из трех туров. Игру участников оценивает жюри. Составами жюри всех трех конкурсов и предстоящего четвертого я горжусь. Это первые люди органного мира. В каждом туре присутствует традиционный органный репертуар, весьма сложный. Но еще - обязательное исполнение произведений Микаэла Таривердиева. До нашего конкурса мало кто знал, что целый период своей жизни Микаэл Леонович посвятил органу. Теперь это признанный и признаваемый в мире репертуар, произведения, музыка, которые ни на что не похожи, в том числе на то, что до этого писали для этого инструмента.
Звуки.Ru: - Стараетесь ли Вы каждый раз непременно поразить воображение слушателей именитыми участниками, или Вы уделяете внимание прежде всего музыкальной программе, а кто ее исполняет - менее существенно?
Вера Таривердиева: - Конечно, прежде всего - музыка, качество ее
исполнения. Для меня один из признаков качества исполнения - искреннее
проживание музыки. Не заученное повторение нот посредством соприкосновения с
клавишами, а живое ее проживание. Музыка ведь вещь мистическая. Она рождается
каждый раз заново. Может родиться или нет. И это зависит от того, как ее будет
произносить каждый конкретный исполнитель.
В этом смысле конкурс органистов для меня - прежде всего поиск близких людей,
которые могут почувствовать музыку Микаэла Таривердиева, для кого она может
стать близкой, необходимой. Так же и в других концертах и программах. И этот
процесс тоже очень живой, творческий. Кстати, нечасто именитые исполнители
могут почувствовать то, что до сих пор им не было известно. Особенно если это
связано с таким известным именем, каким является имя Микаэла Таривердиева. А
вот молодые - они более открытые. В этом смысле с ними проще. У них мозги
пластичнее. Не случайно сам Микаэл Леонович предпочитал работать с молодыми.
Знаете, что он сказал, кода получал премию 'Ника' за фильм Сергея Урсуляка?
'Когда я был молодым, я работал с молодыми. Когда я был в среднем возрасте, я
работал с молодыми. И сейчас я работаю с молодыми. Значит, я не такой еще
старый крокодил'. Иногда для того, чтобы почувствовать, понять смысл
высказывания композитора, приходится придумывать новый контекст. Это тоже
очень интересно. Например, с Екатериной Мельниковой мы придумали программу
'Знаменитая музыка из знаменитых фильмов в органных транскрипциях'. Исполняли с
успехом в России и за рубежом.
Звуки.Ru: - Многие слушатели считают, что орган - это "тяжелый", несветский инструмент, его практически невозможно представить в контексте "модной" академической сцены. Так ли это?
Вера: - И так, и не так. Конечно, орган, как механизм, или даже как организм, лучше всего функционирует и воспринимается в акустике соборов. Здесь он на своем месте и у него есть необходимая для жизнедеятельности среда. Но ведь это великолепный инструмент- оркестр, с огромными возможностями, неповторимым способом воздействия, которые можно использовать чрезвычайно разнообразно, в том числе и в светских целях. Все зависит от того, кто на этом инструменте играет и что вкладывает. Я уже упоминала об исключительно светской программе музыки к фильмам. Светской, но не развлекательной. В ней сочетаются произведения классики, которые использовались в фильмах и собственно киномузыка, которая была переложена для органа. Недавно на сцене Московско международного дома музыки мы представили программу 'Органный хит-парад', в которой приняли участие шесть лауреатов нашего конкурса. В первом отделении - традиционный органный репертуар. Во втором - переложения для органа, к примеру 'Моря' Римского-Корсакова из 'Шеерезады'. Среди бисов - 'Танец с саблями' Хачатуряна. Вполне светская и захватывающая программа получилась. Публика была в восторге. Мы создали контекст диалога среди самих участников концерта. И это поняла и на это откликнулась публика.
Звуки.Ru: - Вы активно занимаетесь издательской деятельностью. Основной направление Вашей деятельности - публикация творческого наследия Микаэла Леоновича Таривердиева, но я заметила, что Вы весьма активно поддерживаете инициативы по переосмыслению, переработке его работ. Вы поддерживаете любые подобные проекты? К Вам может обратиться любой музыкант, или Вы предпочитаете находить исполнителей для определенных вещей сама?
Вера: - Я рада, когда ко мне обращаются с интересными творческими идеями. Я категорически возражаю, когда пытаются издеваться или переиначивать музыку под свои не очень высокие творческие возможности и цели некоторые исполнители (а такое бывает). Часто нахожу исполнителей сама. Впрочем, нахожу - неверное слово. Скорее, Бог посылает. Прихожу к выводу, что близкие люди обязательно должны встретиться. Я счастлива, что работаю с Алексеем Гориболем, Ольгой Дзусовой, Татьяной Куинджи, Борисом Андриановым - это другого, нового, поколения.
Звуки.Ru: - Вера, а Вам помогает, или мешает Ваше музыкальное образование? Есть ли вещи, которые Вы предпочли бы никогда не знать о процессе создания музыки?
Вера: - Ну что Вы! Конечно, мое музыкальное образование неоценимо в том, что я делаю. Я говорю с музыкантами на одном языке. Я точно знаю, к чему стремлюсь. В этом смысле я не живу в потемках. Более того, я считаю неоценимым свой опыт научной работы со старой музыкой - 13-14 веков - это дало мне перспективу, чрезвычайно расширило мой горизонт музыкальных ощущений и процессов. Работа в газете музыкальным обозревателем в период классической журналистики дала мне прививку острого ощущения современности и быстроту реакций.
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)