Н.О.М.  КТО НЕ ЛЮБИТ ГРУППУ НОМ, ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШИМ ...

Если честно, я просто хотел сходить на концерт любимой группы, не заплатив за это денег. Это удалось, однако потом пришлось, и потрудиться - взять на чужой диктофон интервью у вокалиста команды, на...

Если честно, я просто хотел сходить на концерт любимой группы, не заплатив за это денег. Это удалось, однако потом пришлось, и потрудиться - взять на чужой диктофон интервью у вокалиста команды, на которую я "вписывался". Диктофон, как впоследствии выяснилось, я сломал, но поговорить поговорил, причем с удовольствием и интересом. Моим собеседником был Сергей Кагадеев, он же Хафизула Сагитдулов, "главный человек" музыкального коллектива НОМ, присвоившего себе титул Королей Санкт-Петербурга.

После знакомые спрашивали, пил ли я с ним пиво. Нет, не пил. Задавал вопросы и получал ответы в трезвом виде.

Еще надо сказать о названии - это один из лозунгов, украшающих уборную нашего факультета. Может быть, он не совсем справедлив, но зато хлесток.

СКИНХЕДЫ И СМЕРТЬ

Вопрос: РФ: Коллектив НОМ - это русское явление?

Ответ: СК: Ха-ха, надеюсь. А какое же еще?

Вопрос: РФ: Просто сценические псевдонимы у вас татарские, немецкие...

Ответ: СК: Ну, это все сделано, чтоб запутать, ввести в какое-то недоумение.

Вопрос: РФ: А... Отношение к национализму?

Ответ: СК: Мы играем во все это. В сионизм, в антисемитизм, в фашизм, в коммунизм. Наш нынешний имидж, он... Как бы это сказать? Не знаю, долго ли он проживет еще, но он оказался наиболее провокационным, появилось очень много народа, который принимает за чистую монету, что мы такие вот скинхеды, фашисты.

Вопрос:

Ответ: Мы выступали у Стаса Намина на фестивале "Единый мир". Там были такие группы, как Э.С.Т., БРИГАДЫ С какие-то, КРОССРОУДС, Мазай. Аудитория 10 тысяч человек. Вышли мы, исполнили песню "7%", которая плавно переходит в песню "Я - Дурак (Я - Г...вно)".

Вопрос: РФ: Хорошая песня.

Ответ: СК: Ну вот. А Стас Намин, х-хе, расценил это как личное себе оскорбление. Потом мне еще сообщили, что на песне "П...дарасы" ("7%") какой-то бандюга хотел меня пристрелить. Достал пистолет, но на него там свои навалились. Как красная тряпка на быков действует.

Вопрос: РФ: А не страшно?

Ответ: СК: Ну, а куда деваться-то? Назвался груздем - полезай в кузов. Потом, когда сказали конечно, не по себе стало. Тоже мне, смерть героя.

Вопрос: РФ: Хотелось бы на сцене умереть?

Ответ: СК: Нет. Хотелось бы умереть в достатке, в глубокой старости, родственники любящие чтоб окружали. И с чистой совестью, конечно же.

Вопрос: РФ: На сцене вы какие-то роли играете, или вы просто музыканты? Иван Турист, скажем?

Ответ: СК: Он-то? Ха-ха. Везде, по-моему, придурка играет. Да и сами мы тоже. ИНОСТРАНЦЫ, ГОПНИКИ И АВТОМАТЧИКИ

Вопрос: РФ: Вы смогли бы играть, шоу устраивать, если б были отделены от зала плотным занавесом?

Ответ: СК: Нет. Как бы банально это не звучало, но энергия зала - это важно. На Западе нам играть не так хорошо, как здесь, они очень долго раскачиваются, особенно в таких наркоманских странах, как Швейцария: стоят и смотрят на тебя. Ну, понятно, что там кой-чего они не воспринимают, поскольку слов не знают. Песня "?%" звучит там просто как какая-то лирическая балладка.

Вопрос: РФ Ф сочинена на английском специально для западной публики?

Ответ: СК: Ну, это была давняя идея - заставить Туриста, человека без слуха и голоса, петь на незнакомом ему языке. Что мы и сделали. Песня оказалась крайне популярной.

Вопрос: РФ: Вам нравится заводить публику? Цель выступлений - завести зал или...

Ответ: СК: А какая еще может быть цель? Оставить их равнодушными, что ли? Не то, чтобы завести, а чтоб на кого-то как-то подействовало. То есть, когда люди негодуют - это тоже приятно.

