Во времена безумной эклектики и вездесущих схем и механизмов мечта о "честном" существовании на лоне природы и в унисон с ней так притягательна!.. Может быть, это только идеальный образ, оставляющий за кадром неурожай, голод и благоухание сушеного помета; это не важно. Современный человек глубоко в сердце тоскует по простоте и естественности. К сожалению, для тех, кто не готов отринуть все и уехать в Сибирь, нет четкого рецепта, что же с этой тоской делать. Одно из лучших доступных средств - музыка тувинского ансамбля Хуун-Хуур-Ту. И уж тем более - живой концерт тувинцев.
В ЦДХ два первых дня этой зимы группа отмечает
десятилетие с начала своей творческой деятельности. Впрочем, от юбилейности все
участники празднования всячески открещиваются: дело в том,
что начала группы теряются в тумане рубежа 80-х - 90-х годов, и дата выбрана
весьма условно. Не основная причина и выход нового диска ХХТ. Просто они
собрались и приехали в Москву; вот это главное, другого и не надо.
Для видавшего виды ЦДХ это был вполне обычный концерт. Охрана около выключенных
металлоискателей была так либеральна, как только можно желать; фойе заполнено
московской интеллигентной тусовкой, а также тувинской публикой -
на концерт пришло немалое число соотечественников группы, находящихся сейчас в
столице. У входа в зал торговали дисками
самих ХХТ, а также других артистов с лейбла Green Wave Music - Laska
Omnia, Samsonov feat. McLaughlin СЦЫЛЫ!!! и пр. По звонку все устремились в
зал, который в итоге был заполнен почти полностью, и с минимальным, просто
академическим опозданием концерт начался.
Впрочем, начался он с небольшой лекции об истории ХХТ и всего, что с ними связано, которую прочел Александр Чепарухин - директор группы и президент Green Wave Music. Его повествование, похоже, мало заинтересовало публику, но об этом стоит пожалеть - Александр рассказывал действительно интересные вещи. Вообще говоря, все, что рассказывается у ХХТ на концертах, заслуживает того, чтобы быть когда-нибудь записанным. Пока же Александра смыли аплодисментами, и на сцену вышли сами Хуун-Хуур-Ту.
Они не делали тайны или шоу из своего появления: прошли при полном освещении на свои места, одетые в красивые однотонные халаты и с необычными инструментами в руках. Однако начало выступления обрушилось на слушателей в один миг, отрезая все, что было раньше, и все, что было вокруг. В одну секунду свет погас, а четверо музыкантов, закрыв глаза, с силой запели "Молитву", или "Prayer", как она обычно называется на дисках ХХТ. Эта вещь исполняется а-капелла, только четыре странных потока звука, в которых не сразу узнается человеческий голос. Это было похоже на мгновенное перемещение во времени и пространстве. Хуун-Хуур-Ту вбросили нас, слушателей, в свой мир, и там уже принялись за нас основательно.
Весь секрет ХХТ - вовсе не в том, что они исполняют "этническую музыку" и занимаются горловым пением. Чепарухин сказал перед концертом, что группа пытается не только возрождать национальную музыку, но и развивать ее естественным для нее образом. Он был абсолютно прав. Музыка ХХТ живая; невероятно живым было и их выступление. Оно одновременно очень странно, очень непривычно: эти голоса, эти инструменты, которые так безыскусно и так плавно гудят и поют, их музыка, гипнотически повторяющаяся, как бесконечные повороты колеса едущей по степи телеги, с ритмичной поступью коня, с такими простыми и чистыми эмоциями, от каких мы давно отвыкли. Все шоу очень естественно, и в этом - особая заслуга ХХТ. Они - не ботаники, выкладывающие перед нами засушенные листки из музыкального гербария; они не актеры, изображающие из себя давно мертвых персонажей. В них не чувствуется и бездумного отрицания текущей даты на календаре; они принимают и понимают, что время изменилось. Однако при всем том они ухитряются сохранить абсолютно живой (и не обезображенной) многовековую музыкальную традицию и позволить слушателю разделить эту другую жизнь, прикоснуться к ней - потому что искренне верят в нее сами. Это катарсис, честное слово.
В группе четыре человека, и каждый из них способен один составить целое шоу.
Алексей Сарыглар отвечает за ударные, которые, кстати, изготавливает для
себя сам. Поразительно, какие сложные и богатые ритмы можно извлечь из одного
большого барабана с несколькими дополнительными приспособлениями вроде
"репродуктивных органов быка с овечьими косточками
внутри" (цит. А. Чепарухин). Алексей, как и все члены группы, способен
также играть на струнных
и не хуже остальных владеет искусством горлового пения. Он создает
основательное, солидное впечатление, какое и должен оставлять тот, кто заведует
ритмом. Андрей Монгуш - самый молодой участник группы; в состав ХХТ он
входит только полтора года. Тем не менее он, со своей скорее даже китайской,
чем тувинской внешностью, управляется с целым рядом обязанностей: от простого
поддержания ритма до сложных сольных номеров; на него возложена значительная
часть вокальных партий, особенно дополнительных. По свидетельству его коллег,
он также активно участвует в написании нового материала.
С аудиторией обычно общается Саян Бапа, один из двух оставшихся с самого
начала основателей группы (вместе с Кайгал-Оолом Ховалыгом). У него очаровательный
трудноуловимый акцент, и он предваряет каждую песню коротким емким пояснением
(почти в каждой песне так или иначе поется о конях... на то тувинцы и
кочевники). Основной его обязанностью, однако, является игра на струнном
дошпулууре, и со своим обтянутым змеиной кожей инструментом он исполняет
партии, изумляющие подчас своей сложностью.
