Первые два вопроса из заготовленного списка
ушли коту под хвост. Леонид Федоров
умело свел их к своему любимому ответу "Ну, так получилось". После чего
спросил, слушал ли я вообще новый альбом "Таял". Я с некоторым стыдом сказал,
что нет, но оказалось, что это нормально, потому что материал только сегодня
сдали в печать, и вообще не факт, что диски появятся на презентации альбома 2
апреля в ЦДХ.
Леонид провел меня в комнату, уставленную компьютерами и прочими устройствами,
посадил на свой стул и включил новые песни. Потом пошел покурил, вернулся и с
любопытством посмотрел на меня. Врать не понадобилось - материал был потрясающий.
Скрипки, сэмплы, голос Анри Волохонского и даже Владимира Волкова ("Вовочка
поет", - шутит Федоров). Слегка матерный текст одной из вещей. И жемчужина
альбома - фантастическая партия баяна Сергей Щуракова в одной из версий
заглавной композиции "Таял".
- Клевый баян, да? - спрашивает Федоров.
Понимаешь, почему у Федорова все "Ну, так получилось". Ну нет, нет у меня слов
описать эту партию баяна - она именно такая, как должна быть. У Федорова слов
тоже нет. Смотрю на нагромождение техники. Сам понемногу занимаюсь музыкой на компьютере,
но рядом с такими устройствами, которые стоят в рабочем кабинете Федорова,
чувствую себя дилетантом...
Звуки.Ru: - Леня, вы легко всему этому обучились? Это ж все относительно недавно появилось...
Леонид Федоров: - Ну, а куда деваться. Надо же было.
Звуки.Ru: - Сколько Вы писали этот альбом?
Леонид: - Год примерно. Устал уже. Рад уже покончить с ним и начать что-то новое.
Звуки.Ru: - А предыстория?
Леонид: - Во многом все идет из несостоявшегося концерта с композитором Владимиром Мартыновым и скрипачкой Татьяной Гринденко "Бин Ладен и Святой Франциск". Было жаль, что этот концерт так и не отыграли, но все, наверное, к лучшему, так как много материала вошло в этот альбом.
Звуки.Ru: - Насколько я знаю, была, так сказать, и философская база?
Леонид: - Ну, в некотором роде да. Почти целый этот год я ходил с книжкой Мартынова "Конец времени композиторов". Меня очень тронула идея, что раньше все люди были просто на другом уровне веры в бога, они жили с богом, поэтому и музыка творилась на совсем другом уровне. Были Композиторы с большой буквы. А теперь веры в сердце нет, и мы с трудом можем сами что-то создать - сплошное цитирование и повторение. Разумеется, встает резонный вопрос - а зачем мы тогда все ковыряемся тут?
Звуки.Ru: - И зачем?
Леонид: - Ну, во-первых, пытаться все равно надо, во-вторых, тут есть такое любопытное противоречие: с одной стороны, надо бы от этого уйти, а с другой - забавно поиграть со всеми этими цитированиями, повторами. У меня вот на альбоме столько сэмплов использовано: Малера, Queen, еще кучи музыкантов, причем в большинстве случаев ни один швондер не докопается, где что.
Звуки.Ru: - Постойте, ну, допустим, у нас кризис музыки - из-за кризиса веры. А как же мусульманские страны? У них же, по идее, должны продолжаться традиции, следовательно, остаться композиторы...
Леонид: - Да, у них все должно продолжаться. Я не большой специалист в мусульманской музыке, я все же нашу культуру представляю, и мне жить с ней, но у них традиции крепче. Или вот в Индии - наш бывший гитарист там побывал, и рассказывает взахлеб, что там все, просто все живут с верой в бога. То есть у них даже нет ни тени сомнения, что бог есть! А у нас это выжгли все, у нас все наоборот. А вот теперь представьте, что значит - жить с верой. Это совершенно другой уровень уверенности, знание, что после смерти все не закончится, что всегда есть зачем жить. Даже в Европе, кстати, ситуация еще куда ни шло в этом смысле, а у нас бардак.