Вопрос:

Ответ: Мы выступали очень давно на фестивале "Аврора" в ЦПКО, где присутствовали в основном какие-то местные гопнички, потому что нормальные люди туда не доезжали. Закончили мы выступление под скандирование публики "Пошли на х...!" Мы долго перед ними раскланивались, а нас закидывали какими-то чашками, бутылками. Правда, они там так всех встречали. Тоже как бы завели публику, правильно?

Вопрос: РФ: Только со знаком минус.

Ответ: СК: А на фестивале в Каховке, 93-й год, наше выступление прервали автоматчики...

Вопрос: РФ: А чего так?

Ответ: СК: На песне "7%", опять же. Публика - все нормально, теперь она уже ментам кричала: "Пошли на х...!" Песня уже была допета, началось гитарное соло... В этот момент в такт музыке на сцену выходят омоновцы с автоматами. Все подумали, что это элемент шоу! Подошел майор, лично выдернул у Рахова джек из гитары и прекратил выступление. Начальника фестиваля забрали в милицию, выпустили - оттуда героем пришел.

Вопрос:

Ответ: Вот такая песня "7%". Никому она покоя не дает почему-то.

Вопрос: РФ: Александр Ливер - сволочь?

Ответ: СК: Ну, у него была задача - жениться. И у нас, когда он завел этот роман, сложилась странная ситуация. Раз в полгода мы уезжали во Францию и проводили там тур - 10-15 концертов. Их делала его жена. Все нормально, никаких проблем. Но после этого тура мы возвращались домой, а он всегда оставался там у нее жить - по месяцу, по два, а мы приезжали и вынуждены были дожидаться, пока он соблаговолит сюда вернуться. У нас срывались концерты. Нам звонили и говорили: "Не хотите поучаствовать?" - "Хотим, но нам не с кем". И в один из таких его отъездов мы просто решили: "А что, давайте попробуем без него, сами. Мы свели клавиши до минимума. У нас играл одно время Юрий Соболев, джазист такой. Но как-то не сложилось. У него свои джазовые представления о существовании коллектива вообще. Ему хотелось эдакого чего-то, не знаю, миллионов. Очень многие, видя нас по телевизору, считают, что мы народ очень богатый.

Вопрос:

Ответ: После него в один тур с нами ездил Ива Соколовский, он в НОЧНОМ ПРОСПЕКТЕ играл, аранжировал песни Наталии Медведевой. Ну, известный человек. А там так получилось, что у него не было французской визы, и он вынужден был уехать. Мы там остались одни с гитарой и поняли, что нам клавиши-то и не нужны, сделали гитарную программу.

Вопрос:

Ответ: Ливер, конечно хотел продолжать такое существование - жить там, а сюда приезжать поиграть. Но мы не можем быть его обслуживающим персоналом и потому сказали: "Извини, так не будет. Ты уволен".

Вопрос: РФ: А у меня галлюцинации, или в клипе "Нина2" Александра Ливера обзывают сволочью?

Ответ: СК: Нет, не галлюцинации. Этот клип посвящен его отъезду.

Вопрос: РФ: Ливер не обиделся?

Ответ: СК: Да нет, он все-таки знает, что это искусство.

ЗАПИСЫВАЮТ И ПРОДАЮТ

Вопрос:

Ответ: СК: С "General Records" у нас странные взаимоотношения. Там художественный руководитель Артемий Троицкий. Он нас туда в свое время позвал, мотивируя тем, что это единственная солидная фирма. У них выпускается и поп-музыка, всякие там пресняковы - киркоровы - пугачевы, и рок, и они как-то альтернативу себе подобрали. Наобещали с три короба. Мы подписали с ними такой контракт: у нас выходит новый альбом - "Сенька Мосх - Газ". Мы его ждали полтора года. Кроме того, существует саундтрэк к фильму - концертный альбом "Live Is Game". Мы тоже планировали выпустить его на "General", но они сказали: "Мы от вас столько материала не ждем. К тому же это концертный альбом, а нам нужна студийная работа". После чего мы предложили, ха-ха, заплатить нам денег за студию благо, материал есть, ему ужу год. Вся эта космическая тематика. Денег нам не дают. Нас, кажется, подставили, но, с другой стороны, вариантов особенных нет, на куски не разрывают.

Вопрос:

Ответ: Продавать нас можно, но этим никто не занимается, это никто не умеет делать, потому что в нашем околомузыкальном бизнесе к сожалению, работают такте люди, которые привыкли торговать...ну не знаю, ботинками, машинами, чем угодно, и они, как правило, хотят продавать группу уже известную-популярную, просто снимать с этого сливки. Они всегда ждут - вот если ты сам в кровь с носу разобьешься, что-то такое запишешь и станешь продавать, тогда они начнут тебе как-то способствовать в этой продаже. А как таковым менеджментом в музыке у нас не занимаются. Я, по крайней мере, не заметил, чтоб занимались.

