ABYDOS  The Little Boy's Heavy Mental Shadow Opera About The Inhabitants Of His Diary

Abydos - один из тех странных и редких музыкальных проектов, где музыка, пожалуй, важна во вторую очередь - хотя не факт, что его авторы это планировали. Впрочем, на этот диск возможны две точки...

Abydos - один из тех странных и редких музыкальных проектов, где музыка, пожалуй, важна во вторую очередь - хотя не факт, что его авторы это планировали. Впрочем, на этот диск возможны две точки зрения, и обе заслуживают того, чтобы их привели.
I. С одной стороны, это очередная классическая хэви-металл поделка, выкованная неутомимыми тевтонами. Автор этого проекта - Энди Кюнтц (Andy Kuntz), известный тем, что поет в Vanden Plas, "европейском ответе Dream Theater". И если диск и отходит в чем-то от прог-металл-штампов, то только чтобы заменить их на другие, но не менее активно используемые. Да, техно-сбивки в "Нyperion Sunset" хороши, но так шкодничать позволяли себе еще Amorphis во времена Elegy. "You Broke the Sun" явно одалживается у Pink Floyd (в менее психоделичные моменты последних), а также сдобрен мощной дозой Queen'овского пафоса. Гимны в духе "Far Away From Heaven" только обилием оркестровок на заднем плане отличаются от того, что Михаэль Вайкат (Michael Weikath) в Helloween делает уже двадцать лет кряду. Наконец, сам Кюнтц - бесспорно, один из лучших вокалистов в деле, но здесь это ему скорее вредит: его голос слишком характерен, и сразу вызывает очень трудно преодолимые ассоциации с музыкой его основной команды. По аналогичной причине во времена Великого Cмятения Гиллан не прижился в Black Sabbath...
Упрекая "Abydos" в недостатке самобытности, было бы вопиющей несправедливостью не отметить, что это зато, пожалуй, идеальный пауэр-прог-альбом. Просто THE Album. Энергия музыки, сложность (но и продуманность) партий, эмоциональный настрой - все ингридиенты подобраны прекрасно. И даже более. И это "более" отсылает нас ко второй части нашей рецензии.
II. ...Почему, собственно, здесь якобы не так уж важна музыка? - Кого-то могло насторожить уже название. "The little boy's heavy mental opera about the inhabitants of his diary". Однако, концептуальный альбом - кого этим можно удивить в мире, где записан и продан "Metropolis II: Scenes from Memory"?..
Все зависит от концепции. Мало того, что это самая не-металлическая тема для альбома со времен Das Schachbrett Des Trommelbuben Zacharias Angizia. Она еще и просто совершенно реализована. История основана на пьесе, написаной Энди Кюнтцем, и поэтому сюжет на голову превосходит обычные плоские металл-поделки. King'у Diamond'у лучше не брать это в руки... А как все оформлено! Очаровательные комиксно-готические уродцы, заполонившие страницы буклета (сделанного под большой фолиант), задают совершенно необычное в нынешнем прог-металле настроение. В этом есть что-то от фильмов Тима Бартона, а сам автор дневника-с-обитателями наверняка бы нашел общий язык с Эдом Руки-Ножницы.
И самое интересное - игра с правилами жанра буклетом на самом деле не оканчивается. Если внимательно слушать диск, нельзя не заметить мелкие, но крайне любопытные эксперименты с основными штампами подобной музыки. Смена почти трэшевого напора на плач под клавиши на "Silence" слишком резка и неожиданна, чтобы ее позволили себе обычные прог-пауэр-команды - каким-то неуловимым образом это не подходит под каноны. Прог-соло в той же "Silence" неожиданно разбивается на две части каким-то странным, почти мультяшным пиканьем синтезатора, только чтобы потом с удовольствием безоглядно обрушиться обратно в бодрый галоп по струнам. Едва ли не один-в-один снятый у Yes фолк-прогон в "Radio Earth" звучит поверх танцевального loop'a ударных. Да и те же техно-сбивки... Неспроста это все.
Можно считать это паранойей, но, похоже, Кюнтц и Стефан Гласс (Stefan Glass, основной автор музыки "Abydos") не отказали себе в удовольствии, реализуя свои творческие устремления, параллельно слегка поглумиться, доводя любимый стиль до абсурда. И хотя нестандартные ходы завуалированы до степени полной неосознанности, они, несомненно, присутствуют. В сочетании с прекрасным концептуальным оформлением диска и собственно музыкальным мастерством - а богатство "цитируемых источников" и просто хороших риффов выше всяких похвал - это дает нам один из самых любопытных и сильных альбомов в жанре. В самом деле, кто еще в состоянии так бесшовно соединить классический пафос металла и трогательных маленьких уродцев?..

29.10.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)