Выход нового альбома - всегда хороший повод пообщаться с музыкантом. А в случае с Земфирой - еще и один из немногих способов добиться интервью. Она не вписывается в наезженную колею шоу-бизнеса: альбом, концертный чес, информационный шум по любому незначительному поводу. Ее прорвало, написались новые песни - выходит альбом. Ей захотелось найти пищу для ума - она поступила на философский факультет МГУ.
Звуки.Ru: Поговорим про учебу?
Земфира: Я устала отвечать на подобного рода вопросы. Но отвечу.
Звуки.Ru: Ты уже выбрала специализацию? Чем именно будешь заниматься на факультете?
Земфира: Не определилась еще. Мне сначала нужно сдать эту сессию. Определиться нужно будет к маю. Последние три месяца я занималась только альбомом. А первые два месяца занятий - достаточно общие знания, вводные курсы. Естественно, мне пришлось почитать историю зарубежной философии, логику:
Звуки.Ru: Не жалко, что не складывается нормальная студенческая жизнь?
Земфира: Я думаю, она еще сложится. Просто так получилось, что мне пришлось заняться альбомом. Потому что написались песни, и я решила, что надо их выпускать, пока они не потеряли своей актуальности.
Звуки.Ru: На чем ты делаешь первые наброски песни?
Земфира: Либо гитара, либо пианино.
Звуки.Ru: Разница есть?
Земфира: Конечно. Во-первых, я гитарой не очень хорошо владею и
использую, как правило, очевидные гармонии. На пианино же я, в общем, играть
умею, поэтому там гармонии посложнее. Ну и отличаются, конечно, мелодические
строчки. Это можно понять и услышать, музыканты понимают сразу - на чем написана
песня.
Звуки.Ru: Сильно ли изменяется песня - от момента своего рождения и до конца работы?
Земфира: Да. И я думаю, многие музыканты со мной согласятся, что в процессе аранжировки многое теряется. И часто бывает, что демо-версия звучит свежее. А окончательная версия просто правильнее, богаче. Очень важно не потерять при записи настроение.
Звуки.Ru: На альбоме сама на чем играла?
Земфира: На всем понемножку - там, где нужно было немножко доиграть. Клавишные какие-то, Хэммонд, акустическая гитара... Ничего сверхъестественного я не сыграла, я скорее пела.
Звуки.Ru: Традиционно рок-н-ролльный набор инструментов...
Земфира: Но там есть, как мне кажется, интересные аранжировки. Есть арфа, есть труба. Очень фрагментарно, но они присутствуют.
Звуки.Ru: Раньше таких экспериментов не было.
Земфира: Нет, раньше мы обходились клавишами. Сейчас же, по большому счету, клавишных нет. Использовались либо Rhodes, либо Хэммонд - зарекомендовавшие себя звуки. Либо рояль. Какие-то синтетические звуки я не использовала, потому что неинтересно уже.
Звуки.Ru: Концерты в поддержку альбома планируются?
Земфира: Ну, хотелось бы поиграть, конечно. Но для этого надо решить сначала вопрос с университетом, а потом вопрос с музыкантами. Именно в такой последовательности. Но желание есть, промоутеры звонят, поэтому, я думаю, концерты будут.
Звуки.Ru: То, что у тебя не складывается своя постоянная группа - уже общеизвестно. Вот и на новый альбом пришлось привлекать музыкантов из группы Мумий Тролль.
Земфира: Но они же музыканты! Они отличные музыканты! Так что с этим все хорошо.
Звуки.Ru: Но без своих музыкантов-то не очень хорошо?
Земфира: Надеюсь, что пройдет время и они появятся. Просто процесс достаточно долгий. Притирочный процесс может занимать несколько лет. А пока нет собственных, я играю пусть не со своими, но с отличными музыкантами.
Звуки.Ru: А почему ты не используешь просто сессионных музыкантов?
Земфира: Существует некий музыкальный круг, музыканты в курсе. Периодически мне кто-то звонит, мы встречаемся, но пока вопрос открыт.
Звуки.Ru: Юрий Антонов недавно говорил, что у него набралось материала на два альбома, и он бы их выпустил, но не хочет, чтобы пираты зарабатывали на его музыке. Тебя это, судя по всему, не пугает.
