Владимир РУССОВИЧ  Автопортреты в духе Шопена

Альбомы Владимира Русcовича представляют собой почти безупречные образчики легкой инструментальной музыки. Такую музыку приятно слушать в качестве фона в каком-нибудь тихом кафе. Однако в силу особенностей аранжировки эта музыка звучит слегка старомодно - "приветом из восмьмидесятых". А ведь можно было бы обойтись и без этого.

Альбомы Владимира Русcовича представляют собой почти безупречные образчики легкой инструментальной музыки. Такую музыку приятно слушать в качестве фона в каком-нибудь тихом кафе. Она может быть вполне уместна, звуча через парковые репродукторы и создавая особую атмосферу для гуляющих - атмосферу, которую часто стравливаемые в парковые трансляционные сети нынешние радиопередачи способны лишь разрушать. А в роли приятных слуху музыкальных пауз, заполняющих перерывы в вещании кабельных радиоканалов они просто безупречны. Почти безупречны.
Весь материал альбомов, как отмечено в выходных данных, записан самим композитором с использованием синтезаторов и сэмплеров. Все это само по себе неплохо, и даже делает автору честь, но именно здесь и содержится некая ложка дегтя. При прослушивании "Автопортрета" , к примеру, не оставляет ощущение, что автора заботила возможность исполнить большую часть представленных на альбоме композиций при помощи любого полупрофессионального клавишного инструмента со встроенной функцией аккомпанемента - настолько простоваты, чтобы не сказать - примитивны, использованные в создании альбома банки сэмплов. Обычно подобные записи следует рассматривать, как проекты для исполнения представленных композиций эстрадными оркестрами, однако в аннотации к диску автор утверждает, что получил в результате работы именно то, что хотел. Это, кстати, общая проблема нынешних авторов инструментальной музыки. Возможно, представление о возможностях компьютерных платформ осталось у всех поголовно на уровне конца 80-х годов, когда эти платформы только получили широкое распространение (когда и началась карьера Владимира Русовича как профессионального музыканта и аранжировщика). Что вряд ли. Возможно (это более вероятно, и одновременно - довольно печально) примитивно-пластиковое звучание компьютерных клавиш 80-х, в то время воспринимавшееся, как некая досадная условность, чье влияние по мере совершенствования аппаратуры будет постепенно сходить на нет, к нынешним дням породило отдельную музыкальную эстетику. Эстетику нарочито электронного звучания ударных, стеклянистого электропиано, холодных псевдооркестровых фонов и прочих "ненатуральностей".
Быть может, так оно и есть. Но в большинстве своем эти сэмплы, программы и платформы просто недостойны той музыки, для создания которой они использовались. И в номрах, где, к примеру, солирующее фортепиано выпадает из задаваемых "автоаккомпаниментом" квадратно-гнездовых рамок (вроде "Дня Зимнего Солнцестояния") это особо чувствуется. Кстати, звуковое решение записанной на варшавской студии небезызвестного Игоря Чернявского "Шопенианы" несколько лучше: признанный теоретик и практик "электропопа", Чернявский в свое время потратил немало сил на "эстетизацию" поп-электронного саунда. Однако даже ему, судя по тому, что получилось на выходе, свойственен определенный консерватизм в использовании технических средств. Музыка звучит эдаким "приветом из восмьмидесятых". А ведь можно было бы обойтись и без этого.

29.09.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)