Звуки.Ru: - И что делать? Или возврата к прошлому уже нет?
Леонид: - Я скромно полагаю, что этим должно государство заниматься. Принимать программы по восстановлению культуры, что-то такое... Вы знаете хоть об одной такой программе? Я вот не знаю. В итоге этим занимаются одиночки. Старостин, Котов: Несколько сотен, ну тысяч может быть человек на всю страну.
Звуки.Ru: - Эту мысль Вам донести удалось?
Леонид: - А бог его знает, я таких глобальных задач не могу перед собой ставить. По правде говоря, получился довольно пафосный альбом, с оркестром и т.д., что не характерно для меня. Что ж, получился и получился, следующий значит другим будет.
Звуки.Ru: - А что планируется потом? Поклонники Вашего творчества давно ждут какой-то программы трио Федоров - Котов - Старостин?
Леонид: - На самом деле, пора бы. Но что-то все не получается. С одной стороны, пока программа весьма и весьма "лоскутная", видно, что три разных человека это играют, с другой - они когда вдвоем выступают, говорят, что без меня им чего-то не хватает, ну и мне без них чего-то часто не хватает. Посмотрим.
Звуки.Ru: - А совместная серия концертов с Дмитрием Озерским? На меня эта программа произвела очень сильное впечатление.
Леонид: - Тут тоже неясная картина. Вроде действительно интересная программа. Но я, честно признаюсь, несколько устал от этой акустики, от гитары. К тому же, у меня палец сильно болит уже полгода, нерв зажимает - иногда я просто играть не могу. Надо бы подлечить его для начала, а там смотреть.
Продолжаем слушать альбом. Вновь слышу голос Анри Волохонского - поэта, соратника Алексея Хвостенко и давнего соавтора Хвостенко и Федорова.
Звуки.Ru: - Как, кстати, поживает Анри? Оправился после смерти Хвоста?
Леонид: - В целом да... Готовит сейчас книжку с собранием сочинений Хвоста, скоро выйдет в России. Он такой, такой волшебный человек. Я все хочу его побольше записывать, на видео может даже записать, а еще лучше - в Россию привезти.
Звуки.Ru: - Не едет?
Леонид: - Не едет, как тридцать лет назад уехал, так привык, и больше не хочет приезжать. Да и возраст уже...
Приходит девушка из 'Нашего Радио', за 10 минут задает несколько вопросов и
убегает дальше.
- Какие новости у 'Ауцыона'? - спрашивает она.
- У 'Аукцыона'? Да вот Озерский разве что женился, - заразительно хохочет Федоров.
Звуки.Ru: - Не надоели вопросы про 'Аукцыон'? - спрашиваю я после ухода девушки, помня, что какое-то время назад Федоров начинал раздражаться, когда речь шла об 'Ы'. Федоров мгновенно становится серьезнее.
Леонид: - На самом деле, я уже действительно хочу что-то сделать вместе с группой. Потому что все же в ней что-то есть, раз она уже столько лет существует и делает довольно интересные вещи. Но это не только и не столько от меня зависит.
Звуки.Ru: - А от кого это зависит?
Леонид: - Все необходимые факторы должны собраться в одном месте, совпасть.
Звуки.Ru: - Сейчас вам с группой предстоит американский тур?
Леонид: - Да, и довольно большой на сей раз. Скоро уже едем.
Звуки.Ru: - Интерес к 'Аукцыону' за рубежом растет?
Леонид: - (снова улыбается): - Это у меня растет интерес к США. А у них к нам - не знаю; совсем, совсем, не уверен.
Звуки.Ru: - А как же недавний визит в Швейцарию вместе с Волковым и Старостиным?
