Марк ДЖОНС  "Поиск новой музыки - это приключение!"

Наша встреча с главой одного из мощнейших электронных лейблов на свете - "Wall Of Sound", открывшего миру Propellerheads, Basement Jaxx, Royksopp, Les Rythmes Digitales и Electric Six проходит в рзовых тонах: Марк Джонс явился на интервью в свитере цвета "Взвизгни, свинка!" и громадных желтых горнолыжных очках. Звуки расспросили именитого продюсера о его работе...

На встречу с нами в холле отеля Mariott Royal Марк Джонс ( Marc Jones) является в свитере цвета "Взвизгни, свинка!", шапочке того же оттенка и громадных желтых горнолыжных очках. Когда он их снимает, то оказывается, что белки его глаз - того же ярко-розового оттенка, что и одежда. Марк заказывает коктейль "Long Island Ice Tea" (водка, джин, ром, мартини, лед и кола по вкусу), отпивает большой глоток и радостно улыбается.
Так начинается наша встреча с главой одного из мощнейших электронных лейблов на свете - "Wall Of Sound", открывшего миру Propellerheads, Basement Jaxx, Royksopp, Les Rythmes Digitales и Electric Six.
Как ты попал в этот бизнес, Марк? Ты ведь не всегда был музыкальным продюсером?

Марк: О, конечно, нет! Когда-то я пел в группе, игравшей прог-рок. Она называлась Perfect Day, а я был там вокалистом. Мы выпустили несколько синглов, появились на телевидении, получили контракт с большим лейблом.... Энди Уорхол говорил, что каждому человеку достаются его 15 минут славы. Так вот, у нас славы было примерно минуты полторы. В общем, по вечерам я пел в группе, а днем я работал в телефонной компании. Между прочим, я был первым человеком в городе, у которого появился синтезатор, что делало меня страшно популярным. Меня наперебой звали в самые разные группы, хотя из синтезатора я мог извлекать всего один звук, вот такой (морщится и громко гудит в нос): НАААААААА! А потом я организовал клуб. Нам хотелось, чтобы он отличался ото всех других клубов, а потому мы придумали для него особое визуальное решение: во время дискотек с помощью 8-миллиметровых кинокамер проецировали на сцены всякие слайды, отрывки из телепрограмм и фильмов...
В этот момент официантка приносит Марку счет за коктейль, которого тот не заказывал.
Марк: Вот она, история моей жизни! Вечно мне приносят какие-то левые счета, которые приходится оплачивать!

Звуки.Ru: Ну, назвался продюсером - терпи! Как же тебе, кстати, удалось организовать лейбл?

Марк: Случайно! Я познакомился с Марком Ласнером, и мы стали вместе работать в его дистибьютерской компании, Soul Trader. Сначала продавали музыкальным магазинам диски с неизвестной танцевальной музыкой и хип-хопом - среди этих дисков были, например, Basement Jaxx... А потом выпустили сборник из песен групп, которые нам нравились, но не имели контракта. Он назывался "Give'em Enough Dope" и стал первым релизом лейбла "Wall Of Sound". Этот альбом всем понравился, так что мы выпустили еще один, потом еще... Остальное - уже история. Как видишь, изначально никакого плана у нас не было, не было и финансовой поддержки - была только идея.

Звуки.Ru: Какими качествами нужно обладать хорошему продюсеру, главе лейбла?

Марк: Мне кажется, что прежде всего ты должен верить в то, что делаешь. Это ведь не совсем бизнес. Конечно, нам нравится идея продавать пластинки миллионными тиражами, но сомнительно, что такое случится - если только мы подпишем какого-то очень популярного артиста. Что касается качеств, которые я ищу в артистах... Прежде всего они должны быть оригинальными, ни на кого не похожими.

Звуки.Ru: А как ты определяешь, что это ни на что не похоже?

Марк: Это не я определяю, это мои уши! Они мне подсказывают. Но вообще-то это невозможно объяснить. Ведь поиск новой музыки - это не коммерческое предприятие. Это, скорее, приключение - очень увлекательное и необычное.

Звуки.Ru: Как ты считаешь, сейчас сложнее создать лейбл, чем 10 лет назад?

Марк: Да! Потому что очень изменилась музыкальная индустрия. Да и посмотри вокруг: сколько сейчас есть разной музыки, столько стилей. Постоянно что-то происходит, все очень быстро меняется. То, что сегодня популярно, завтра уже все забыли. Сейчас очень сложно делать на что-то ставки.

Звуки.Ru: Ты приехал промоутировать музыку своего лейбла или ищешь, кого бы подписать в России?

