Если о феномене венгерской современной музыки еще не заговорили во всем мире, то поверьте - это дело времени. Удачное географическое положение бывших братьев по соцлагерю, обеспечивающее впитывание буквально всего культурного набора Центрально- и Южно-Европейского региона создает почти идеальные возможности для самых откровенных экспериментов. Музыкальная формация Anima Sound System, собранная тремя молодыми людьми из небольшого городка, что на венгеро-австрийской границе, почти десять лет назад наметила для себя бескрайний простор для этих самых экспериментов буквально с самого дня своего рождения. Теперь же, по прошествии декады, их увлечение вылилось в серьезный электронно-танцевальный этно-проект, сумевший завоевать любовь и почитание не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами. Так, например, гарантами качества ASS уже давно выступают парни из Trans Global Underground и Asian Dub Foundation. В преддверии до московского концерта группы мне удалось встретиться с лидером группы Жолтом Пригером в кофейне будапештского клуба Godor (в переводе "котлован" - прим.автора) и побеседовать как об Anima Sound System в общем, так и о насущных делах участников группы.
Звуки.Ru: - Жолт, позволь начать с тривиальных вопросов! Опиши свою группу и расскажи буквально в двух словах как все началось.
Жолт: Если вкартце, то Anima Sound System - это постоянно меняющаяся развивающаяся и обновляющаяся, имеющая свою идеологию и свои послания, политизированная в лучших традициях Боба Марли и Clash музыкальная единица со своей славной историей, которой уже одиннадцать лет. Мы все - родом из небольшого города Сомбатхэя. В начале 90-х годов основным поставщиком новой прогрессивной музыки для нас были венские FM -радиостанции, которые без труда "добивали" до нас, но которые в том же Будапеште уже было не слышно. Мы с моим братом Сабольчем делали наши первые эксперименты в этно-электронике еще в конце 80-х, но по серьезному наши представления воплотились лишь только в Anima. Третьим постоянным участником коллектива стал наш приятель Гергей Немет. Таким образом, под одной вывеской встретились и сошлись именно те люди, которым было заранее предначерчено сойтись и творить. Вокруг нас постоянно менялись музыканты, мы неоднократно меняли состав, но время показало, что ядро коллектива - именно эти три человека. За все это время нам удалось записать и выпустить три альбома: это Shalom (как следует из названия, еврейская тема явилась основным мотивом для пластинки), затем у нас был Hungarian Astronaut - альбом, который основывался в первую очередь на венгерской народный музыке, потом вышел Gipsy Sound Clash - пластинка с "говорящим" названием, затем появился Aquanistan - самый, пожалуй, попсовый альбом на историю группы. Самое интересное, что за все это время мы успели поработать с такими именами, как Asian Dub Foundation (с которыми, мы, кстати, записали мини-альбом) или Terry Lee Brown Junior), - словом, это все те люди, чье творчество в свое время оказало на нас неоценимое влияние. Ты знаешь, Anima давно бы могла стать успешной поп-группой, но нам этого недостаточно. Мы берем отовсюду понемногу, мы никогда не эксплуатируем одну и ту же тему по нескольку раз. Иначе озеро, как говорится, можно полностью осушить за раз, а мы этого не хотим.
Звуки.Ru: - Что для тебя лично было наиболее симпатичным в той эпохе, когда вы только начинали? Это было интересное время?
Жолт: - Ты прав, тогда у нас было пост-перестроечное время, если говорить по аналогии в Россией. Каждый искал тогда свое место, - касается это политики, общества или собственно культуры. Мы все тогда ходили по тупиковым путям. Был выбор: или, будучи настроенным достаточно радикально, идти напролом вперед, или же затаиться и потихоньку впитывать в себя все происходящее. А впитывая, преобразовывать то, что кажется стоящим и интересным. Абсурд восточно-европейского менталитета в шоу-бизнесе заключается в том, что - бац!, решено создать мальчиковую команду по аналогии с той, что создана где-нибудь в Белфасте, - причем, фальшь проступает с самого начала. И если слушатель не дурак, то он сразу поймет, что его обманывают. Восточно-европейским музыкантам есть что показать, поверь! Просто многие часто выбирают себе ту дорогу, про которую думают, что она уже хорошо обхожена, и, соответственно, успех гарантирован.
