Конечно, заманчиво было бы начать с того, что вот, мол, европейские клубы - не нашим чета, у них-то все сделано, как надо... Но нет, не выйдет: миланский клуб "Трансильвания" - просторное и не слишком уютное помещение, больше всего напоминающее, как ни странно, московский "Р-клуб". То же несоответствие размаха пространства с количеством посетителей, тот же вечный полумрак, та же забивающая уши рок-дискотека в перерывах между выступлениями. В общем, все примерно то же самое, за одним большим "но". В "Р-клуб" не приезжают с концертами группы Dead Meadow и ...And You Will Know Us by the Trail of Dead. В "Трансильванию" - приехали. О них, собственно, и речь.
Dead Meadow - одна из групп с лейбла "Matador", а это уже вполне себе знак качества: именно на Matador записываются многие важные и нужные фигуры вокруг да около современного мэйнстрима - великолепные Interpol, монструозные Mogwai, зубодробительные Matmos, очаровательные Belle & Sebastian и ещё много кто. Попасть в такую компанию - уже большая честь и неплохое свидетельство того, что группа стоит внимания. В случае с Dead Meadow это правило работает. Три человека родом из Вашингтона играют, если ударяться в замысловатые критические термины, прогрессив-пост-панк, играют с чувством и с толком. На деле это выглядит так: композиция обычно держится на одном несложном мелодичном рифе, на фоне которого в музыке происходят всевозможные любопытные вещи - помпезные хард-роковые запилы, медитативные психоделические вставки в духе ранних Pink Floyd, перебивы ритма и прочее, и прочее. Ощущается все это как коктейль из давно знакомых ингредиентов, но с неким новым оттенком вкуса - пусть даже гитаристу иногда изменяет чувство меры, и производимые им пассажи становятся чересчур пафосными или откровенно занудными. Добавьте к этому ещё и высокий, подчас срывающийся на истерику голос вокалиста, поющего, разумеется, не о счастье и солнце, а совсем наоборот - вот и получится полная картина того, что представляют из себя Dead Meadow. В сценическом полумраке эти трое юношей в черных куртках выглядят очередными рокерами, играющими на обреченности и боли, - подобная стилистика изрядно приелась, но определенную индульгенцию Dead Meadow можно выдать за кропотливое отношение к собственной музыке. Они, к счастью, не просто рубят грязные аккорды и вопят в микрофон - они подходят к делу вдумчиво, порой с поистине эпическим размахом: финальная композиция никак не желает заканчиваться, психоделические терзания гитары и суровый гул баса длятся и длятся, и в конце концов срабатывают, создавая всамделишное ощущение некоего бесконечного, пугающего и полного фантомов звукового пространства. Впрочем, конец все же наступает - Dead Meadow уступают место хедлайнерам.
У группы с неудобоваримым названием ...and You Will Know Us by The Trail of Dead (которое обычно сокращают до последних трех слов) статус нынче не очень понятный. С одной стороны, шум вокруг них вроде бы уже утих, этих американцев уже никто не выдает за главных представителей нового рока. С другой, новый альбом "Worlds Apart" вышел не где-нибудь, а на лейбле Universal - что, по-видимому, означает, что покупают группу вполне активно. Но, собственно, все это не очень важно, поскольку живое выступление группы уж точно не располагало к размышлениям о статусе. Не располагало оно и к традиционному осмыслению их музыки как вобравшей в себя по чуть-чуть от всех возможных течений гитарной поп-музыки, от арт-рока до гранжа (собственно, и пресловутое название может быть истолковано в этом духе: узнаете, мол, нас по следам уже отживших свое групп и направлений). Даже к упрекам за излишнюю приверженность эпике и пафосной грандиозности, которые отчетливо слышатся в записях Trail of Dead, происходящее не располагало, хотя грома и грохота хватало.
