9 января - дата, которую люди, знакомые с историей российского государства, неизбежно связывают с т. н. "Кровавым воскресеньем". Наверняка и в других странах в этот день происходили какие-то трагические или просто неприятные события. Но для любого цеппелиномана наступление 9 января - повод порадоваться и поднять бокал с веселящим напитком: ведь именно в этот день в 1944 году в Хестоне (графство Миддлэсекс, Англия) родился прославленный гитарист, композитор, аранжировщик, основатель Led Zeppelin - Джеймс Патрик Пейдж (James Patrick Page).
Джимми с отрочества увлекся рок-музыкой, а в 13 лет (то есть сравнительно
поздно по меркам классического музыкального образования) впервые взял в руки
гитару, начав с подражания своему любимцу Скотти Муру (Scotty MooreElvis Presley). Дела пошли настолько хорошо,
что уже к 17-ти годам Джимми стал заметной фигурой на локальной сцене и был
приглашен в довольно известную группу Neil Christian & the Crusaders. Но
успешную карьеру в ней прервала болезнь: Пейдж никогда не отличался крепким
здоровьем. Поправившись, юный гитарист дал волю еще одному своему таланту,
поступив в художественный колледж, но потом, перебравшись в Лондон, снова
взялся за гитару и пошел по стезе студийного музыканта. К середине 60-х годов
он заработал себе репутацию одного из лучших сессионных гитаристов Англии и
успел поучаствовать в записях групп The Rolling Stones, The Kinks, The Who,
Them и многих других, включая Manish Boys (эту команду стоит
упомянуть лишь по той причине, что ее вокалист Дэви Джонс впоследствии
прославился как Дэвид Боуи (David Bowie)).
Летом 1966 года Пейдж принял приглашение присоединиться к весьма популярной и
интересной группе The Yardbirds. Надо заметить, что его звали туда еще
год назад на место Эрика Клэптона (Eric Clapton), но тогда Джимми
предпочел более стабильную сессионную жизнь, порекомендовав в группу своего
школьного товарища Джеффа Бека (Jeff Beck). Теперь же он решил рискнуть,
- и, как показало будущее, не прогадал. Хотя успех "The Yardbirds" был
переменным, а к 1968 году коллектив развалился вовсе, - но ведь именно развал
группы и не выполненные ею концертные обязательства побудили Пейджа заняться
поисками новых музыкантов! Эти поиски в конечном итоге и привели к созданию
"Led Zeppelin", - и кто скажет, что Джимми нашел меньше, чем потерял? Более
того, его имя отныне и навсегда оказалось связано исключительно с "Led
Zeppelin" - все прочие проекты, в которых он так или иначе вписывался после
1968 года, и даже его сольные работы после развала LZ интересны историкам и
поклонникам только в контексте его участия в "Led Zeppelin". Что не всегда
справедливо, но в целом закономерно, ибо только в составе "Led Zeppelin" он
раскрыл себя максимально полно, - путем гармоничного сложения своего яркого
индивидуального дарования с талантами остальных трех участников группы. В "Led
Zeppelin", по большому счету, не было ни лидеров, ни солистов, - они были
монолитным коллективом единомышленников, уравновешивающих и подчеркивающих
неповторимость друг друга.
Позволю себе опустить светские подробности, - увлечение Пейджа оккультизмом и трудами Алистера Кроули, его шокирующую порой личную жизнь и плачевные обстоятельства его наркозависимости, - все это если и имеет отношение к музыке, то самое косвенное. Прежде всего Пейдж - талантливый, самобытный гитарист, чьи новаторские приемы звукоизвлечения (использование смычка, двух- и даже трехгрифной гитары) до сих пор находят своих исследователей и подражателей, и чье оригинальное композиторское мышление во многом определило успех "Led Zeppelin". Причем уверенность в своих незаурядных способностях не перевешивала в Пейдже трудолюбия, - зачастую даже свои дни рождения он проводил на сцене. Так случилось, например, 9 января 1970 года, когда "Led Zeppelin", будучи уже "новой английской сенсацией" и занимая верхние строчки чартов по обе стороны Атлантики, сыграли феерический концерт в лондонском Альберт Холле. Все желающие могут увидеть это выступление на DVD-антологии группы, и обратить внимание, кроме всего прочего, на то, что именинник Джимми ведет себя абсолютно не празднично, - просто играет на гитаре. Если, конечно, слово "просто" можно применить по отношению к этому музыканту...
