17 июля в Большом зале московской консерватории пройдет концерт американского певца-контртенора Дэвида Дэниелса (David Daniels). В программе заявлены арии и речитативы из опер Генделя.
Казалось бы - какое отношение имеет этот отрадный для любителей старинной академической музыки факт к порталу Звуки.Ru и его посетителям? Ведь их вроде бы интересуют совсем другая музыка и другие певцы?
Смею утверждать - имеет. И что всякому меломану, чьи интересы простираются чуть глубже вялотекущей попсы (а ведь таких на "Звуках" большинство, я полагаю?) весьма не помешало бы на этот концерт сходить. Попробую доказать.
Вы никогда не задумывались, почему вокалисты золотой поры британского рок-н-ролла пели такими высокими голосами? От наивного фальцета Леннона-Маккартни и Роджера Делтри до стратосферной акробатики Яна Гиллана и почти комического сейчас органчикового дрожания Марка Болана?
Умные люди отвечают - потому что рок-вокалист должен быть андрогином, притягательным и для девочек, и для мальчиков. Это, конечно, справедливо. Но почему же тогда это работает только для англичан? Элвис Пресли и Джим Моррисон имели роскошные баритоны (и тому и другому продюсеры много раз предлагали завязать с этими молодежными глупостями и стать нормальными певцами для солидных людей), а потом вообще явился Курт Кобейн и сделал нормой сорванный хрип.
Ответ простой: у англичан была мощнейшая традиция придворных менестрелей и барочной оперы, а у американцев ей, разумеется, взяться неоткуда.
Одним из главных создателей этой чисто британской традиции был как раз Георг Фридрих Гендель. Не все, может быть, помнят, что именно в Лондоне состоялась большая часть его творческой биографии. Там он и ставил свои пышные оперы, в которых блистали певцы-кастраты, которые тоже были то ли мужчинами, то ли женщинами, одевались на сцене и вне ее с неимоверной пышностью и были избалованы публикой не лучше классических рок-героев. Отчасти это показано в недавнем фильме "Фаринелли-кастрат", главный герой которого, Карло Броски по прозвищу Фаринелли, кстати, как раз выпевает в кадре (с помощью смикшированных на компьютере голосов контртенора и сопрано) арии, которые собирается исполнять Дениэлс.
Конечно, сказать, что британские рок-вокалисты - это реинкарнация оперных мегазвезд XVIII века, будет преувеличением. Фальцетное пение - это всё-таки далеко не мужское сопрано (не будем вдаваться в технические тонкости). Не говоря уж о прочих отличиях. И музыки, и того, что за ней стоит.
И все-таки концерт хорошего контртенора - это единственная для нас сейчас возможность не только оживить старинные оперы, но и понять, откуда растут ноги у Роберта Планта и иже с ними. И тогда хорошо знакомые забойные хиты могут предстать в совершенно новом свете. Ведь, как известно, британский газон отличается от любого другого хорошего газона только тем, что его аккуратно стригут 300 лет.
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)