Забудьте про навязший в зубах штамп "горячие финские парни" - для музыкантов, выступавших в воскресенье вечером в клубе "Б2", это словосочетание совсем не подходит, тут все куда более радикально, дико и интересно. Забудьте про группу HIM и прочиe многочисленныe скандинавскиe подростковыe поп-группы - фестиваль "Ночь Независимости", во второй раз представлявший московской публике самые поразительные достижения финской музыкальной (и не только) культуры, доказал, что у нашего северного соседа есть, чем гордиться, и без них. Заодно стоит забыть и о клише "музыкальная провинция" - поскольку Финляндия, судя по всему, вообще не вписывается ни в какие культурные карты. Там все совсем по-другому.
Похоже, что чуть ли не важнейшими московскими культуртрегерами сейчас являются посольства. Британское вот помогло привезти молодого да удалого Патрика Вулфа (Patrick Wolf), венгерское устроило двухдневный фестиваль в том же "Б2", немецкое способствует грядущему концерту любопытной группы Funkstorung. Финское отличилось, кажется, больше всех - второй год подряд устраивает в Москве в День независимости своей страны грандиозный фестиваль и привозит туда своих соотечественников, делающих музыку умную, оригинальную и ни на что не похожую. А заодно ещё и кино показывает (вроде милейшего пластилинового мультфильма про одинокого спившегося робинзона, заводящего дружбу с отбившейся от стаи птицей), и караоке попеть предлагает. Получается все это крайне впечатляюще, разрушение стереотипов проходит успешно, а из клуба люди выходит с выпученными глазами и задумчивыми лицами - "вот оно, оказывается, как бывает!".
Быстрая походка, взгляд безумный,
панковская прическа на голове у
светловолосого гитариста, сушилка для белья в качестве музыкального
инструмента и мусорное ведро вместо бас-барабана. Это - группа Cleaning
Women, они в Москве далеко не первый раз, но от этого ничуть не хуже -
заскучать от столь очаровательного чуда-юда невозможно. Трое молодых людей в
женских костюмах (строгий черный пиджак и миди-юбки), выглядящие и орущие, как
панки конца 80-х, собирали инструменты по мусорным свалкам и собственным
ваннам.
В результате выглядит это так: в
ударной установке только один барабан
похож на обычный, все остальное - каркасы от автомобильных колес, старые
кастрюли, листы металла, а также поднос из советской столовой. По обе стороны
от ударника на сцене стоят настоящие сушилки для белья, к ним прикреплены
гитарные грифы. Та, что слева, ещё и утыкана многочисленными спицами. Лидер
Cleaning Women достает палочки, ударяет ими по спицам, человек у другой сушилки
выдает шумный гитарный запил, барабанщик начинает колотить по подносу - и
группа звучит как мощнейший и умнейший индустриальный бэнд, ей-богу, это будет
посильнее, чем Einstuerzende Neubauten. Финские уборщики легко меняют
стили и ритмы - их композиции то неспешно гудят и ухают мелодичным монотонным
пост-индастриалом, то громыхают и взрываются шумными звуковыми инструменталами,
то превращаются в зажигательнейшее урбанистическое техно.
Лидер группы истошно
орет в микрофон песни о курином страхе и пылесосах, затем снова оголтело
дубасит палочками по спицам, не забывая ни о секвенсоре, многократно
воспроизводящем одни и те же пассажи на фоне новых, ни о многочисленных
примочках, по 5 раз за песню меняющих звучание сушилки. Ближе к концу на сцене
появляется лидер Tequilajazzz Евгений Федоров: он мрачным загробным
голосом исполняет вместе с финнами песню из их саундтрека к культовому
советскому немому кино "Аэлита". Потом гитарист достает банджо, деку которому
заменяет мусорное ведро - группа начинает звучать как альтернативное кантри, у
которого поехала крыша. Возможно, самое важное свойство Cleaning Women - это
самоирония: все, что они делают, они делают не совсем всерьез, как бы
подшучивая над самими собой. Попрыгав, повопив и поколошматив ещё немного,
Cleaning Women уходят со сцены под бешеные аплодисменты: через полчаса на сцену
должны выйти персонажи ещё более диковинные. А пока что на экране - те самые
странные и очаровательные мультфильмы о любви и одиночестве.
