Конечно, заманчиво было бы начать с того, что вот, мол, европейские клубы - не нашим чета, у них-то все сделано, как надо... Но нет, не выйдет: миланский клуб "Трансильвания" - просторное и не слишком уютное помещение, больше всего напоминающее, как ни странно, московский "Р-клуб". То же несоответствие размаха пространства с количеством посетителей, тот же вечный полумрак, та же забивающая уши рок-дискотека в перерывах между выступлениями. В общем, все примерно то же самое, за одним большим "но". В "Р-клуб" не приезжают с концертами группы Dead Meadow и ...And You Will Know Us by the Trail of Dead. В "Трансильванию" - приехали. О них, собственно, и речь.
Dead Meadow - одна из групп с лейбла "Matador", а это уже вполне себе знак
качества: именно на Matador записываются многие важные и нужные фигуры вокруг
да около современного мэйнстрима - великолепные Interpol, монструозные
Mogwai, зубодробительные Matmos, очаровательные Belle &
Sebastian и ещё много кто. Попасть в такую компанию - уже большая честь и
неплохое свидетельство того, что группа стоит внимания. В случае с Dead Meadow
это правило работает. Три человека родом из Вашингтона играют, если ударяться в
замысловатые критические термины, прогрессив-пост-панк, играют с чувством и с
толком. На деле это выглядит так: композиция обычно держится на одном несложном
мелодичном рифе, на фоне которого в музыке происходят всевозможные любопытные
вещи - помпезные хард-роковые запилы, медитативные психоделические вставки в
духе ранних Pink Floyd, перебивы ритма и прочее, и прочее. Ощущается все
это как коктейль из давно знакомых ингредиентов, но с неким новым оттенком
вкуса - пусть даже гитаристу иногда изменяет чувство меры, и производимые им
пассажи становятся чересчур пафосными или откровенно занудными. Добавьте к
этому ещё и высокий, подчас срывающийся на истерику голос вокалиста, поющего,
разумеется, не о счастье и солнце, а совсем наоборот - вот и получится полная
картина того, что представляют из себя Dead Meadow. В сценическом полумраке эти
трое юношей в черных куртках выглядят очередными рокерами, играющими на
обреченности и боли, - подобная стилистика изрядно приелась, но определенную
индульгенцию Dead Meadow можно выдать за кропотливое отношение к собственной
музыке. Они, к счастью, не просто рубят грязные аккорды и вопят в микрофон -
они подходят к делу вдумчиво, порой с поистине эпическим размахом: финальная
композиция никак не желает заканчиваться, психоделические терзания гитары и
суровый гул баса длятся и длятся, и в конце концов срабатывают, создавая
всамделишное ощущение некоего бесконечного, пугающего и полного фантомов
звукового пространства. Впрочем, конец все же наступает - Dead Meadow уступают
место хедлайнерам.
У группы с неудобоваримым названием ...and You Will Know Us by The Trail of
Dead (которое обычно сокращают до последних трех слов) статус нынче не очень
понятный. С одной стороны, шум вокруг них вроде бы уже утих, этих американцев
уже никто не выдает за главных представителей нового рока. С другой, новый
альбом "Worlds Apart" вышел не где-нибудь, а на лейбле Universal - что,
по-видимому, означает, что покупают группу вполне активно. Но, собственно, все
это не очень важно, поскольку живое выступление группы уж точно не располагало
к размышлениям о статусе. Не располагало оно и к традиционному осмыслению их
музыки как вобравшей в себя по чуть-чуть от всех возможных течений гитарной
поп-музыки, от арт-рока до гранжа (собственно, и пресловутое название может
быть истолковано в этом духе: узнаете, мол, нас по следам уже отживших свое
групп и направлений). Даже к упрекам за излишнюю приверженность эпике и
пафосной грандиозности, которые отчетливо слышатся в записях Trail of Dead,
происходящее не располагало, хотя грома и грохота хватало.
В концертном варианте, как выяснилось, Trail of Dead о своих стилистических выкрутасах помнят только неким задним умом. А играют, по большей части, крайне злобный, агрессивный, дерзкий и при этом - осмысленный хардкор. Выглядит это мощно и взрывоопасно: глаза пяти юношей прямо-таки сочатся ненавистью к этому миру, ложным ценностям и нелегкой жизни, два барабанщика выбивают всю пыль из своих установок, басист прыгает по сцене, а солист стремится растерзать микрофон. При этом, впрочем, технологически Trail of Dead подготовлены на славу - после каждой композиции помощники группы меняют музыкантам гитары, а солист с барабанщиком то и дело меняются местами, периодически отбегая к клавишам, чтобы сыграть какой-то чуть слышный пассаж. Trail of Dead не превращаются в обычных хардкорщиков, истерично использующих стилевые штампы: так или иначе, из стены шумного звука вырастает внятная мелодия, а иногда все это наводящее ужас действие прерывается разнообразными стилевыми вставками - то сентиментальным балладным перебором, то психоделической клавишной мини-сюитой. Впрочем, элемент эклетики не выглядит тут как нечто основное и важное, он всего лишь оттеняет основной пафос разрушения, служит прежде всего для игры на контрасте.
Ближе
к концу представления начинается уже форменная деструкция: солист сначала
яростно разбивает часть ударной установки, потом начинает неумолимо дубасить
гитару, ну а напоследок - да, вы угадали - бросает ее в барабаны и, уходя со
сцены, крушит динамики. Театр закрывается за негодностью аппаратуры, название
группы можно толковать и другим образом: после ухода группы со сцены никто не
должен отстаться в живых. Наименование "арт-панк", частенько применяемое к
Trail of Dead, стоит заменить на "арт-хардкор", тут и вся необходимая
агрессивность, и элемент стилистической игры, и театрализованность, и итоговое
впечатление - как ни странно, все эти терзания и метания не кажутся фальшивыми,
ненависть в глазах музыкантов заставляет в себя поверить, ну и, в конце концов,
играют Trail of Dead с нешуточным драйвом и полной отдачей.
Вот, собственно, и все, однако у проницательного читателя может возникнуть закономерный вопрос - а что нам, собственно, до каких-то инди-рокеров, играющих там себе по Европе? Вообще говоря, на это можно было бы ответить просто: а почему бы и нет? - но тут стоит ещё указать на одну важную проблему. К большому сожалению, российскому читателю, не имеющему достаточно средств и упорства для того, чтобы вырваться в Европу с целями музыкального познания, о подобных концертах пока что можно что-нибудь узнать только вот таким образом. В отечественной концертной индустрии в последние годы отчетливо заметны позитивные подвижки: есть и у нас и те, кто привозят легенд вроде Kraftwerk и Джона Зорна, которых мечтало увидеть не одно поколение слушателей, и люди, занимающиеся важным рок-мейнстримом вроде Пи Джей Харви или Franz Ferdinand, и специалисты по ненавязчивым, но милым и веселым электронщикам, появились в последнее время и те, кто зазывает в Россию важные и актуальные инди-группы вроде Lali Puna или Xiu Xiu. И все это, конечно, очень хорошо - вот только инди-роком у нас толком пока никто так и не занимается. Dead Meadow и Trail of Dead - не группы эпохальной значимости, не флагманы прогрессивной поп-музыки, не новаторы, но занимаются они вещами интересными и, безусловно, достойными внимания. Увы, в России на данный момент институт привоза подобных музыкантов не существует вовсе, - вот и остается рассказывать о том, что представляют из себя их концерты, исключительно "из-за бугра". И надеяться, что будет по-другому, - благо тенденции, как и было сказано, есть.
Дата образования:
1 января 1994
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)