Наконец, о Кайгал-Ооле
Ховалыге Саян сказал, что тот для группы - старейшина. И Ховалыг, играющий
большей частью на игиле (такой смычковый струнный), а также вместе с
Андреем ведущий основную часть вокальных партий, действительно излучает
несуетное, уверенное спокойствие, которое и должно исходить от старейшины -
не столь важно, группы или рода.
Первую половину сета ХХТ в основном следовали трек-листу своего диска Live 1, не отклоняясь от него где-то до "Kongurey" и "Song of the Caravan Drivers". Стоит с удовольствием отметить, что звук на концерте был просто идеальный, а сами музыканты воспроизводили студийные версии своих композиций точнее, чем способны это делать многие современные рок-музыканты. Ударную силу репертуара группы составляют бодрые среднетемповые номера в духе "Oske Cherde"; однако ХХТ умело разнообразили свою программу. Прозвучала и жемчужина их репертуара, меланхоличная "Kongurey", где Саян отложил дошпулуур и взялся за гитару; и кое-что без аккомпанемента; и изящная баллада в сольном исполнении Андрея. Полтора часа (чуть меньше) выступления Хуун-Хуур-Ту пролетели не то, чтобы незаметно, но безо всякого напряжения для слушателя. Пару раз им подносили цветы, а в какой-то момент тувинский юноша-зритель даже сказал небольшую речь, путаясь в словах от волнения. Смеха это не вызвало - зал разделял его эмоции.
Концерт был разбит на два отделения, во втором были заявлены "друзья ХХТ". В
этот вечер из друзей в ЦДХ оказались Инна Желанная, а также карельская
группа Ватага. Инна исполнила две вещи из своего сольного проекта, одну
- вместе с ХХТ. Музыка у нее хорошая, песни были выбраны удачно - медитативные
композиции под стать музыке тувинцев, а ее голос по-прежнему выше всяких
похвал. Однако Инна держалась очень скованно, буквально напоминая попавшую на
сцену восьмиклассницу, составляя очень резкий контраст со спокойной
уверенностью Хуун-Хуур-Ту. Зато весьма порадовали вторые гости, "Ватага". Эти
музыканты из Петрозаводска в свое время увлекались кельтикой, однако затем
взялись за ум и теперь обратились к наследию поморов. Это наследие один
взрослый поджарый мужчина имперской внешности и три молодых парня финского вида
(гитара, контрабас и чумовая перкуссия) сочетают с восхитительной психоделикой,
вытягивая свои композиции в очень длинные, но очень интересные джемы - куда,
кстати, легко встраиваются и тувинские инструменты... Если "Ватага" будут
продолжать в том же духе, у них очень хорошие перспективы.
Последнюю композицию "Ватага" и ХХТ сыграли "вместе", хотя от карело-поморов
были слышны только редкие шумы щеточек ударника. Директор объявил, что время
уже баиньки, поэтому группа на бис выйдет почти сразу и только один раз. Что
же... зато они сыграли "Тайгу" ("Odugen Taiga "). Описывать это
бесполезно, и стоит лишь сказать, что эта вещь совершенно "увела" публику,
всех, сколько было в зале.
Потом мы медленно вытекли из зала и разошлись. Кто-то сел в машину, кто-то заполз в метро... Но побывав на концерте Хуун-Хуур-Ту, уже не забыть того непривычного вкуса простой кочевой жизни, который они так хорошо умеют передать. И это особенно редкостное по нынешним временам счастье. Еще один концерт будет сегодня, и они наверняка когда-нибудь еще приедут потом. И тогда можно будет сходить на них вновь, и еще раз на полтора часа погрузиться в ту природную простоту и естественность, о которой мы то и дело мечтаем.
"Хуун-ХурТу" - это группа из Тувы. Блестящее исполнение горлового пения, виртуозная игра на местных инструментах (дошпулуур, бызаанчи, игил, тунгур)... В их репертуаре - древнейший тувинский...
Подробности из жизни:
"Хуун-ХурТу" - это группа из Тувы. Блестящее исполнение горлового пения,
виртуозная игра на местных инструментах (дошпулуур, бызаанчи, игил, тунгур)...
В их репертуаре - древнейший тувинский фольклор, молитвы, боевые песни. Но
Хуун-ХурТу - это не экзотика ради экзотики. Статус, который Хуун-ХурТу занимает
в мире, четко показывает, что эта музыка является частью мировой культуры, не
изолированной, а, наоборот, полностью открытой для любых влияний и
экспериментов. История "Хуун-Хур-Ту" начинается в 1992 году, когда тувинцы
Кайгал-ул Ковалюг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали
группу Кунгуртук. Свою миссию они видели в том, чтобы показать миру уникальные
музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке
появления элементов других стилей. Вскоре название коллектива несколько
изменилось и появилось привычное "Хуун-ХурТу". В 1993 году часть участников
"Хуун-ХурТу" и ансамбля Тува совершили легендарную поездку в США, где произвели…
1946 – Родилась Джейн Биркин - британская актриса и певица, жена шансонье Сержа Гинсбура »»
1958 – Родился Спайдер Стэйси, участник шотландской панк-фолковой группы Pogues »»
1986 – Первый концерт группы «Ноль» (в питерском клубе«Юность») »»
2000 – Закрылся "Melody Maker" - старейший музыкальный еженедельник Великобритании »»
2000 – Закрылся "Melody Maker", старейший музыкальный еженедельник Англии »»
Cecil PAYNE (1922)
Phineas NEWBORN (1931)
Dan BARRETT (1955)
Mike SCOTT (1958)
Ванесса ХАДЖЕНС (1988)