Кино
Неизвестные Записи - 4 CD. - Реал, 2004.
Этот кварт-блок имеет более историческую,
нежели музыкальную ценность.
Это действительно неизвестные записи давно всем известных песен Кино -
сделанные на концертах в мало приспособленных для игры (и тем более для
записи) помещениях. Все треки отличает сомнительное качество исполнения песен,
ужасное качество записи и вызывающее массу вопросов качество перенесения всего
этого на CD. Cоставители серии стремились максимально очистить запись,
одновременно стараясь сохранить ее "аутентичную" магнитофонную грязь - а
получившиеся в результате компакт-диски застряли между
этими возможностями. Что, если подумать, нельзя назвать ни достоинством серии,
ни ее недостатком.
Из четырех представленных здесь концертов "в электричестве" сыгран лишь один -
"Рок-Фестиваль, ДК Связи, Москва, 1986 год"
. В самом начале
"Транквилизатора" голос Виктора Цоя странно вибрирует: то ли
именно на этот период пришлись эксперименты Виктора с интонациями а-ля
Михаил Боярский, то ли просто "эффект тянущей пленки". Исполнение
"Троллейбуса" и "Спокойной Ночи" было бы близко к идеалу, если бы
в первой вещи у вокалиста не сбивалось дыхание, а вторую не портил противный
свист микрофона. Интересно, что в знаменитой "Электричке" Юрий
Каспарян не только радует народ своим патентованным "разболтанным"
нововолновым бренчанием, но и производит какие-то странные гитарные эффекты с
поднятием тональности, отчего сквозящее в этой песне настроение тихого
кошмарного сна лишь усиливается. Увы, начало песни тонет в высокочастнтном
шуме. И вообще, создается впечатление, что при сгонке
фонограммы с магнитофона на компьютер звукорежиссер не утруждал себя
подстройкой воспроизводящих головок под характеристики пленки: "вращение
частотки" ощущается все шестьдесят с чем-то минут звучания диска. Впрочем, диск
стоит послушать уже ради того, чтобы знать, что из себя представлял
первоначальный, не перегруженный "посмертными" студийными чудесами вариант
песни "Следи За Собой", которая еще в конце 80-х, не будучи записанной
ни на одном альбоме "Кино", уже имела бешеную популярность.
В качестве бонусов на диск "докинуты" несколько фрагментов выступлений.
Источники в "бюджетном" издании альбома не указаны,
однако качество этих фрагментов, что интересно, несравненно лучше, нежели у
основного содержания альбома. Даже эхо-эффекты зачастую поданы на голос и
инструменты не как у нас обычно делается, а с нормальной оглядкой на ритм
песни. В этом смысле особенно показательна вторая версия "Время Есть, А
Денег Нет". Хотя и здесь не без приколов. Даже самые упертые фанаты,
видимо, усмехнутся, услышав, как вылетают друг из друга безнадежно расстроенные
гитары на знаменитых кульминационных финальных риффах "Хочу
Перемен".
Остальные альбомы - акустика, причем в одном случае ("Ленинград, 1988
год"
) записанная у кого-то на квартире, но с удивительно для
подобных записей
неплохим звуком. Разумеется, слабенькие микрофоны рекордера начинают
перегружаться уже на хоровом рефрене песенки "Мои Друзья", да и вообще,
всем питерским фанатам старше тридцати прекрасно известно, как подобные тусовки
проходили даже в те годы, когда Кино уже играли "профессиональные" концерты в
больших залах и даже на стадионах: пара ящиков вина, горка плавленых сырков...
К тому моменту у группы уже накопилось большое количество песен, которые по
своему характеру просто не вписывались в узкие рамки принятого музыкантами на
вооружение "стадионного рока". В общем, идеальный исторический документ.
Два разделенных довольно солидным временным промежутком акустических концерта -
"Ленинград, 1982"
и "Таллин, 1990"
- различаются и репертуаром, и
характером исполнения. У нас "акустика" - это "когда без барабанов" и по записи
не вполне понятно, что делают все остальные помимо вон того поющего парня с
гитарой. Остальное понятно. В нескольких песнях таллинского концерта, впрочем,
одна из двух гитар порождает какой-то странный резонанс, приличиствующей скорее
китайской губной гармошке. А на ленинградской записи даже имеется какая-то
минимальная перкуссия. Кстати, по качеству и записи и игры ленинградский
концерт гораздо выигрышнее таллинского. На записи 1982 года мы слышим молодых
ребят, которые до блеска вылизали каждую нотку, отрепетировали даже переходы
между песнями и стремятся доказать всему миру свою музыкальную состоятельность.
Имеющаяся здесь версия "Весны" - самая уверенная по исполнеию и самая
живая по настроению во всем кварт-блоке. Точно так же в "Алюминиевых
Огурцах" образца 1982 года Цой лучше всего работает с интонациями. Концерт
же 1990 года, если честно, звучит как абсолютно формальная, "без искры", акция
людей, которым в общем-то все надоело.
"Цой постепенно влез в образ, созданный не только им самим, но и
группой, - считает звукорежиссер и продюссер Андрей Тропилло, много
сделавший в начале и середине 80-х для становления Кино, как социокультурного
феномена. - И если БГ мог изменить собственный имидж в какой-то момент, то
Цой, по-моему, в последних альбомах этот образ только дорисовывал, и менять
что-то ему было неохота и не нужно. Но совершенно ясно, что тупиковая ветка и
путь этот никуда привести не мог. Поэтому музыкальный конец Кино был для меня очевиден".
C выходом в свет серии "Неизвестные записи" модно констатировать: еще одна
часть легенды
перешла в разряд исторических фактов. Еще один документ эпохи стал доступнее.
Хотя конечно же, по-настоящему интересным этот кварт-блок будет главным образом
для тех, кто уже имеет достаточно солидную подготовку по данной теме.
Типичный
"сборник для фанатов и коллекционеров", выпущенный с целью хоть как-то
официализировать то, что давно имеет спрос, но доселе распространялось лишь
нелегально. И, кстати говоря, неплохое пособие для начинающих рок-звезд на тему
"как надо стартовать, как не следует финишировать и чего нужно избегать". При
настоящем интересе и желании между микроскопических витков лазерной спирали
читается так же легко, как и между строк.
Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"
Подробности из жизни:
Состав
Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные
Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".
Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…
Dave PELL (1925)
Fats DOMINO (1928)
Johnny CASH (1932)
Mitch RYDER (1945)
Sandie SHAW (1947)
Michael BOLTON (1954)
Сергей Геннадьевич ГУРЬЕВ (1961)
Helene SEGARA (1971)
Erykah BADU (1972)