KING CRIMSON  Служили два товарища...

Название дуэта TU, игравшего 16 апреля в Б2, мало кому что скажет. А вот если сообщить, что этот дуэт представляет собой союз Трея Ганна и Пата Мастелотто, ритм-секцию нынешнего состава King Crimson, - узнавание в глазах собеседника сменяется восторгом и сожалением: как жаль, что за невзрачной аббревиатурой многие не разглядели двух мастеров!

Название дуэта TU, игравшего 16 апреля в Б2, мало кому что скажет. А вот если сообщить, что этот дуэт представляет собой ритм-секцию нынешнего состава King Crimson, узнавание в глазах собеседника сменяется восторгом и сожалением: как жаль, что за невзрачной аббревиатурой многие не разглядели двух мастеров!
TU - это любитель трансформаций Трей Ганн (Trey Gunn) и барабанщик-виртуоз Пат Мастелотто (Pat Mastelotto). На вопрос о названии своего коллектива Трей весело говорит: "TU можно расшифровывать как угодно, но для этого концерта TU - это просто "To You", поскольку мы все это делаем для вас. А для кого же еще? - мы так давно играем вместе, что нам уже давно хочется показать все, что мы напридумывали за время долгих репетиций и джем-сессий".

В строгом смысле слова то, что звучит со сцены, нельзя назвать концертом, перфомансом, шоу... это, скорее, похоже на открытую репетицию, легкие наброски - но наброски мастеров. В "King Crimson" всегда играли и играют только профессионалы высочайшего класса, и даже их "малые формы" достойны самого пристального изучения. В самом деле, не перестанет же голубь Пикассо быть шедевром, если он растиражирован в виде легкого рисунка! У концерта нет законченной структуры и нет никакого организующего момента. В качестве сопровождающего видеряда на экране демонстрруется фильм Куросавы "Телохранитель" с английскими титрами (в английской версии название фильма звучит как "Yojimbo, The Bodyguard"), однако музыка воспринимается вовсе не как саундтрек, а как фантасмагория, перформанс со смещенными акцентами, что ли.

Музыкальную составляющую концерта не так-то просто обозначить, зафиксировать и описать. Задействованные в шоу инструменты - warr-guitar (а вовсе не бас-гитара, хотя и выглядит она внешне как бас: стандартные басовые струны и "верха" разделяет посередине толстая басовая струна), компактные клавиши; ударная установка Пата снабжена могучим арсеналом компьютеров для бэк-сэмплов и просто сэмплов.
То, что кажется публике "настройкой", - и есть начало программы: музыканты берут старт с "фирменного" эмбиента Ганна, свойственного почти всем его сольным работам (в частности, последнему альбому Untune The Sky). Постепенно, плавно набирается темп, и вечер наполняет ожидаемая по совместному безымянному альбому Пата и Трея шумовая музыка со сложными ритмами, диковинными вставками и сэмплами восточных голосов. Задача вечера вырисовывается быстро: не дасть залу "впасть в рок". Как только публика начинает улавливать знакомые "простые" ритмы и бросается прихлопывать и притоптывать, Пат мгновенно уводит композицию в жуткие 9/8 или 11/8, сбивая с толка и заставляя восхищенно таращить глаза: обвел вокруг пальца, черт.

Трей Ганн на warr-guitar демонстрирует всем прекрасный фокус для мультиинструменталистов: оставив левую руку на басовых ладах, правую он кладет на клавишные. Таким образом, бас тоже начинает использоваться для обозначения ритма, а клавишным и бэк-сэмплам отдается основная партия.
Концерт продолжается глубоко заполночь. Казалось бы, неподготовленной публике сложно воспринять столько музыки с минимальной мелодической составляющей, ан нет: никто не уходит, все кричат, хлопают, требуют еще. Похоже, произошло невозможное, и серьезную аудиторию начали собирать в нашем городе серьезные концерты, бывшие ранее привелегией горстки меломанов.

King Crimson Festival будет продолжен - не менее известными и интересными именами. Ганн с Мастелотто проведут в Москве несколько дней, чтобы порепетировать с Сергеем Старостиным и польской авант-роковой формацией Sonus Akrobata. Результат будет предъявлен публике в ближайшее время.

17.04.2004, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

KING CRIMSON

Дата образования:

1 января 1969