"Аквариум: Сны о чем-то большем"
А. Рыбин, А. Кушнир, В. Соловьев-Спасский.
Ред. Б. Гребенщиков. - М.: София, 2004. - 400 с.
Интересный факт: с конца 90-х публика начала с интересом читать то, что на популярном уровне называется красивым словом "ревю", а на академическом - скучным термином "аннотированные указатели". С одной стороны издательское дело переживает период подъема, а форматов, в которых что-либо издается, стало гораздо больше, нежели в старые добрые времена, о которых нам напоминают модные, окропленные ностальгической слезой, майки с аббревиатурой "Си-Си-Си-Пи". С другой - в этом потоке стало труднее ориентироваться, а процент откровенного мусора в нем, что греха таить, весьма велик. Поэтому рецензии и аннотации, тексты сугубо прикладного жанра, постепенно становятся "чем-то большим". Вчера кто-то в ужасе кричал, что отдел рецензий музыкального журнала "X" превратился в торговый каталог определенных фирм грамзаписи, сегодня мы дивимся превращению торгового каталога фирмы грамзаписи "Y" в почти полноценный музыкальный журнал, а завтра в продажу поступает журнал, весь состоящий из рецензий и аннотаций на книги или аудио- , видео- и мультимедиа-диски, по сути, "аннотированно-библиографический указатель". Наконец, воспоминание о каком-то знаменательном событии превращается в "ретроспективное рецензирование" - все то, что не удостоилось анализа искусствоведа в старые времена, но выдержало проверку временем, должно быть в обязательном порядке снабжено бирочками типа "краткое содержание и общее позитивное значение".
Эта книга, как и многие книги в наше время, началась с "ретроспективных рецензий" в периодике. Пожиная плоды относительного успеха своего труда "100 магнитоальбомов советского рока" (всем хороша была книга - кроме, собственно, критериев отбора материала), журналист Александр Кушнир начал публикацию на страницах журнала "Fuzz" и на страницах Звуков.Ru развернутую историю процесса создания альбомов легендарного ансамбля Аквариум. Возможно, тот факт, что пять альбомов из ста отобранных принадлежат одной группе, показался ему достойным отдельной музыковедческой разработки. Отсюда мораль: неважно, с чего начинать - важно, куда это может привести.
В чистом виде эти статьи, однако, под отдельную обложку не ушли: с точки зрения Алексея Рыбина, еще одного участника подготовки материала, получалась "вовсе не книга, а пятнадцать аннотаций для альбомов Аквариума, переизданных фирмой "Союз"". Точка зрения довольно спорная: в 1995 году "Omnibus Press" издала в серии "The Complete Guide To The Music" построенные по аналогичному принципу книги о классических альбомах Beatles, Queen и Pink Floyd, и никто не назвал их брезгливо "каталогами EMI". Тем не менее, собранный Кушниром материал, судя по журнальным публикациям, явно страдал некоторой поверхностностью изложения. Эта беда, увы, вообще характерна для отечественных рок-критиков среднего поколения. Кто-то из них, помнится, всерьез утверждал: "На чьей кухне и под какой портвешок эту песню записывали, публике интересно, а вот из чего барабан сделали - уже вряд ли". А ведь это не так.
В окончательной версии книги, которую сами авторы-составители рекомендуют, как "единственную правдивую историю Аквариума", изначальная привязка к дискографии группы, по счастью, сохранена. Это правильное решение. Альбомы - действительно самое ценное, что у группы есть. Именно по дискографии история ее прослеживается наиболее адекватно. По сути, именно музыканты Аквариума во времена застойные и докомпьютерные подняли планку качества любительской звукозаписи на казавшийся до этого заоблачным и оттого невероятным уровень. Именно их практика подпольного издания собственных произведений в виде настоящих альбомов в безупречных с дизайнерской точки зрения обложках была революционной в обстановке вроде бы победившей монополии государства на звукозапись. Именно их труды познакомили, и, что совсем уж удивительно, продолжают знакомить нас с гордым принципом независимого музыканта - "do it yourself". Причем, рассказу о сопутствующих жизни рок-музыкантов приколах, вроде галлюцногенного эффекта от употребления пятновыводителя или бессмертной просьбы директора цирка г. Гори, куда группа приехала выступать после своего скандального хэппенинга на фестивале "Тбилиси-80" - "Дэлайте, что хотите, только смичек в жепа нэ надо..." - такая форма изложения, в общем-то, не слишком мешает. Просто, благодаря ей, эти сопутствующие приколы не затмевают основное содержание, как, кстати, произошло с посвященной истории Beatles книгой Питера Брауна "The Love You Make".
Конечно, кое-где некоторая поверхностность повествования все-таки сохранилась в неизменном виде. Особенно это касается глав, посвященных некоторым альбомам группы последних десяти лет - "Пескам Петербурга", например. Незаслуженно "остался за бортом" и фотограф группы А. Усов - да и вообще, из сорока восьми страниц цветных иллюстраций обложки альбомов, причем не все, и каждая с почтовую марку размером, занимают лишь одну. Да и отсутствие в конце переполненной цитатами из различных источников книги списка использованной литературы - то ли небрежность, то ли невежливость, то ли непрофессионализм, но, в общем, явно что-то, начинающееся с "не-". Тем не менее книга достойна внимательнейшего прочтения и скорейшего переиздания с исправлением всех отмеченных шероховатостей.
Кстати, правильным и своевременным шагом было бы переиздание "Снов..." в формате мультимедийной энциклопедии, причем на DVD - чтобы еще и музыка какая-нибудь влезла.
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов.
Дата образования:
1 июля 1972
Подробности из жизни:
Трудно найти русского человека, который ни разу бы не слышал о легендарной
русской группе Аквариум и ее лидере, Борисе Гребенщикове. Со времен первого альбома в 1972 году, Борис выпустил уже более 70 альбомов. В 70-х и 80-х годах,
Аквариум создал совершенно новую и уникальную музыкальную и социальную
эстетику. Навеянный великим множеством музыкальных стилей и культур специфичный
звук группы продолжает оставаться легко узнаваемым и в тихих балладах о любви,
и в легких танцевальных номерах в стиле реггей и в буйных рок-н-роллах, даже
несмотря на то, что состав группы почти полностью менялся от альбома к альбому.
Музыкальное пиршество Бориса и его группы затронула самые разные музыкальные
стили и направления, и сейчас трудно поверить в то, что такие разноплановые
альбомы как Акустика, Треугольник и Электричество были
записаны почти в одно время. Затем был период долгих домашних концертов
принесший нам Ихтиологию и, наконец, Аквариум выпустил День
Серебра и Дети Декабря по…
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)