ИЗ ЖИЗНИ  Опиум для никого

Позицию православных публицистов по отношению к рок-культуре можно свести к формуле, по которой писателей клеймили позором в советское время: "с творчеством не знаком, но считаю, что это мерзость преизрядная". Голоса же тех, кто действительно пытается понять проблему, слишком малочисленны и слабы.

1 мая 1995 года, проходя мимо митингующих коммунистов, я шутки ради приобрел у одного из них брошюрку М. Светова "Рок-музыка на службе у сатаны" (Троицкий Благовестник. - 1993. - 35). По стилю изложения и уровню компетентности автора это произведение можно было сравнить разве что с комсомольскими "Справочниками молодого агитатора". Только что слово "антисоветский" было везде заменено на "дьявольский". Именно там сообщались такие умные и общественно полезные сведения, как то: "Вся техника рок-музыки взята из древних и современных тайных черномагических обществ и братств. Ритм, чередования света и темноты, нагромождение звуков - все направлено на разрушение человеческого существа, его насильственное перелицовывание, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения и нравственных устоев". Нечто подобное можно было некогда прочитать в таких статьях старого доброго журнала "Ровесник", как "Психологические тайны бит-музыки" (1975. - 4) или "Пока не отвалятся уши" (1978. - 6).
Посмеявшись над глубиной познаний автора, причислявшего Kiss и ACDC к панк-року и утверждавшего, что "Элис Купер швырял в зал змей", а Оззи Осборн "сочинял музыку, находясь в состоянии медиумного транса", я убрал брошюрку в дальний угол книжного шкафа. Правда, спустя некоторое время выяснилось, что несмотря на вопиющую недостоверность содержащейся в ней информации, данное произведение прилежно и обильно цитируется во многих более поздних очерках и брошюрах православных душеспасителей, став как бы фундаментом и отправной точкой. Причем каждый новый борец с заразой рок-сатанизма склонен добавить в общую кучу новых леденящих душу подробностей.

Например, пожелавший остаться неизвестным автор очерка "Обманутые не подозревают, что их обманывают", или чего вы не знаете о рок-музыке" (в сб. Отрекаюсь от тебя, сатана: Как спасти наших детей от сатанизма. - М.: Даниловский Благовестник, 2000. - с 67-76.), переписывая фразу: "артисты этого ансамбля любят разыгрывать на сцене казнь с помощью гильотины, им принадлежит высказывание "Я люблю смерть", у Светова описывающую творчество Alice Cooper, прицепил ее к абзацу про не менее богопротивные деяния The Who. Какая, дескать, разница... Другой автор, Архимандрит Лазарь, в своей работе "Новые дороги в ад. Рок-музыка. Наркомания" (М.: Аксиос, 2002) называет Элиса Купера "Элвисом Купером". Ну да - Элис, Элвис, не все ли равно, если это так и так надо заклеймить? Если у Светова битловскому "белому альбому" ниспослан эпитет "дьявольский", то архимандрит Лазарь, поверив ему на слово, так прямо и пишет: "Джон Леннон заявил во время публичного исполнения "Дьявольского Белого Альбома"... Что он заявил - после столь "правдивого" вступления читать уже просто неинтересно. Забавны и "фактические" сведения, приводимые в таких книгах, к примеру: "650 молодых людей погибли во время одного из таких концертов в Лос-Анжелесе". Когда и на чьем концерте случилась такая гекатомба - об этом брошюра умалчивает. Как и о том, что после гибели двух (!!!) посетителей фестиваля в Доннингтоне 20 августа 1988 года практика open air по всему миру некоторое время была под угрозой полного прекращения. А сколько, кстати, фанатиков гибнет каждый год от банального обезвоживания по дороге в Иерусалимский храм или в Мекку?
Кстати, заголовок очерка "Обманутые не подозревают, что их обманывают" - якобы цитата из песни покойной Wendy O'Williams, вокалистки Plasmatics. Как обычно, якобы услышанная автором при проигрывании песни задом наперед. При этом, судя по характеру изложения этой байки, автор, похоже, даже не подозревает, какого цитируемый персонаж пола, склоняя упоминаемое имя, как мужское. Напрашивается вывод: группу Plastmatic автор и не слышал, а историю про проигрывание диска задом наперед цитирует по какому-то сомнительному источнику.

(Известно, что многие музыканты действительно помещают на своих альбомах "обратные записи". Правда, чаще всего их содержание несет в себе исключительно насмешку над искателями тайных сообщений: "Мы оттрахаем вас не хуже Супермена" (Beatles), "Поздравляем, вы только что обнаружили секретное послание" (Pink Floyd) или "Не лезь в то, в чем не смыслишь" (Iron Maiden). Последнее очень хочется адресовать всем вышеупомянутым авторам анти-роковых брошюр).

