Rammstein Live. 28 ноября 2004 года.
Вот и исполнилось десять лет всенародно любимым Rammstein. Забавно, но и в 1994 году, когда ансамбль только появился на свет, и год спустя, когда небольшой лейбл "Motor" рискнул выпустить его дебютный альбом "Herzeleid", и даже еще через год, когда на счету группы уже были и саундтрек к "Lost Highway" Дэвида Линча, и участие в трибьютах Kraftwerk и Depeche Mode, и пара собственных хитов, поднявшуюся вокруг Rammstein шумиху особенно не принимали всерьез. Никто и не задумывался о том, что нехитрые в композиционном отношении песни этих шестерых парней возродят по всему миру интерес широких масс к самым экстремальным формам тяжелого рока, а к 2004 году шоу немецкой индустриальной группы может быть признано одним из самых впечатляющих в мире, и будет собирать полные стадионы тех, "кто любит погорячее".
...Нынешний тур по всем законам добра, красоты и шоу-бизнеса представляет собой концептуальное действо по раскрутке последнего альбома "Reise, Reise". Шоу открывает заглавная песня. На фоне грандиозного, какого-то обгорелого, ржавого и шелушащегося задника возвышается вход в железобетонный бункер. На крыше бункера - тяжелая артиллерия в лице ударника Кристофа Шнайдера со своими двумя бочками и кучей барабанов поменьше. По обе стороны от бункера - огромные, общим числом восемь штук, цилиндры некого, очевидно скрытого под сценой двигателя внутреннего сгорания, который и приводит в действие адскую машину концерта. На левом фланге зомбирует со своей бас-гитарой мертвенно-бледный Оливер Ридель. На правом - терзает электрический аккордеон д-р Кристиан "Флейк" Лоренц. Гитаристы-головорезы Рихард Круспе и Пауль Ландерс медленно и величественно спускаются с верхнего яруса сцены на нижний на мощных гидравлических платформах. Запевала Тиль Линдманн, облаченный в униформу диктатора в изгнании, появляется непосредственно из бункера. Представление началось.
Последующие полтора с чем-то часа пролетают на одном дыхании. Все это время группа в режиме ковровой бомбардировки атакует все пять основных чувств публики. Ладно бы зрение и слух! Но когда даже в сорока метрах от сцены ощущаешь кожей лица жар от пиротехнических ухищрений, когда ноздри щекочет аромат бензина, а во рту остается привкус серы...
"Links 2-3-4" вокалист и оба гитариста исполняют в огнедышащих намордниках, а на коде срабатывают и пиропатроны в барабанных палочках. В кульминационной части "Morgenstern" пущенные с потолка ракеты ненадолго поджигают весь верхний ярус сцены. Поскольку добрая половина индустриально-электронных эффектов воспроизводится с установленного на сцене компьютера в автоматическом режиме, клавишник Флейк исполняет в основном соло-проигрыши, а в те минуты, когда его присутствие за клавиатурой не требуется, исполняет обязанности второго в команде шоумена. Проще говоря - валяет на пару с Тилем дурака, да так, что любо-дорого взглянуть. Самый забавный момент программы - это когда Тиль, облаченный в фартук чинного немецкого мясника, вывозит на сцену Флейка, одетого чертом со светящимися глазками, в чугунном котелке. И что совсем уже интересно, намеревается его в нем же и приготовить при помощи ручного огнемета. Но Флейк вырывается и до конца песни бегает по сцене зигзагами, уворачиваясь от вовсю сандалящих в него с потолка ракет. Бурные продолжительные апплодисменты.
