ETHNICA MUSIC PROJECT+MOX  Omut

На поле скрещивания этники с современной музыкой Иван Купала были в России не первыми, и уж точно не могут считаться единственными, хотя их уровень до сих пор мало кто переплюнул. Можно назвать...

На поле скрещивания этники с современной музыкой Иван Купала были в России не первыми, и уж точно не могут считаться единственными, хотя их уровень до сих пор мало кто переплюнул. Можно назвать интересные проекты Антона Силаева World Voices Remixed (отечественные голоса в том числе), Volga и отчасти недавний Samsonov feat. McLaughlin - и это только в области электроники, а значит, не считая ни Инну Желанную & Farlanders, ни Butterfly Temple и разнообразных этно-металлистов. Однако на данный момент наиболее серьезные претензии на лавры самого современного (ergo, модного) исполнителя традиционных песен сделали, без сомнения, Этника, которые совсем недавно выпустили что-то вроде сайд-проекта, поименованного Ethnica Music Project + MOX; альбом нарекли "Omut".
На официальном сайте группы происходящее декларируется как "ethno-ambient-dub" и концептуальный альбом про русалок. Надо сразу сказать, что о русалках это, или еще о чем-то, проверить вам едва ли удастся. NetЛенка, вокалистка "Этники", использует свой голос во всю его немалую мощь, плавая на каждом гласном звуке по самим высоким нотам с непринужденностью, с какой, должно быть, как раз русалки по омуту и передвигаются. Хотя ее трели имеют мало общего с руладами оперных вокалисток, понять слова, увы, так же сложно... Что, сказать, по правде, не так уж важно, поскольку в этой музыке главное - все-таки не содержание, а впечатление. А впечатление, что и говорить, сильное, и усугубляется оно благодаря тому, что голос NetЛенки, при всей мощи, звучит, как у тринадцати-четырнадцатилетней девчушки. Сочетание сногсшибательное.
Увы, это трудно сказать про сочетание вокала с музыкой. Дело в том, что музыка действительно представляет собой эмбиент-даб, и даже, пожалуй, эмбиент больше, чем даб (не считая разве что "Frozen River" с ее нервным битом а-ля Aphex Twin). Из чего следует, что длинные композиции носят довольно медитативный характер. В эти гипнотические постукивания, какие-то стеклянные звуки и космические шумы нужно погружаться, словно в транс, медленно и неспешно. Однако пронзительный, настойчиво требующий внимания вокал NetЛенки постоянно нарушает предполагаемое сосредоточение. Ее стоны и крики придают музыке тревожности (особенно на "The Abysm"), но, с другой стороны, к такому "резкому" эмбиенту привыкаешь далеко не сразу. В итоге, проект вышел не самым доступным; чтобы оценить его по достоинству, нужно серьезно в него вслушиваться и поначалу даже где-то преодолеть свое неприятие происходящего. Однако любитель осовремененного этно, который не пожалеет на это времени и внимания, будет вознагражден за свои труды хорошей, хотя и странноватой, музыкой.

04.07.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)