Звуки.Ru: - Когда в карьере Anima наступил такой момент, что вы поняли: вам есть, чем гордиться?
Жолт: - У меня всегда хватало самокритики, чтобы анализировать собственное творчество. Так что такое понятие, как гордость по отношению к собственному творчеству у меня не применимо и вовсе. Достаточно сказать, что я люблю то, что я делаю и тех, с кем я это делаю.
Звуки.Ru: - Многие молодые группы уже с самого начала настроены на то, что на родине у себя они признаны не будут. Соответственно, они усиленно пытаются развивать в себе экспортные амбиции. Как это было в вашем случае?
Жолт: - В нашем случае это все получилось достаточно быстро: уже в 1996 году мы выступали на одной сцене с такими именами, как Goldie, Cypress Hill, Red Snapper. У нас не было никакой эйфории по этому поводу, мы воспринимали и воспринимаем это, как очередную ступеньку в лестнице, которую сами себе медленно строим.
Звуки.Ru: - Как человек, активно использующий элементы народной музыки в своем творчестве, скажи - где для тебя начинается настоящая этно-музыка? Ведь согласись, само понятие "этника" сейчас уж больно в моде, а народ уже перестает отличать world-music от откровенной халтуры.
Жолт: - Да, к сожалению, это понятие очень уж раздулось в последние годы. Ведь действительно, что такое современная этно-музыка? Взял любую фолковую мелодию, положил ее на битовую основу - и готово! Так получается world-music? Для многих - да, но я считаю, что настоящая этно-музыка - это гораздо глубже. Знаешь, для меня лично техно - это этнос современности. Легендарная венгерская группа Europa Kiado как-то на одном из своих недавних концертах заявила, что любая современная музыка - это ПОП. Я бы, перефразировав ребят, сказал, что любая современная музыка - это world, так как всегда стоит смотреть, где она создавалась, в какой точке света, а не искать в ней характерные ритмы.
Звуки.Ru: - Вы постоянно экспериментируете, а вообще для Anima есть какой-то предел для эксперимента, который переступать вам бы не хотелось? Наверняка же вы пытаетесь сохранить характерный почерк на пластинках...
Жолт: - Нет у нас никаких границ, которые нельзя было бы переступить. Чем "цветнее" получится материал, тем он лучше охарактеризует нашу сущность. В данном свойстве проявляется наш характерный почерк: это широта многообразия. Ведь согласись, самые красивые дети получаются при смешении кровей разных народов и национальностей - то же и в музыке.
Звуки.Ru: - В самом начале интервью ты упомянул политизированность группы. Какую роль она у вас играет?
Жолт: - Никакой внутриполитической окраски Anima, конечно же, не имеет. Мы не участвовали и не будем участвовать в каких-то акциях государственного масштаба. Anima - это либерально ориентированный анти-рассистский коллектив. Только не подумай, что это какая-то дань моде. Мы свои взгляды проповедовали уже в 1994-м, когда о моде на убеждения еще никто не говорил толком.
Звуки.Ru: - Anima на днях впервые едет в Россию, однако, насколько я знаю, у вас совсем недавно произошла очередная смена состава и ваша вокалистка Юдит покинула группу. Каую программу вы представите в Б-2?
Жолт: - Да, ты прав, мы едем исключительно мужской компанией, мы действительно готовим специальную программу для Москвы, очень этническую и при этом очень танцевальную. Первый визит, я уверен, не станет последним: мы планируем выпуск новой пластинки, которую мы записывали в Лондоне с кучей зарубежных гостей, включая, разумеется, наших друзей из Asian Dub Foundation, а также ребят из Аргентины и MC JC001. Альбом получился таким мужским и зрелым, что ли. Выйдет он в конце зимы и мы опять поедем по Европе - надеюсь, что и в Россию вновь заглянем.
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)