Кстати сказать, в первый месяц каждого года "Led Zeppelin" имели обыкновение играть дома, в Англии, или ездить на своего рода "разминочные гастроли" куда-нибудь недалеко, в Европу. Исключением был лишь самый первый гастрольный сезон, когда музыканты с подачи их менеджера Питера Гранта (Peter Grant) усиленно покоряли Америку, выступая весь январь 1969 года в весьма престижных залах: "Fillmore East" в Нью-Йорке, "Fillmore West" в Сан-Франциско, а также в знаменитом "Whiskey a Go Go" в Лос-Анджелесе. Как раз в этом заведении свой день рождения на сцене справил не только Джимми Пейдж, но и еще один музыкант Led Zeppelin - Джон Пол Джонс (John Paul Jones), о котором, конечно же, тоже надо рассказать отдельно.
Джон Болдуин (John Baldwin - таково его подлинное имя) родился 3 января 1946 года в Сидкапе (графство Кент, Англия) в семье джазового пианиста. Немудрено, что музыке Джон начал обучаться с трех лет, и еще в нежном возрасте играл на органе в местной протестантской церкви. Позже его заинтересовала бас-гитара, умение играть на которой - равно как знание теории музыки и владение искусством аранжировки - ему весьма пригодилось, когда в 1963 году он переехал в Лондон. Став сессионным музыкантом и взяв псевдоним "Джон Пол Джонс", он поработал в студии с The Outlaws, The Mindbenders, The Everly Brothers, The Supremes, The Rolling Stones и еще кучей групп, заслужив себе солидную репутацию и познакомившись между делом с Джимми Пейджем, который позвал Джонса в "Led Zeppelin", опираясь именно на его профессиональные качества. В "Led Zeppelin" Джон Пол взялся и за бас, и за клавишные, - но до определенного времени ему было трудно совмещать игру на двух инструментах во время концертов, и это шло в ущерб звучанию группы. Одно время Пейдж с Грантом даже подумывали о приглашении в Led Zeppelin пятого музыканта, но проблема решилась сама собой, когда в январе 1970 года Грант случайно познакомился с инженером Яном Найтом (Ian Night). Этот английский Кулибин не только обеспечивал впоследствии все световые и технические эффекты на концертах LZ, но и придумал, как усовершенствовать стандартный концертный меллотрон, добавив к нему еще одну педаль, позволившую исполнять на нем еще и партию бас-гитары. Но, конечно, не будь Джон Пол Джонс виртуозом, он не смог бы исполнять даже на одном инструменте две совершенно разные партии. Он практически не сочинял для "Led Zeppelin" самостоятельных вещей, но активно участвовал в аранжировках, и его красивейшие соло стали подлинным украшением таких композиций, как "No Quarter", "All My Love" и многих других - вспомните сами.
Будучи выходцем из очень религиозной семьи, отличавшейся строгостью нравов,
Джон Пол был самым скромным участником Led Zeppelin. Его имя практически не
мелькало в светской хронике, а в январе 1974 года он даже всерьез задумался об
уходе из группы: громкая слава его определенным образом стесняла. Однако общими
усилиями участников группы и ко всеобщему облегчению Джонса удалось отговорить
от этого шага - он остался в Led Zeppelin до конца.