В концертном варианте, как выяснилось, Trail of Dead о своих стилистических выкрутасах помнят только неким задним умом. А играют, по большей части, крайне злобный, агрессивный, дерзкий и при этом - осмысленный хардкор. Выглядит это мощно и взрывоопасно: глаза пяти юношей прямо-таки сочатся ненавистью к этому миру, ложным ценностям и нелегкой жизни, два барабанщика выбивают всю пыль из своих установок, басист прыгает по сцене, а солист стремится растерзать микрофон. При этом, впрочем, технологически Trail of Dead подготовлены на славу - после каждой композиции помощники группы меняют музыкантам гитары, а солист с барабанщиком то и дело меняются местами, периодически отбегая к клавишам, чтобы сыграть какой-то чуть слышный пассаж. Trail of Dead не превращаются в обычных хардкорщиков, истерично использующих стилевые штампы: так или иначе, из стены шумного звука вырастает внятная мелодия, а иногда все это наводящее ужас действие прерывается разнообразными стилевыми вставками - то сентиментальным балладным перебором, то психоделической клавишной мини-сюитой. Впрочем, элемент эклетики не выглядит тут как нечто основное и важное, он всего лишь оттеняет основной пафос разрушения, служит прежде всего для игры на контрасте.
Ближе к концу представления начинается уже форменная деструкция: солист сначала яростно разбивает часть ударной установки, потом начинает неумолимо дубасить гитару, ну а напоследок - да, вы угадали - бросает ее в барабаны и, уходя со сцены, крушит динамики. Театр закрывается за негодностью аппаратуры, название группы можно толковать и другим образом: после ухода группы со сцены никто не должен отстаться в живых. Наименование "арт-панк", частенько применяемое к Trail of Dead, стоит заменить на "арт-хардкор", тут и вся необходимая агрессивность, и элемент стилистической игры, и театрализованность, и итоговое впечатление - как ни странно, все эти терзания и метания не кажутся фальшивыми, ненависть в глазах музыкантов заставляет в себя поверить, ну и, в конце концов, играют Trail of Dead с нешуточным драйвом и полной отдачей.
Вот, собственно, и все, однако у проницательного читателя может возникнуть закономерный вопрос - а что нам, собственно, до каких-то инди-рокеров, играющих там себе по Европе? Вообще говоря, на это можно было бы ответить просто: а почему бы и нет? - но тут стоит ещё указать на одну важную проблему. К большому сожалению, российскому читателю, не имеющему достаточно средств и упорства для того, чтобы вырваться в Европу с целями музыкального познания, о подобных концертах пока что можно что-нибудь узнать только вот таким образом. В отечественной концертной индустрии в последние годы отчетливо заметны позитивные подвижки: есть и у нас и те, кто привозят легенд вроде Kraftwerk и Джона Зорна, которых мечтало увидеть не одно поколение слушателей, и люди, занимающиеся важным рок-мейнстримом вроде Пи Джей Харви или Franz Ferdinand, и специалисты по ненавязчивым, но милым и веселым электронщикам, появились в последнее время и те, кто зазывает в Россию важные и актуальные инди-группы вроде Lali Puna или Xiu Xiu. И все это, конечно, очень хорошо - вот только инди-роком у нас толком пока никто так и не занимается. Dead Meadow и Trail of Dead - не группы эпохальной значимости, не флагманы прогрессивной поп-музыки, не новаторы, но занимаются они вещами интересными и, безусловно, достойными внимания. Увы, в России на данный момент институт привоза подобных музыкантов не существует вовсе, - вот и остается рассказывать о том, что представляют из себя их концерты, исключительно "из-за бугра". И надеяться, что будет по-другому, - благо тенденции, как и было сказано, есть.
Дата образования:
1 января 1994
Lou ADLER (1933)
Ted NUGENT (1948)
Lurrie BELL (1958)
Hideto MATSUMOTO (1964)
Nick MCCARTHY (1974)
Марина ДЕВЯТОВА (1983)
Taylor SWIFT (1989)