Земфира: Как я отношусь к
пиратам? Лояльно. Я считаю, что они меня
промоутируют. По большому счету, в этой стране, при данной ситуации с законами,
страдают от них рекорд-компании. У меня нет какого-то ярко выраженного
негативного отношения к пиратам. Более того, я считаю, что если ты написал
песню, то этим надо делиться. Сидеть и жать песни, и тем более говорить об
этом - это совсем как-то некрасиво. Зачем, чтобы все заплакали, пошли и
расстреляли пиратов?
Звуки.Ru: Наверное, для того, чтобы приходили эти песни на концертах слушать.
Земфира: Так он их на концертах поет? Наивный! Их можно записать на диктофон и точно также выпустить.
Звуки.Ru: Вот и записи с твоих концертов и старую несведенку - тоже можно найти в сети.
Земфира: Ну что ж, сеть - такое пространство, где можно все, можно всем.
Звуки.Ru: Слухи о том, что тебе предлагали возглавлять "Фабрику звезд", наверное, пошли после того, как в одном из интервью ты упомянула о том, что "люди с серыми лицами" беседовали с тобой о засилье этих "фабрик". Ты не могла бы рассказать, что это за история?
Земфира: Да по большому счету мне и сказать нечего. Просто я общалась с, как бы это сказать, представителями власти, что ли, в совершенно приватной беседе. Мы просто болтали о музыке вообще. Они оказались любителями рока, причем русского и почему-то решили, что я могу поддержать эту беседу. Я считаю себя человеком воспитанным, так что я сидела, вставляла "да-нет".
Звуки.Ru: А это ошибка - считать тебя любителем русского рока?
Земфира: Нет, я очень любила русский рок! Когда была юной. Для меня важны были все эти журналы, "Фузз", я ездила в Питер на Рубинштейна, 13. Но сейчас, безусловно, ситуация поменялась. По большому счету, кардинально изменилась идеология в этом жанре. И я в данный момент не могу себя назвать поклонником русского рока. Плюс я сама являюсь его частью, так что тем более странно говорить, что являешься поклонником нынешнего русского рока, будучи его составляющей.
Звуки.Ru: А как изменилась идеология?
Земфира: Ну, все это, наверное, связано с изменением государственной идеологии, с новыми условиями. Капитализм, рынок, прочее... Исчезла какая-то важная идеологическая составляющая и это отразилось на жанре. Появились деньги у музыкантов в этом жанре, что в принципе, как мне кажется, противоречило идеологии того времени. Они же постоянно сидели в подвалах, играли квартирные концерты, их постоянно мучили милиционеры, цензоры. А сейчас рок-музыканты - сытые парни, с хорошими машинами, в модной дорогой одежде. Как на Западе.
Звуки.Ru: Тем не менее у них есть внутреннее оправдание для того, что они делают.
Земфира: Я не понимаю, за что им оправдываться? Изменилась идеология и все.
Звуки.Ru: Ну вот, Юрий Шевчук говорит, что рок отличается от других жанров тем, что в этом случае "человек берет в руки гитару, потому что у него душа болит". Душа ведь может болеть и в дорогой машине.
Земфира: Безусловно! Более
того, на мой взгляд, основное отличие в
том, что поп-индустрия призвана развлекать, максимально развлекать. Человек,
играющий в жанре с приставкой "рок", может не давать себе установки
развлекать и может говорить то, что хочется говорить. Вот в чем кардинальное
различие. При этом протестовать или не протестовать - это его личное дело, мне
кажется. Просто он не обязан развлекать. Когда я пишу песню - передо мной не
стоит задача максимально развлечь слушателя.
Звуки.Ru: Но это не делает тебя рок-музыкантом.
Земфира: Конечно, нет. Но если поп-индустрия - это индустрия развлечений, то все, что не развлекает - это уже не поп-индустрия, вот так давайте договоримся. Потому что у Юрия Шевучка свое понимание этого вопроса, у меня свое. Если посадим сюда еще какого-нибудь музыканта, Бориса Борисовича Гребенщикова, например, он нам тут вообще загнет на 3,5 страницы. И будет прав - ибо подкован.
Звуки.Ru: Значит, у Бориса Борисовича свои обоснования на 3,5 страницы, у Шевчука душа болит, а у тебя?