Кульминационный момент такого рода работ - непременная цитата из песни AC/DC "Hell's Bells". Цитата, приводящаяся раз за разом по одному и тому же ереводу из брошюрки Светова, вырванная из контекста, отличная страшилка для дебилов и домохозяек. Стоит напомнить, что песня, вышедшая на альбоме "Back In Black", посвящалась до срока отправившемуся на тот свет вокалисту группы Бону Скотту и отражала смятение музыкантов, напрямую столкнувшихся со смертью как следствием разгульной жизни. То есть момент прозрения цитирующие песню пытаются выдать за слепое бахвальство. В этом нет злобного умысла - просто никто из пишущих не посчитал хоть сколько-нибудь подробно изучить подлежащий осуждению предмет своего "исследования". То есть рок-культура - достаточно серьезная опасность для того, чтобы озаботиться ее влиянием на молодые неокрепшие умы, но недостаточно серьезная для того, чтобы хорошенько ее изучить. Типичный случай старой доброй совковой халтуры.
Завершают очерк архимандрита Лазаря гневные слова: "Недопустимо думать, что можно все-таки христианину иногда кое-что слушать из такой музыки... Даже самое "легкое" увлечение православного христианина рок-культурой есть измена своей вере... Спеши исповедаться в таком увлечении и не имей более к сему отношения!" Слова гневные, но пустые. Ибо аргументация их хромает на обе ноги, а уровень компетентности автора в данном вопросе, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Все это похоже на детскую игру в испорченный телефон с легким оттенком паранойи и шизофрении. Между тем стоят за этим бредом вроде бы вменяемые взрослые люди, имеющие духовный сан и гуманитарное образование. И это уже не смешно. Ибо если эти люди с высоты своего невежества берутся столь пламенно и пафосно судить о малоизвестном им предмете - можно ли им вообще доверять? А ведь многие им доверяют.

Самая же интересная общая черта упомянутых брошюр - это то, чего в них нет. А нет в них практически ни слова о тех рок-музыкантах, чьи песни для поиска "дьявольских посланий" не нужно проигрывать задом наперед или резать на страшненькие цитаты. Ни слова о тех рок-музыкантах, которые открыто объявляют себя приверженцами "темной стороны". Ни о действительно талантливом лидере King Diamond, который до сих пор иногда рисует перевернутый крест у себя на лбу, ни о придурке-басисте Deiside, который выжег аналогичный знак на аналогичном месте, как клеймо. Автор "Обманутых..." смакует историю посредственного панк-певца Фила Толстида, который после тщетных попыток привлечь к себе внимание скандальными выходками переквалифицировался в не менее посредственного миссионера - но как прошла мимо него и других история о Гришнаке, вокалисте Burzum, зарезавшем Евронимуса, гитариста Mayhem? Где были православные борцы за духовность и нравственность, когда у нас гастролировали Cradle Of Filth или Dimmu Borgir? Почему в поле зрения возмущенных авторов не попал практически ни один из явных рок-сатанистов?
Ответ прост: никто из упомянутых рок-музыкантов не является фигурой, широко известной за пределами собственно рок-культуры. Никто. Даже Кинг Даймонд. В то время, как Оззи Осборн или Сид Вишез давно уже стали героями глянцевого "Каравана Историй".
Вывод? Подавляющее большинство посвященных "тлетворному влиянию рок-музыки" статей, которые выходят на страницах Троицкого, Даниловского и иных "Благовестников", пишутся одними некомпетентыми людьми для других некомпетентных людей, и значение имеют не большее, чем публикуемые в бульварных газетенках страшилки о зомбировании русского человека иностранными спецслужбами с помощью покемонов.

Следует, правда, заметить - среди довольно мутного потока "духовной" литературы подобного толка можно порой встретить отдельные попытки священослужителей по-настоящему изучить рок-культуру. Но пока что это именно отдельные попытки и не более того. Весьма показательна здесь работа Иеромонаха Сергия (Рыбко) "Современная культура: сатанизм или богоискательство?" (М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2002). Этот автор честно признает, что "иногда современную культуру, в частности, рок-музыку пытаются критиковать маститые протеиреи и архимандриты, как правило, старшего поколения. Вряд ли кто-нибудь из них основательно знаком с предметом критики, а если и знаком, то большей частью выборочно, далеко не с лучшими образцами, часто путая рок-музыку с дешевками типа Майкла Джексона и ему подобных", и что "отрицательное отношение к современной культуре и рок-музыке в церковной среде стало уже как будто само собой разумеющимся и едва ли не выдается за учение церкви". В книге много говорится об истинном, духовном смысле таких рок-песен, как "After Forever" Black Sabbath или "Stairway To Heaven" Led Zeppelin, о благотворительной деятельности Пола МакКартни, Джорджа Харрисона и Боба Гэлдофа ("не думаю, что сатанисты будут так поступать" - замечает автор) и об интересе к христианству, проснувшемся у некоторых после прослушивания мюзикла Э.Л.Уэббера "Jesus Christ Superstar". А уж как пристально и прилежно рассматривается здесь творчество наших родных Б. Гребенщикова и К. Кинчева! Стоит заметить, что в книгу включено интервью с Кинчевым с сайта www.pravoslavie.ru, а на заднюю обложку помещены портрет музыканта и цитата из его песни "Дорога В Небо". Однако и эта работа содержит ряд откровенно недостоверных сведений, вроде очередного упоминания группы Kiss, "музыканты которой выступают с рогами и хвостами. Говорят, что один из этих музыкантов во время концерта захлебнулся насмерть собственной рвотой". За такие проколы вдвойне обидно - учитывая общий уровень работы автора с материалом, уровень намного более достойный, нежели во всех прочих вышеупомянутых случаях.

В целом же позицию православных публицистов по отношению к рок-культуре можно свести к формуле, по которой некоторых поэтов и писателей клеймили позором в советское время: "с творчеством такого-то не знаком, но считаю, что это мерзость преизрядная". Перефразируя срывающего с мачты "Эспаньолы" пиратский флаг Джима Хокинса, хочется сказать: лучше вообще никакого мнения, чем такое. Голоса же тех, кто действительно пытается понять и решить проблему (не рок-музыкантами, кстати говоря, поставленную - если не считать таковой проблемой самого факта их существования), слишком малочисленны и слабы.
Так каков ответ на ворпос "сатанизм или богоискательство?" Иногда это - ни то и ни другое. А если кто-то по-прежнему руководствуется принципом "кто не с нами - тот против нас", то это - его проблемы.

07.02.2005, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)