Tricia WARDEN  С любовью и всякой мерзостью

Эксцентрик, блоггер и панк. Или так: литератор, художник и муза известных музыкантов. Грязная маргиналка и наркоманка. Или так: феминистка и авангардистка. Кому как больше нравится - Трише Уорден, по большому счету, плевать, что вы думаете о ней и о ее творчестве. В России увидел свет ее первый сборник...

Триша Уорден
Смерть наследственна
Москва, Эксмо, 2004.

Эксцентрик, блоггер и панк. Или так: литератор, художник и муза известных музыкантов. Грязная маргиналка и наркоманка. Или так: бескомпромиссная феминистка и авангардистка. Кому как больше нравится - самому автору, по большому счету, плевать, что вы думаете о ней и о ее творчестве.
Триша Уорден (Tricia Warden) - известный в инди-тусовке персонаж; выступает вместе с Бликсой Баргельдом (Blixa Bargeld) из Einsturzende Neubauten, Майклом Джирой (Michael Gira), из Swans, Джоном Кейлом (John Cale), Генри Роллинзом (Henry Rollins) и многими другими гениальными бунтарями. Тришин сетевой журнал http://www.digitalhammer.com/ - великолепный образчик неткульта, который содержит, помимо творчества самой Триши, работы ее безумных коллег и интервью с другими инди-героями. А книги... книги до того занятны, что решив рассказывать вам о российском издании Уорден, я не удержалась и отправилась скупать ее на Амазоне.

То, что пишет Триша Уорден - это вовсе не "женская проза", какой мы привыкли ее воспринимать, но в то же время - очень женская: ведь такой жестокой и жесткой, такой нетерпимой и безжалостной может быть лишь женщина. Ее проза и поэзия выходят в издательстве Генри Роллинза - и вот теперь избранные вещи Триши в переводе Макса Немцова увидели свет в России. И если вы думаете, что в этом мире мало боли и крови, или если вдруг вы посчитали, что в мире, кроме боли и крови, нет ничего, - эта книга вам необходима.

Надо сказать, изданный в России сборник Уорден - это компиляция, ставшая возможной благодаря энтузиазму переводчика и редактора. Хорошо сбалансированная, с чувством переведенная, с толком отобранная, демонстрирующая все грани творчества Триши: остро-лирические "белые баллады", социальную прозу, игру в слова и знаменитый черный юмор. В книгу входят, в частности, вещи из книги 1994 года "Brainlift" и недавно выпущенной "Attack God Inside", беглые зарисовки, ритмическая проза. Очень грустная, болезненная, динамичная и эмоциональная, она создает впечатление, что кто-то взял и переписал Керуака дрожащей от бешенства и скрытого вожделения рукой пациентки психушки. Без заглавных букв. Без перерывов на сон и еду. Без жалости, снисхождения к себе и читателю. Без запретных тем.

Отдельным пластом в книге представлена проза, которая отчасти объясняет, откуда рецензия на эту книгу взялась на страницах Звуков.Ru: рассказы о жизни музыкантов и групи - омерзительная реальность, которая никогда не попадет на страницы глянцевых журналов и всегда представляется читателю гиперболой, горячечным бредом автора. Потому что если поверить в это - значит, как говорит Триша, "остается только одно: посмотреть на небо и спросить, что это у нас за сраный такой мир?".

Очень сильное впечатление производит, к примеру, текст "Каратели": гибрид полицейской сводки и блога - рассказ о девочке-групи, узнавшей на своей шкуре, как поступают с подобными девочками рок-боги. О девочке, которой казалось, что рок-герой из чартов поет о ней и для нее...
"вступает закадровый голос
итак вы видите что действия девочки довольно типичны у нее нет ни надежд ни стремлений и всю себя она поместила как плохую ставку в мечты о рок-н-ролльном торчке с которым даже ни разу не разговаривала но зато он отлично выглядит в леопардовом трико. подобное поведение подрывает моральное состояние данного гендера но не только оно еще и плохо смотрится в резюме например:
прошлоое (-ые) место (-а) работы соискателя в последние годы
э-э, моталась много лет за одним парнем, которого толком не знаю, убого трясла сиськами, пока он обратит на меня внимание.
итак дамы подобные идеалы обрекут вас на голодную смерть не говоря уж о том что у вас сохранится иллюзия будто эти парни обладают тем, чего не бывает у остальных парней и вот такое представление есть полная глупость. оно не только вызывает смертельную опухоль мозга но и порождает плохую музыку а также серьезно травмирует всех самцов которым не хватило ума в четырнадцать лет взяться за гитару
"
Дальше, как водится в социальных ужастиках, следует описанное с особым цинизмом групповое изнасилование и крушение жизни глупенькой фанатки. Вы спросите - зачем нам это? Зачем нам знать, что происходит там, за золотым с платиной занавесом между музыкантом и публикой?
А затем, что занавеса нет. Друг от друга нас не отделяет ничего, кроме наших заблуждений. Мир полон разными... и такими одинаковыми, когда дело доходит до повседневности, людьми. Именно повседневную жизнь людей Триша Уорден живописует с любовью и всякой мерзостью.

В этой повседневности каждый человек - это просто фабрика по выработке дофамина и адреналина. Смерть, насилие и наркотики - естественная часть пейзажа: "тело девушки нашли на репетиционной базе известной группы в непосредствнной близости от шприца... в этой газете напечатан адрес, где она скончалась, для любопытствующих туристов трагедии. название группы упоминается чаще, чем имя девушки" ("Арианна"). В ней ненависть и беспомощность ходят рука об руку. Неважно, о ком идет речь - рок-идолах с платиновыми альбомами или о молодой группе "Сверхвялые ионы" ("самой четкой группе в городке длиной в одну милю") - если посмотреть на них с точки зрения повседневности, наркотики, девчонки и насилие везде одинаковы ("Моему мальчонке"). И Триша Уорден - одна из них, полноправный житель и создатель этой дикой реальности. С одним отличием: то, о чем другие лишь с раздражением подумают, она переносит на веб и бумагу.

Для того, чтобы писать такие книги, необходимо пойти с собой на очень жесткую сделку - не позволять себе молчать, замалчивать, сглаживать, утаивать. Тогда все, что вы создаете, становится реактивным и проникает в мозг, словно раскаленная кочерга.
Мир, в котором есть подобные писатели, небезнадежен. Мир, в котором им есть, о чем писать, - ужасен.

11.02.2005, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)