Земфира: Что болит у меня? Почему я пишу? Ну вот, случаются со мной такие моменты, когда я подхожу к инструменту и пишу. Даже если я когда-то анализировала, почему так происходит, то давно уже перестала. Потому что я не уверена в том, что есть единственно верный ответ. И чтобы осталось какой-то волшебство в моменте, я не анализирую его.
Звуки.Ru: После истории с народными волнениями из-за цитаты Led Zeppelin в "Трафике", наверное, пришлось специально следить за тем, чтобы ничего похожего не случилось?
Земфира: Я, конечно,
прослушиваю альбом до того как он выходит в
мир, и не один раз. Более того, на нем опять присутствует цитата из Led
Zeppelin! Это не секрет, хотя она гораздо скромнее и очень гармонично вписалась в
аранжировку. Это единственная намеренная цитата и я, безусловно, понимала, что
имела в виду, когда ее включила. Некий отсыл к той композиции, к той песне,
тому настроению, тем словам.
Звуки.Ru: В какой композиции?
Земфира: Нет, я не хочу все рассказывать. "Цитата такая-то на такой-то секунде"... И тогда уже, естественно, все услышат.
Звуки.Ru: Услышат и так, и даже больше.
Земфира: Это такое бесполезное занятие... Я не вижу смысла слушать музыку, которая тебе не нравится. И вместо того, чтобы слушать музыку и просто получать удовольствие от музыки, которая тебе нравится, сидеть и выискивать какие-то цитаты... Это очень мелко. Мне кажется, это какие-то человеческие проблемы у тех, кто выискивает что-то постоянно.
Звуки.Ru: Ты столько лет уже этим занимаешься. Получается, что музыка стала работой?
Земфира: Да нет, по-прежнему удовольствие. Смотря с кем играешь. Если вокруг тебя хорошие исполнители - то это удовольствие. Если же тебе приходится играть с неважными исполнителями, безусловно, в некотором смысле это превращается в работу. Тебя может не устраивать то, что творится, но тебе надо допеть эту песню. У тебя не стоит, а тебе приходится ее петь. И вот в этот момент это превращается в работу. В случае же если рядом с тобой хорошие музыканты - это удовольствие.
Звуки.Ru: Но сама запись альбома, когда необходимо довести дело до конца...
Земфира: Безусловно, есть разные моменты, разные стадии и некоторые из них требуют скрупулезного труда, нудного подчас. Но, в общем, тоже можно увлечься.
Звуки.Ru: И мы плавно переходим к разговору о продюсировании. Ты сама стала продюсером своего альбома.
Земфира: Ну, я не стала бы так говорить. Часть песен спродюсировал Игорь Вдовин. Некоторую часть песен сложно назвать спродюсированными, ибо мы их просто сыграли - так, как исполняем на концертах. Не согласна с тем, что я занималась продюсерской работой. Просто есть представление о том, как песня должна звучать. В этот процесс в равной степени подключается и звукорежиссер и сами музыканты.
Звуки.Ru: Но ведь именно продюсер знает, какая должна получиться звуковая картина?
Земфира: Все прекрасно понимают в момент исполнения, в момент аранжировки, что при этом должно быть.
Звуки.Ru: Может быть, поэтому так тяжело найти музыкантов, что тебе нужны такие, которые уже сами все понимают?
Земфира: Они должны быть профессионалами, они должны прогрессировать.
Сегодня, 1 марта выходит новый альбом Земфиры "Вендетта".
1945 – В Санта Анне, Ямайка, в семье британского военнослужащего родился Боб Марли (настоящее имя Robert Nesta Marley) - "Король регги" »»
1961 – День рождения Сергея Чигракова - музыканта, солиста группы Чиж и Co. Свою карьеру Чиж начал в 6-м классе, когда выступал со старшим братом в местных ансамблях. Чиграков получил прозвище "Чиж" в наследство от брата »»
Ernie ROYAL (1921)
Dave BERRY (1941)
Bob MARLEY (1945)
Neil SHICOFF (1949)
Natalie COLE (1950)
Никита "Зольцманн" ЗАЙЦЕВ (1956)
Jerry MAROTTA (1957)
Игорь МАТВИЕНКО (1960)
Сеpгей ЧИГРАКОВ (1961)
Axl ROSE (1962)