На выдержанной в консервативном духе гаражного рока 60-х "Los" происходит некоторая передышка. На сцене появлятся вторая, безо всяких электронно-индустриальных наворотов, ударная установка, Ландерс и Круспе берутся за черные полуакустические гитары, Тиль играет на губной гармонике, а Флейк, пока не пришла пора играть соло на одной ноте, пытается плясать вприсядку. Свет работает вполсилы, пиротехника вообще молчит. Это, впрочем, временно. "Moskau". Куда же без этого прикола года... На сцене вместе с музыкантами колбасятся три "падшие пионерки Насти" в садо-мазо-атрибутике и красных галстуках, зачем-то изображающие пение под засэмплированный голос той вокалистки, что участвовала в оригинальной сессии звукозаписи. Особенно это заметно на бридже, когда дамочки завопили своими собственными голосами раньше, чем должна была пойти фонограмма. Передние ряды услышали какой-то невнятный писк, трибуны вообще ничего не поняли. Тем не менее хоровое скандирование строчки про пионеров и Ленина удалось на славу.
"Du Riechst So Gut", самый первый хит Rammstein, предварялся стрельбой Тиля ракетными очередями из лука. Очевидно, репчатого. Во время соло заработали пиропатроны и на гитарных ремнях. Окрыленные синим пламенем Рихард и Пауль выглядели очень впечатляюще. После этого сцену озарили тревожно ползущие по заднику ядовито-зеленые, в стиле "Матрицы", бегущие строки. Это, разумеется, было вступление к "Du Hast". Новый выстрел - на сей раз из арбалета-ракетомета. В компьютерных играх такие называют "боукастерами". Не верилось, что хотя бы один экземпляр такого оружия существует за пределами виртуального мира. Тут уже было недалеко и до "Sehnsucht". Интересно, что эта вещь, в оригинале звучавшая, как подражаение Die Krupps образца 1995 года, сейчас, благодаря нескольким новым приигрышам Рихарда, стала более роковой и менее механистичной. Очередное обращение к материалу нового альбома произошло на сатирической "Amerika". Пауль с мешком на голове, Флейк, рассекающий сцену на самокате и одновременно играющий на клавиатуре, укрепленной поверх рулевой колонки... Как во время его проигрышей это транспортное средство не падало, непонятно. Наверное, в его конструкцию входят какие-то мощные гироскопы. Под прикрытием дымовой завесы из конфетти музыканты первый раз покинули сцену.
Публика не желала успокаиваться. Кто-то на трибунах, вспомнив старый прикол, скандировал "Только этого мало" на мотив "Du Hast". И музыканты вернулись для исполнения программной "Rammstein". К сожалению, именно здесь произошла вторая за концерт накладка, и грозные кибер-импланты, украшающие руки Тиля, так никакого разрушительного действия не произвели. Дальше были украшенная грохотом отбойных молотков "Sonne" и механистическая "Ich Will". А окончательно завершился концерт уже легендарной "See You (Stripped)" из репертуара Depeche Mode.
Всего три-четыре аккорда. Всего восемь цилиндров. Но, черт возьми - какие это аккорды и какие это цилиндры! Пример Rammstein - другим наука. "Мы себя так бы и охарактеризовали - современные шуты", - сказал однажды кто-то из музыкантов группы. Не надо бояться выглядеть и звучать не так, как все - и может быть, такой смельчак в один прекрасный день будет услышан и принят всем миром.
Редакция благодарит компанию Universal Music Russia и лично Маргариту Шахову
за помощь в организации репортажа и съемок.
1962 – В великобритании выходит дебютный сингл “Love Me do” тогда ещё малоизвестного квартета из Ливерпуля под названием Beatles. Песню написал Пол Маккартни в шестнадцатилетнем возрасте, пока прогуливал школьные уроки. Авторству Джона Леннона принадлежит отрезок в 8 тактов, записанных в… »»
1966 – В 1966 году в Лондоне собирается новая группа в составе басиста Ноэля Реддинга, ударника Митча Митчелла и гитариста, вокалиста и автора песен Джими Хендрикса. Трио получило название “The Jimi Hendrix Experience” и записало три студийных альбома, попутно заново придумав всю рок-музыку »»
Roger LEWIS (1941)
Steve MILLER (1943)
Brian CONNOLLY (1949)
Guy PEARCE (1967)