Фестиваль "Rock'n'reggae" состоялся.
Пришедшим на него будет что
вспомнить: когда еще удастся попасть на концерт, где фанаты Джа Дивижн
столь душевно отрываются под Психею, а разрисованные мрачными
татуировками поклонники nu-metal подпевают дуэту 5'Nizza?
Но прежде чем перейти собственно к плюсам - музыке и фестивальной атмосфере, -
расскажем о минусах.
Когда мы наконец пробрались в "Зеленый театр", в самом разгаре было выступление Каникул Бонифация. Их неспешное рэгги лениво плыло над лежащими на лавках зрителями, а солист "Каникул" Вкусный, помахивая длинными дредами, расслабленно улыбался в толпу.
Во время подготовки к выходу на сцену следующей группы - Психеи зал пришел в движение: разноцветные дредастые растаманы отправились за водой (алкоголь на фесте не продавался), и их место на танцполе занял мрачно-трезвый, покрытый пирсингом и, несмотря на жару, одетый в черное народ. Пока группа готовилась, парочка недоброжелательных ведущих, страдая косноязычием, пыталась убедить музыкантов и преданную "Психее" толпу вести себя хорошо. Однако все опасения оказзались напрасными: "Психея" была настроена вполне позитивно, а фанаты группы, несмотря на постоянные провокации со стороны милиции, слэма не устраивали и с растаманами не дрались, проявляя прямо-таки пионерскую сознательность. При этом рубилово группа устроила нешуточное: даже самые сонные и ленивые прыгали и раскачивались под музыку "Психеи", подхваченные их бешеной энергией.
"WK?" начали свое выступление с а-капелла версии "Растамана" - и повода
для цензуры. "Для человека не жалко ни х**!" - самозабвенно выводил
вокалист Шум в припеве. Репрессий за этим хулиганством не последовало -
и вот уже "WK?" выдали ска-джазовую версию "В моем мире". "WK?" могут
обижаться на критиков за сравнения с Asian Dub Foundation, но сходство
между ними действительно есть. Хотя и не в музыке. Обе группы способны
объединить между собой любые стили, направления и музыкальные веяния. Да так,
что определить, где кончается даб и начинается ска, где рэгги переходит в рок,
а этно - в джаз, невозможно. Да и вряд ли народ был склонен к подобному
анализу, слушая самую яркую группу фестиваля. Ведь несмотря на то, что после
были еще Tequilajazz, 5'Nizza и Fool's Garden, только "WK?"
удалось по-настоящему расшевелить измученный жарой зал.
Трубы и барабаны, диджейские скрэтчи и плотное гитарное звучание гитар,
гостевой рэп и веселые телеги Шума между песнями, толпа рокеров и растаманов, в
унисон прыгающая под грохочущий ритм "Оригами" - все это вместе стало
идеальной иллюстрацией к названию фестиваля.
Но вот бесбашенное стилистическое буйство "WK?" сменяется классическим рэгги. "Джа Дивижн" - наверное, первая и главная российская рэгги-группа, однако во время их выступления не покидает ощущение, что они играют не для собравшихся в "Зеленом театре", а для себя. Не обращая ни малейшего внимания на реакцию зрителей. Даже когда лидер Гера Моралес начинает рассказывать, что такое настоящее рэгги, кто такой Джа и как здороваются растаманы (а он это делает даже чаще, чем поет), он не смотрит в зал. Бегая по сцене, вокалист "Джа Дивижн" быстро-быстро говорит в микрофон, в самых чувствительных местах поднимаясь на цыпочки и поднимая глаза к небу. И сорок минут выступления главной рэгги-группы в стране кажутся бесконечностью.
Tequilajazz, презрев первое правило любого фестиваля - петь только хиты!
- тем
не менее, оправдывает свое звание самой профессиональной рок-группы России. Их
густой тяжелый саунд окутал зал долгожданной прохладой, а новые песни ввели
публику в состояние транса.
Во время сета "Текилы" зрителей перестали
пускать в
стоячий партер - и, возможно, это оправдано: слишком многие хотели подойти к
группе поближе. Скромное очарование Ай-яй-яя и компании всегда
притягивало народ, как магнитом...
Рэгги-хедлайнеры "5'Nizza" вышли на сцену с наступлением вечера. "Звуки" давно уже не бывали на их выступлениях, а потому перед концертом мы мучались вопросом: не растерял ли харьковский дуэт свой позитив в бесконечных гастролях. Не растерял. Светлая музыка "5'Nizzaы", их солнечное обаяние и легкость, с которой они играют музыкальными стилями, ритмами и текстами, остались неизменными. Голоса Сана и Серого заполнили вечерний парк, и толпа хором пела с ними про солдата, у которого нет башки, про сон, какого не видел и Люк Бессон и маму-Ямайку.
Однако после "5'Nizza" зал опустел. Люди потянулись к выходу, абсолютно не
реагируя на призывы ведущих "показать свое гостеприимство" немецким гостям
Fool's Garden. К моменту появления на сцене Петера Фройденхальтера и
компании в зале осталась едва ли половина зрителей.
Участники "Fool's Garden" сами напросились в хедлайнеры российского фестиваля:
просто связались с немецким посольством и сообщили о своем желании выступить в
Москве и Питере. Преградой для их приезда не стало и то, что у нас они известны
главным образом благодаря песне 10-летней давности "Lemon Tree". Но еще
до того, как Петер объявил свой главный хит, публика с удовольствием оторвалась
под незнакомые большинству посетителей феста песни с их нового альбома "25
Miles To Kissimmee". Песни "Closer" и "Probably" заставляют
вспомнить даже не брит-поп, к которому критики относят "Fools' Garden", а
безумные 80-е - те самые, с суровыми мужчинами в колготках и макияже и
поп-музыкантами в кожаных штанах и шипастых косухах. Особенно ясно это
эклектичное время вспомнилось в тот момент, когда участники группы под звуки
одной из самых своих легких песен встали в ряд с гитарами (вокалист Петер - с
микрофоном) наперевес и начали трясти головами, как заправские металлисты.
Впечатление завершил старый хит о давно забытых временах "Wild Days". По
случаю фестиваля спетый в стиле рэгги.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)