На сцену выносят лавки. Вскоре один
за одним выходят участники хора
Huutajat: 30 человек в строгих костюмах, один колоритнее другого - как
будто каждый сошел с экрана какого-нибудь фильма Каурисмяки. Ни улыбки, ни
усмешки, вообще никакой эмоции на лицах - мужчины стоят строго и чинно. Следом
выходит дирижер Петри Сирвиё (Petri Sirviö), взмахивает палочкой -
и мужчины начинают
истошно вопить и орать: слюна летит брызгами, восторгу публики нет предела.
Орут: национальные гимны Швеции, Дании, родной Финляндии и США,
"Марсельезу", "Союз нерушимый республик свободных", "Пусть
всегда будет солнце", первый параграф устава какой-то значимой
международной организации, а также множество финских народных песен, которым
пытаются подпевать многочисленные находящиеся в зале соотечественники.
По знаку
режиссера мужчины покачиваются, подпрыгивают, достают огромные пластмассовые
трубы и кричат в них. Орут по группам: протяжно, речитативом, воплем. Орут
кратко, но мощно - каждая песня (если, конечно, это можно так назвать) длится
не более минуты, но за это время успевают перевернуть традиционные
представления о пении и государственных гимнах с ног на голову. Впечатление
страннейшее и сильнейшее: вроде как простая забава, но есть во всем этом такая
сила и драйв, после которых существование традиционных сладкоголосых хоров
кажется какой-то нелепостью. Недаром Huutajat триумфально ездят по миру
с гастролями, недаром о них снимают фильмы, вот он, подлинный символ финской
культуры, - крепкие мужики нордического склада, которые, выпучив глаза, орут во
всю глотку. Сирвиё с ироничной усмешкой на лице кланяется ликующей публике и
уходит со сцены, следом за ним её чинно покидают мужчины в костюмах. Шоу
закончилось, все в шоке. В качестве дополнения - демонстрируемый на экране
фильм о хоре, в котором дирижер читает в японском университете лекцию о роли
крика в искусстве и купает своих подопечных финской зимой в горячем источнике.
Между тем этажом ниже диджей "Глухой Безрукий Стейк" (Kuuro Kadeton Paisti) устраивает караоке-сет по-фински для всех желающих. После Huutajat народу там значительно прибавляется - видимо, истошные вопли финских мужиков вызывают непреодолимое желание попрактиковаться в пении. Молодой симпатичный парень в красной футболке заводит публику и исполняет на родном языке "Дорогой длинною", затем начинаются хиты мировой поп-музыки в том же варианте. Все это, конечно, очень мило и забавно, но после дикостей, творившихся на большой сцене, смотрится как невинная игрушка для выпивших русских, которые с радостью повторяют странные финские слова, высвечивающиеся на экране большого монитора.
Kuuro Kadeton Paisti диджеил до поздней ночи, а на большой сцене завершала фестиваль группа Giant Robot. И тут-то стали понятны тайные желания публики: наслушавшимся звуковых экспериментов зрителям хотелось уже забыть о всяких странностях и просто потанцевать. И Giant Robot такую возможность им предоставили наилучшим образом, поскольку играли громкий, энергичный и веселый даб. Квакающая гитара, гудящий бас, от которого поджилки трясутся, два MC, читающие бодрые речитативы про любовь, душу и свободу, дредастый мулат, прыгающий по сцене и общающийся с публикой - от этого незатейливого, в общем-то, состава публика завелась мгновенно и до окончания фестиваля плясать уже не прекращала. Оно и понятно: пришли на праздник, хлебнули национального финского напитка, столкнулись лицом к лицу с диким искусством - а теперь можно и повеселиться. "Ночь независимости" продемонстрировала, что финские музыканты могут быть самыми разными - странными, безумными, просто веселыми и милыми, но никогда - скучными.
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)