Вопрос: РФ: А у вас менеджер есть?

Ответ: СК: Нет, у нас менеджера нет. Как-то мы их меняли-меняли, никто себя не оправдывал до сих пор. Мы сами занимаемся.

Вопрос: РФ: Был, кажется, такой Сергей Скворцов...

Ответ: СК: Да.

Вопрос: РФ: Мне говорили, что его в тюрьму сажали.

Ответ: СК: Сажали и выпустили уже.

Вопрос: РФ: Это с НОМОМ как-то связано?

Ответ: СК: Нет, никак, это связано с его, х-хе, экономической деятельностью.

КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ ГАСТРОЛИ, ТРОИЦКИЙ И МОЛОДЕЖЬ

Вопрос:

Ответ: СК: У нас был длинный тур, который изолбиловал приключениями. В конце мы перевернулись в автобусе. А в самом начале у нас был концерт в Будапеште, в клубе "Тилош Аз А". Нас там знают, всегда рады видеть и прочее. Но там менеджера как-то, ха-ха, поэкономили и сняли нам номера в такой странной гостинице на окраине Будапешта, где живут в основном русские туристы. Даже не русские, а украинские. Типичная советская гостиница. Сразу было понятно, что это не то: какие-то люди не те, речь уже русско-украинская, цыгане какие-то ходят.

Вопрос:

Ответ: Концерт был очень хороший. И вот мы под утро припарковались там, пошли взять ключ от номеров и забрали, что могли с собой, унесли какие-то вещи. 6часов, светло, мы отсутствовали 20 минут, вернулись...

Вопрос: РФ: ...ни денег, ни инструментов.

Ответ: СК: Нет, денег там и не было, но инструментов очень много вытащили.

Вопрос: РФ: А кто-нибудь помог после обращения Артемия Троицкого в "Кафе Обломов"?

Ответ: СК: Нет. Это, мне кажется, акция, направленная на то, чтобы Троицкого показать как этакого доброго дядю, потому что, в принципе, нормальный человек не может запомнить такого количества букв и цифр, на которые надо что-то там переводить. Троицкий подтвердил свой имидж - "подумал о ребятах". На самом деле не так. Ни копейки мы ниоткуда не получили. Заработали сами и купили новые инструменты.

Вопрос:

Ответ: Троицкий - барин, он любит везде выглядеть респектабельным человеком, не чуждым новым молодежным веяниям.

Вопрос: РФ: НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ МОЛОДЕЖИ - это молодежь?

Ответ: СК: Ну, мне так кажется, что все-таки у нас музыка довольно новая и молодая.

Вопрос: РФ: Что ты слушал, когда тебе было 17 лет?

Ответ: СК: Во спросил. Не помню уже. LED ZEPPELIN я очень любил. Всякие KING CRIMSON, GENESIS, YES. Ну, как все.

Вопрос: РФ: А сейчас?

Ответ: СК: А сейчас почти ничего не слушаю. Мне вот компакт подарили - "Песни Цыган". Очень хорошо выпивать под них. Ну а так, иногда - что по душе. В основном телик или радио какое-нибудь.

СТИЛЬ, НАЧАЛО И ПРАВИТЕЛИ

Вопрос:

Ответ: СК: Я хочу посетовать, что мало молодых групп. Мало нового. Знаешь, какая беда - к сожалению, сейчас народ начинает музыку играть в определенном стиле. Раньше люди просто собирались, на кухне играли-играли, потом у них какие-то гитарки появлялись, и они худо-бедно создавали оригинальный стиль. Теперь музыкальная эрудиция и доступность информации, по-моему, сыграли злую шутку с молодежью, потому что мозги некрепкие. Они все хотят играть либо хардкор, либо грандж, либо техно какое-то. Уже знают - давай соберемся и будем играть индастриал. А вот когда мы начинали, мы вообще не знали, что мы играть будем и будем ли играть вообще.

Вопрос: РФ: А умели?

Ответ: СК: Нет, так, знаешь, что-то - блым, блым. Вначале была литературно-музыкальная композиция на рассказ брата моего (Андрея Кагадеева, басиста НОМА - Ш.В.) "Протез" поставлена и записана на магнитофон "Астра-209". Можно сказать, что все началось с литературы. У всех какие-то стишки были, и на них стали писать какую-то музыку, попивая пиво. Потом Ливер привез нас на телевизионный концертный конкурс. Мы вылезли в прямой эфир телевидения с песней "Ламца-Дрицца". Еще там ДДТ прогремело - они впервые по телевизору выступили и с тех пор начали греметь. Вот видишь - они уже стадионы собирают, а мы по-прежнему, ха-ха, клубники.

