Joe SATRIANI  Скольжение пришельца

"Гитарная клиника" Сатриани, состоявшаяся в Москве, стала историческим событием. "Обычно я рассказываю о своих песнях прямо на концертах", - говорит гитарист.

28 марта компьютеры и телевизоры радостно известили всех тех, кто вообще склонен включать подобную технику ранним воскресным утром, о переводе часов на час вперед. Те, кто не только включили свои голубые экраны, но и еще намеревались кое-куда съездить, тут же с проклятьями кинулись собираться. А собираться в этот день было куда.

Несмотря на сыгранную с часами злую шутку, уже к десяти утра у дверей музыкального салона "МузТорг" на Таганке собралась довольно большая толпа. Некоторые из пришедших были с гитарами. Нет, никто не собирался вчинять хозяевам магазина иск за выпущенную в продажу партию бракованных инструментов. Взоры пришедших были обращены сквозь двойное стекло витрины к сидящему в дальнем углу магазина скромному маленькому человеку в смешной пестрой панамке. По отмеченному лентами коридору к нему в порядке общей очереди подходили все новые и новые счастливцы из числа попавших в магазин. Приняв из рук каждого нового визитера компакт-диск, либо гитару марки "Ibanez", человек осенял эти вещи, нанося на них один и тот же магический знак. Процесс этот был долгим и повторялся в тот день несчетное количество раз. Так начался визит в Москву знаменитого гитариста Джо Сатриани (Joe Satriani).

Сатриани - яркий пример "музыканта для музыкантов". Его "гитарные истории" не настолько известны широкой публике, как работы ребят вроде Ингви Мальмстина (Yingwie Malmsteen), но для музыкантов по всему миру Джо - непререкаемый авторитет. Многие ученики Сатриани известны миру больше, чем их учитель. И если слава Кирка Хаммета (Kirk Hammeth)из Metallica имеет довольно попсовый оттенок, то Primus, группу Ларри Лейлонда (Larry Laylond) в середине девяностых называли чуть ли не новыми King Crimson. Однако затмить учителя по части широты музыкальных интересов без перехода оных во всеядность пока что не смог даже Стив Вай (Steve Vay), блиставший со своей семистрункой в разных жанрах, ставший лицом гитарного стиля "shreed", однако проигравший гитарную дуэль одноглазому блюзмену Раю Кудеру (Ray Cooder) (см. фильм "Crossroads").

Помимо собственного творчества, Сатриани время от времени помогает кому-нибудь сыграть горящий концерт, или записать пару песен. Так, в конце 1993 года он фактически спас сперва японское, а затем и европейское турне Deep Purple, присоединившись к этой легендарной группе, когда ее состав скропостижно покинул Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore). Кстати, на пресс-конференции Джо официально заявил, что в студии с Deep Purple не работал, так что любители разного рода раритетов смело могут посылать предлагающих нечто в таком духе бутлеггеров куда подальше. А вот от работы с Alice Cooper у Джо остались более чем официальные записи на альбоме "Hey, Stupid!" Правда, это всего лишь гитарные партии. Авторского вклада в песни Купера Сатриани почти не делал.

Иногда, впрочем, такому мастеру как Джо, стоит ехать в "чужое" турне даже ради концертного исполнения гитарных партий. С большой теплотой музыкант вспоминал свои выступления с Миком Джаггером (Mick Jagger). Сотрудничество двух мостров рока началось в 1988 году с джема на тему бессмертной "Red House" Джимми Хендрикса в нью-йоркском "Bottom Line". Стартовавший весной того же года тур Джаггера с участием Сатриани прошел через Японию и Австралию, имел оглушительный успех, и освещался даже совершенно немузыкальной прессой, изданиями вроде "Wall Street Journal". Эмоции по поводу подобных событий в жизни Сатриани склонен выражать одной универсальной фразой: "Как клево играть!"

"Гитарная клиника" Сатриани, состоявшаяся вечером того же дня в Центральном Доме Литераторов, была, бесспорно, историческим событием. Удивительно, но для Джо это всего лишь второй мастер-класс в его карьере. "Обычно я рассказываю о своих песнях прямо на концертах", - пояснил, предваряя свое выступление, гитарист.

Программу вечера открыли уже хорошо известные истинным гурманам гитарного рока "The Crush Of Love", "Flying Blue Dream" ("Здесь обыгрывается лидийская гамма, хотя со стороны может показаться, что этот номер просто решен в тональности си", - пояснил музыкант) и "Satch Boogie". Почему-то работы Джо пользуются большим успехом у мрачной братии метал-хэдов, хотя основу творчества музыканта составляют такие разнородные материи, как джаз, ритм-н-блюз а-ля Sly & Family Stone, чистый рок-н-ролл (это хорошо заметно в "Summer Song") и классические этюды в стиле Шопена (здесь очень показательна "Midnight Song", целиком построенная на двуруком темпинге). Сам Джо называет свои сочинения песнями, даже если в них нет ни единой строчки текста. "Певец работает с дыханием, интонацией, даже с расстоянием от микрофона, -говорит Сатриани, - Я всегда представляю себе некоего певца, и в той же "The Crush Of Love" стараюсь выразить состояние разбитого сердца игрой на гитаре так, как он сделал бы это при помощи голоса". Беседуя с публикой, Сатриани очень много вспоминал одного из своих учителей, Лени Тристана. "Он заставлял меня пропевать нота в ноту мелодии самых разных произведений. Неважно, Колтрейн или Тони Айомми их сочинили, важно, чтобы я смог почувствовать эти мелодии, - рассказывал Джо, - Если я делал хотя бы одну ошибку, урок прекращался. Соль тут в том, что играя только руками, мы лишь тренируем мускульную память, а пропуская песню через себя, даже посредственный вокалист вроде меня может почувствовать, как она сочинялась, и почему она построена именно на этих нотах, а не на каких-нибудь других. Это был хороший опыт. Кроме того, эти уроки научили меня не ошибаться".

Неофициальная часть мероприятия была похожа на праздничное производственное собрание труженников гиатрного производства. Из круговорота выходивших на сцену дилеров и менеджеров неожиданно выделились два настоящих живых гитариста - Виктор Зинчук и Дмитрий Четвергов. Первый поделился с толпой радостью от всего происходящего типа "дожили мы до желанного чуда, вынул епископ добро из-под спуда", а второй имел неосторожность заявить, что визит Джо есть прекрасная альтернатива "всей этой попсе". Последний спич был встречен дружным "гы-гы-гы" многочисленных бивисов, проснувшихся в душах зрителей.

Устроители мероприятия надеются сделать "ликбезы" такого рода ежегодными. Что ж, если так, то, видимо, со временем сформулированный Четверговым тезис перестанет встречаться дружным жеребячьим ржанием.

30.03.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)