После распада LZ Джонс окончательно "ушел в тень", предпочитая работу
аранжировщика сольной карьере; сотрудничал, в числе прочих, с Диамандой Галас
(Diamanda Galas), группами The Mission и Heart, и выпустил за 20
с лишним лет всего два собственных альбома, "Zooma" и
"Thunderthief". В деятельности своих бывших коллег по Led Zeppelin он
участвовал редко, присоединяясь к ним лишь на разного рода благотворительных и
мемориальных мероприятиях. 12 января 1995 года, например, Пейдж, Плант
(Robert Plant) и Джонс с помощью сына своего покойного барабанщика, Джейсона
Бонэма (Jason Bonham), пошедшего по стопам отца, сыграли небольшой джем на
церемонии введение своей бывшей группы в Зал Славы Рок-н-ролла, состоявшейся в
Нью-Йорке. Все прошло хорошо, но Джонс был явно обижен тем, что Джимми с
Робертом не пригласили его в свой нашумевший проект Unledded, и даже
позволил себе довольно резкий выпад против них чуть позже, на вручении
экс-участникам LZ награды "International Artists Award" 30 января того же года.
Впрочем, вся резкость заключалась в том, что Джонс не упомянул Пейджа и Планта
в небольшом телеинтервью... Бесценное все-таки качество - скромность, особенно
для музыканта с мировым именем.
Январь в истории Led Zeppelin ознаменовался также еще одним знаковым событием: 17 января 1969 года в США и Канаде поступил в продажу первый номерной альбом группы, названный попросту "Led Zeppelin" (в Англии он вышел только в конце марта, - Питеру Гранту было важно сперва завоевать американский рынок). Любопытно отметить, что в оформлении конверта этого диска участвовал Крис Дреджа (Chris Dreja) - бывший ритм-гитарист The Yardbirds и фотограф-любитель. Пластинка частично состояла из блюзовых стандартов (вроде "You Shook Me" и "I Can't Quit You Baby" Вилли Диксона), но внимание слушателей привлекли не они, а необычные, местами даже революционные сочетания жестких, тяжелых, давящих риффов ("Dazed and Confused" или же "Communication Breakdown", которая считается предтечей всего хэви-метала) с прозрачной акустикой, бешеной энергетики - с тонкой лирикой и юмором, джазовых гармоний - с фолком... И, главное, налицо был высочайший профессионализм музыкантов, - несмотря на то, что самой группе на тот момент было чуть больше двух месяцев от роду. Пресса дружно назвала эту работу "лучшим дебютом со времен "Are You Experienced" Джими Хендрикса (Jimi Hendrix)"; с нее начался стремительный и триумфальный взлет Свинцового Дирижабля, - и последствия этого взлета мы наблюдаем до сих пор в очень многих областях современной музыки.
В 1968 году во время работы над пластинкой "Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь") известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые обсудили возможность создания собственной...
Дата образования:
1 января 1968
Подробности из жизни:
В 1968 году во время работы над пластинкой
"Hurdy Gurdy Man" ("Кобзарь")
известного рок-барда тех лет Донована два сопродюсера этого диска впервые
обсудили возможность создания собственной группы. Первый, Джон Болдуин,
более известный в артистических кругах, как Джон Пол Джонс (03.01.1946), к тому
времени успел поработать в качестве продюсера, аранжировщика и сесссионного
музыканта (бас-гитара, клавишные) с Родом Стюартом, "Rolling Stones"
(оркестровка знаменитой "She`s Rainbow"), Марком Боланом (очень редкий ЕР
"Jasper C. Debussy", предмет вожделения многих коллекционеров-ценителей), а
также "Herman`s Hermits" (не менее знаменитый басовый рифф шлягера
"Jezabel"). Второй, Джеймс Патрик Пейдж (09.01.1944), виртуоз блюзовой
гитары, не чуждый смелых экспериментов (будь то подключение инструмента к
терменовоксу, или игра виолончельным смычком), а кроме того неплохой игрок на
том самом харди-гарди, был известен не меньше. Первый успех ему принесли работы
с "Kinks" (хит…
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)