Вопрос:

Ответ: В телевидении уже собирались разбираться насчет увольнения начальников всего этого конкурса, но позвонил Яковлев, что ли, и сказал: "Мы с Михаилом Сергеевичем посмотрели, и ему очень понравилось". И все вздохнули облегченно, получили какие-то премии.

Вопрос: РФ: Ты не знаешь, Анатолий Собчак слышал песню "Дедушкин Табак"?

Ответ: СК: Не думаю. Если даже и слышал, то, наверное, ничего не понял.

СЕРОСТЬ "СЕРЫХ ГЛАЗ" ИРИНЫ САЛТЫКОВОЙ

Вопрос: РФ: Что это за исполнительница и что это за клип?

Ответ: СК: Что это за исполнительница - понятия не имею. Клип снимал Кальварский. Короче говоря, мы тогда сидели в какой-то ж..., денег не было, хе-хе. Мне позвонили знакомые и предложили сыграть роль какого-то там гитариста, так, чтобы меня никогда не опознали. Как бы сняться, хе-хе. Я этим горжусь. Такой оригинальный experience. Но опознали все, кто только мог.

Вопрос: РФ: Смысл и цель акции?

Ответ: СК: Деньги. Сначала деньги, а потом как-то втянулся, потому что... Посмотрел на эту дуру - очень смешно стало, захотел поиздеваться.

Вопрос: РФ: А кто еще из знаменитых рок-музыкантов участвовал?

Ответ: СК: Из знаменитых рок-музыкантов участвовали наш барабанщик и наш бас-гитарист. (Владимир Постниченко, он же Готлиб Ульрих Тузеаст и Андрей Кагадеев - Хафизула Улсанбаирович Сагитдулов 2-й - Ш.В.) Но они почему-то неопознаваемы. А до этого известный гитарист Алексей Рахов снимался в клипе Владимира Преснякова ... эээ... "Подружка Маша", что-то такое.

Вопрос: РФ: И как обстановка была на съемках?

Ответ: СК: Обстановка, кстати, была хорошая, потому что и Кальварский хороший человек, достаточно циничный. То есть он прекрасно понимает, что занимается ремеслом, и поэтому не питает никаких иллюзий относительно исполнительницы и песни, а так, знаешь, постепенно выпивая, весело, с прибауточками зарабатывает деньги.

Вопрос: РФ: А не хотелось его пригласить для номовских клипов?

Ответ: СК: А чего его приглашать? Он же за деньги все делает, он же человек из поп-индустрии.

Вопрос:

Ответ: А самое интересное - это то, что после съемок Кальварский, в жопу пьяный, предложил нас подвезти до дому. Посадил нас в свой "Мерседес" и в...ался - в поребрик, по-моему, хе-хе - буквально в пятистах метрах оттуда. Это было летом, мы были после аварии, после того, как перевернулись на своем автобусе. Представляешь - спустя какой-то месяц попасть в еще одну аварию!

ЖУРНАЛ, КНИГА, ГАЗЕТА

Вопрос:

Ответ: СК: У нас проект старый - сделать тележурнал, который называется "Ящер" и состоит из всяких идиотических сценок. Есть достаточно много матерьялов, надо все смонтировать. Может, сигнальный номер запустим по 22-му каналу. Был договор, что мы с этим будем выходить по "России", но после показа наше7го фильма "Хозяева СССР" этот эфир у нас отобрали и передали его Юрию Мамину, не помню, как называется программа - не смешная и глупая.

Вопрос: РФ: Как обстоит дело с изданием сочинений участников НОМА?

Ответ: СК: Этим Андрей занимается, он сделал сборник. У меня литературного творчества как такового нет, а у всех понемножку что-то нашкрябано. В основном, у Андрея, конечно. Он с нашим первым гитаристом (Сергеем Бутузовым - Ш.В.) написал книгу "Страус", детектив. В книгу входят стихи, рассказы и этот вот детектив.

Вопрос: РФ: Издателя нету?

Ответ: СК: То они есть, то их нет. Все в деньги всегда упирается. Ну кому сейчас надо издавать такую книгу, согласись?

Вопрос:

Ответ: Еще по части музыкальной журналистику могу сказать пару слов. Вот чем отличается РОК ФУЗЗ от остальных изданий? Во-первых, там можно найти статьи, написанные нормальным языком, без употребления слов "кайф", "тусовка" и подобных. А кроме того, там высказывают свои мнения. Нет, на самом деле не важно, как человек относится к творчеству, главное, чтобы он как-то относился и мог это членораздельно выразить. Ну а в остальном... Надо работать, хе-хе-хе.

11.10.1999, Шитя ШАРАПОВ (FUZZ)

Н.О.М.

Дата образования:

23 февраля 1987