Марк: Ой, мне бы очень хотелось найти кого-то в России, но вообще-то я приехал по другому поводу: в "Пропаганде" проходит большая вечеринка в честь лейбла "Wall Of Sound". На нее я и приехал.

Звуки.Ru: На твоем лейбле когда-нибудь случаются конфликты между амбициями артиста и деловыми интересами компании?

Марк: Нет. У нас же независимый лейбл, сравнительно маленький. У нас работает-то всего человек 12, и все они верят в ту музыку, которую мы выпускаем. Нам нет нужды давить на артистов, требовать их что-то менять. Мы ищем особенные группы, а особенную группу нельзя втиснуть в какие-то рамки, заставить делать что-то не так, как она хочет.

Звуки.Ru: У тебя есть любимые группы среди тех, что ты подписал?

Марк: (смеется) Что ты со мной делаешь? Хочешь меня работы лишить? Я люблю все наши группы. Дипломатично вывернулся, а?

Звуки.Ru: Ты можешь предсказать, какая группа добьется успеха в ближайший год?

Марк: Возможно, какая-нибудь из тех, что я еще не подписал. Может, я найду ее в Москве!..

Звуки.Ru: Я вот читала твою биографию и один вопрос не давал мне покоя. Ваш лейбл был небольшим, народу работало немного, начальников было двое, обоих звали Марками. Так вот, когда кто-нибудь звонил вам по телефону...

Марк: ХАХАХАХА!!! Как мы понимали, с кем из нас хотят поговорить, да? Вообще-то ничего такого у нас не случалось. У Марка Ласнера - другая компания, Soul Trader, у нее и офис другой. Марк в основном там находился, так что когда кто-то звонил в Wall Of Sound, никто не сомневался, какого Марка звать к телефону.

Звуки.Ru: Наверняка тебя об этом все спрашивают, но я все равно спрошу... Что ты думаешь обо всей этой истории с Филом Спектором (Phil Spector)?

Марк: Ух ты! Вот так сюрприз! Отличный вопрос! Нет, никто меня об этом не спрашивает. По-моему, Фил Спектор совсем уже охуел. Я впервые услышал о случившемся, когда был на Ямайке. Смотрел телевизор, и там вдруг начали рассказывать о том, как он пригласил к себе актрису, а потом говорил всем, что она сама застрелилась из его пистолета. Я смотрел на это и думал: ну ты даешь, Фил! Однажды я его видел, и у меня даже была возможность с ним познакомиться. Мне сказали: пойдем, мы вас друг другу представим, вы оба продюсеры, вам будет о чем поговорить! И я ответил: ни за что! Вы с ума сошли. Да я по сравнению с ним просто щенок!

Звуки.Ru: Ты что, боишься его, что ли?

Марк: Я думаю, что Фил Спектор - совершенно сумасшедший! Надеюсь, что он ничего не знает про мой лейбл. Хотя сейчас, когда Фил в тюрьме, я думаю написать ему письмо: "Дорогой Фил! Мне очень жаль, что у тебя все так получилось. Марк. P.S. Ты знаешь, а ведь я назвал лейбл в честь термина, который ты придумал!". И когда Фил выйдет, он придет ко мне и... Ой, нет! Не буду я писать ему писем! Нет, нет и нет! Передумал!

Звуки.Ru: Какие у тебя отношения с артистами с твоего лейбла: деловые или более личные?

Марк: Разные! Сейчас стали более деловыми, чем раньше, хотя и по-прежнему хорошими. Поначалу работать было невозможно: все музыканты, которых мы подписывали, были моими друзьями. Как тут работать, когда у тебя целый лейбл друзей? Все может пойти не так, как хотелось бы, а ведь с друзьями сложно быть слишком строгим.

Звуки.Ru: А что ты делаешь, когда музыканты приходят к тебе и говорят: знаешь, Марк, а ведь мы не успеваем записать альбом к сроку!

Марк: Что делаю? Сажусь и начинаю плакать!

Звуки.Ru: Но не увольняешь их за это?

Марк: Да ну, что ты! Творческий процесс - сложная вещь. Ты не можешь выжимать из людей музыку, когда тебе захочется. Надо давать им время. К счастью, мы небольшой лейбл, а не Warner или Sony, где людям приходится торопить группу, чтобы она успевала с альбомом в срок.

Звуки.Ru: Что ты чувствовал, когда накануне выхода дебютного альбома Electric Six уволили половину состава?

Марк: Нет-нет, это было не накануне! Но - волновался немного, конечно. Ведь они тогда только-только передали нам права на издание диска.

Звуки.Ru: Кстати, потрясающий альбом!

Марк: Точно! А знаешь, что у меня есть? Куча их демозаписей, неизданных вещей - настоящее богатство! Завидуешь?