Леонид: - На самом деле, я так и не понял до конца, что мы там делали. Там был крупный форум, выступали ЧАЙФ, Мелазде, Басков, In-Sight, ну и мы. И вот мне показалось, что все швейцарцам понравились, а мы одни - нет. Пришли, сели, завывали что-то свое... Совсем не в формате после ЧАЙФа.
Звуки.Ru: - Да ладно, а как же In-Sight? Примерно одного поля ягоды.
Леонид: - Да, In-Sight - отличная группа. Нино Катамадзе сейчас вообще равных нет: На всем нашем пространстве такого явления еще не было, попомните мое слово. Группа сама по себе тоже хороша, но Нино - нечто совсем отдельное. Конечно, ее и там хорошо приняли. Ну а мы как-то в струю не попали. Хотя может мне и кажется это.
Федоров наливает чаю.
Звуки.Ru: - А сколько примерно у Вас песен сейчас, которые ни в одну программу пока не вошли?
Леонид: - Штук 5-6. Иногда бывает, что песня спустя 20 лет почти выстреливает - как "Города, например. Так что это такой процесс, мало объяснимый словами. Иногда вот никак песня какая-нибудь никак не записывается, никуда не влезает.
Звуки.Ru: - А что с "классической" версией "Старца", которую мы слышим на концертах? В "Лиловый День" неожиданно вошла совсем другая версия.
Леонид: - А вот с ней все более менее ясно. Как раз сейчас готовится переиздание "Лилового Дня", и там эта версия видимо будет. Я вообще перетасовал сонг-лист, альбом сразу жестче как-то стал. Кстати, и то, что о чем вы говорили, тоже не совсем классическая версия. На клубных концертах вообще все что в голову взбредет играю. На то они и клубы - формат такой. Даже чужие песни иногда.
Звуки.Ru: - Любопытный, помню, был вариант одной из песен Гражданской Обороны... Кстати, Вы новую их пластинку слушали?
Леонид: - Нет, не слушал. Неплохо? А что еще хорошего сейчас?
Звуки.Ru: - Для меня - Piano Magic.
Леонид: - Не знаю таких. Вообще, я в какой-то момент выпал из этого рок-пространства. Особенно у нас рок понемногу замкнулся в себе, примерно как барды раньше. То есть вроде куча народу этим занимается, а отдачи вовне - никакой. В Европе тоже примерно так же. Из нового... Том Уэйтс отличные новые диски сделал. Но я сейчас больше другие вещи слушаю - классику, румынских цыган.
Звуки.Ru: - А как Вы пришли к классике? Полагаю, этот вопрос интересует многих из тех, кто пытается следить за оригинальной современной музыкой, но по какой-то причине прошел мимо классики.
Леонид: - А не знаю, в какой-то момент просто начал слушать все подряд и понравилось. К тому же, еще раз говорю, это уже совсем другая музыка. В которой огромные пласты смысла.
Звуки.Ru: - То есть, в принципе, можно предполагать, что в дальнейшем Вы будете продолжать использовать классику в своих работах?
Леонид: - Совсем не факт. Я просто рад, что закончил этот альбом. Проектов много. Далеко не все реализуются, ну так это и хорошо наверное. Конечно (Федоров допивает чай и смеется), иногда думаю: а на фига я это все делал? Ну, так получилось.
Звуки.Ru: - Мы вот на этих альбомах учимся...
Леонид: - (улыбаясь): - Ну, если кому-то это нужно, то замечательно.
Дата рождения:
8 января 1963
1935 – Родился Литтл Ричард - певец, пианист и композитор, который стоял у истоков рок-н-ролла »»
1966 – Родилась поп-звезда Патрисия Каас - мадемуазель, которая поет блюз и любима в России едва ли не больше, чем в родной Франции »»
Johnny PATE (1923)
Little RICHARD (1932)
Art DAVIS (1934)
J.J. CALE (1938)
Хосе КАРРЕРАС (1946)
Andy KIM (1946)
Keri HILSON (1982)