Звуки.Ru: Еще как! А на что будет похож их новый альбом?

Марк: О, я думаю, он будет более электронным!

Звуки.Ru: Мне казалось, что ты любишь не только электронную музыку...

Марк: Конечно! Я люблю всякую музыку - и танцевальную, и хип-хоп, и хард-рок! Я делю музыку не на стили, а на плохую и хорошую.

Звуки.Ru: Ты не думал взять к себе какую-нибудь рок-группу?

Марк: По моему мнению, Electric Six воплощают то, что я считаю идеальной рок-группой: они забавные, роскошные, талантливые. Но что касается других групп - тут все непросто. Невозможно просто сказать: так, я хочу подписать рок-группу, подайте мне ее сюда! Вообще, сейчас столько есть разных рок-групп... Даже слишком много! По-моему, рок сейчас стал тем, чем была танцевальная музыка 10 лет назад.

Звуки.Ru: Были ли какие-то группы, которые ты хотел подписать, но упустил и теперь жалеешь?

Марк: Да, была пара таких групп! Electric Six, например. Но хотя они записываются и не у нас, права на издание их дисков мы все-таки приобрели. The Scissor Sisters - очень хорошая группа, что-то вроде смеси Элтона Джона и Bee Gees. Мы их очень хотели подписать, но они достались Polydor. Такая жалость!

Звуки.Ru: Ты слышал какие-либо русские группы?

Марк: Нет.

Звуки.Ru: А Тату?

Марк: А, Тату! Вот они мне очень нравятся! Отличная продюсерская работа. Тревор Хорн (Trevor Horn) - молодец просто. Один из моих кумиров. Один из величайших продюсеров вместе с Филом Спектором. Тревор чокнутый. Он живет через дом от нашей студии. Мы с ним встречались как-то. У нас была деловая встреча. Слушай, этот парень - абсолютный псих! Я сидел на стуле, а он бегал вокруг этого стула, одновременно разговаривая со мной. Но он - великий человек.

Звуки.Ru: Что такое, по-твоему, безумие?

Марк: Ну как... Красота - в глазах смотрящего, так? С безумием то же самое. Можно быть увлеченным, не в себе, чудаковатым, странным... Но иногда просто диву даешься... Ни фига себе, думаешь. Вот этот человек - просто безумец.

Звуки.Ru: Ты когда в Москву прилетел?

Марк: Вчера. Простудился, похоже - все время кашляю. Еще позавчера я был на Ямайке, потом прилетел в Лондон, провел там 2 часа и оттуда - в Москву. Тут у вас.... как-то прохладно, нет? Или мне кажется? Мы вчера прошлись по ресторанам. Были в каком-то потрясающем украинском кабаке. А потом пошли в клуб, затем в другой клуб... Здорово было. А потом вернулись в отель, не помню во сколько - очень был пьян. И стоило мне прилечь, как меня разбудили на интервью. Это мой первый визит, но не последний. Я хочу устроить здесь офис своего лейбла, так что раз в 2 - 3 месяца буду приезжать.

Звуки.Ru: Ты представляешь себе, какая в России ситуация с музыкальным пиратством?

Марк: Да. 80-90 процентов - пиратские диски.

Звуки.Ru: Тогда зачем же ты в это ввязываешься?

Марк: А я люблю пиратов! Не музыкальных, конечно - настоящих. Тех, что плавают на кораблях в Карибском море. Они очень смелые, нахальные и романтичные. У них большие ботинки, шляпы и мечи. Обожаю этот фильм! К сожалению, никакого отношения к музыкальным пиратам они не имеют. Этот вид пиратства должен быть остановлен. Люди должны понимать ценность музыки. Очень многим кажется, что она бесплатная, а ведь в нее вложено много труда, таланта и денег.

Звуки.Ru: Ты не жалеешь, что бросил группу и оказался на заднем плане?

Марк: Я не на заднем плане! ХАХАХАХА! Вообще-то нет. Пение все-таки не было моим призванием. Меня окружает столько талантливых людей, что я постоянно в этом убеждаюсь. К тому же я иногда захожу в студию... Если они меня пускают, ХАХАХА! Мое призвание - извлекать из них эту энергию, заставлять их задумываться о музыке, которую они делают, конструктивно их критиковать, давать какие-то идеи по визуализации образов.

Звуки.Ru: Как ты представляешь себе идеальную запись?

Марк: "Be My Baby" - Ronettes и "Good Vibrations" - Beach Boys. Вот они гениальны - и в плане мелодии, и в плане продюсерской работы. Они очень разные, но если соединить их, получится идеальная запись.

26.08.2004, Ольга ТРЕТЬЯКОВА (ЗВУКИ РУ)

Марк ДЖОНС