Вокалистка московской блюзовой группы Boogie Chillen продолжает рассказывать о самых выдающихся певицах традиционного блюза.
Самая живая, самая "роковая", да что уж скрывать - самая любимая нами блюзменша. Чем-то неуловимым цепляет ее голос, несмотря на не сильно выдающееся качество записи и вечно раздолбайский аккомпанемент. К сожалению, сведений о ней очень мало, а воспоминаний почти совсем не осталось - видимо, она была человеком одиноким и замкнутым. Ходила в мужском костюме, пила, умерла в одиночестве - вот и все, что всплывает в памяти. Хотя, по сути дела, не так уж все это и интересно, важно другое: Биг Мама - человек, для которого музыка была всем. И мы слышим это.
Уилли Мэй Торнтон (Willie Mae Thornton) родилась 11 декабря 1926 года в Монтгомери, штат Алабама. Ее отец прислуживал в церкви, а мать пела в церковном хоре; естественно, что девочка с ранних лет впитывала в себя богатейшую музыкальную культуру негритянской церкви (о госпелах и спиричуэлах можно было бы написать не один десяток статей, как музыковедческих, так и философских), а церковный хор всегда был прекрасной школой вокала. Тянуло же ее, судя по всему, совсем в другую сторону (вступая на скользкую дорожку шоу-бизнеса, человек в те годы автоматически отлучался от церкви и мог быть принят обратно только при условии полного и окончательного раскаяния, как произошло, например, с Ма Рейни (Ma Rainey) и Айдой Кокс(Ida Cox).
В 14 лет Уилли Мэй выиграла местный любительский конкурс певцов; продюсер из
Атланты Сэмми Грин заметил ее и предложил работу в своем шоу "Hot Harlem
Revue". Она покидает дом не раздумывая. С этой труппой Уилли Мэй
пропутешествовала целых семь лет, а в 48-м обосновалась в Хьюстоне, столице
Техаса, решив начать сольную карьеру. Семь лет на сцене сделали ее опытной
профессиональной певицей, а параллельно она сама научилась играть на барабанах
и губной гармошке, причем весьма прилично.
В 1951 году она заключает контракт с лейблом "Peacock" и сотрудничает с
композитором и продюсером Джонни Отисом (Johnny Otis) , а в 52-м
записывает с его бэндом песню
"Hound Dog", моментально взлетевшую на первое место в ритм-энд блюзовом
хит-параде, а позже ставшую всемирно известной в исполнении Элвиса Пресли
(Elvis Presley). За
авторство этой вещи разгорелась настоящая война между Джонни Отисом и тандемом
Либер-Столлер, писавшими для Элвиса: каждый обвинял противника в плагиате.
Распространена версия, по которой Либер и Столлер сначала отдали песню для
исполнения Биг Маме, а уже через три года Элвису, но верится в это с трудом. На
самом деле эта тема, без сомнения, народная, ведь есть же песня "Rattlesnake":
You ain't nothing but a rattlesnake
Just rattling 'round my door... и т . д .
Записана она Биг Биллом Брунзи (Big Bill Broonzy) в 30-х годах. Все то
же самое - только вместо
собаки подставьте гремучую змею...
За "Hound Dog" Биг Мама получила один-единственный чек на 500 долларов -
принципа "роялти" (отчисления с продаж) тогда не существовало. Она продолжала
записываться на "Пикоке" до 1957 года, однако хитов больше не было. Песни этого
периода собраны на диске "Big Mama Thornton - The Original Hound Dog".
В том же 52-м году Джонни Отис включает ее в свою "обойму" для гастролей по Америке. Побывали они и в Нью-Йорке, в знаменитом театре "Аполло", где ее, собственно, и прозвали "Биг Мама" - это действительно была высокая, полная, сильная женщина. "Меня называют "Большая Мама", потому что я вешу 300 фунтов" - поет она в одной из песен. Наверное, слегка преувеличивает...
В 50-е Биг Мама активно гастролирует и записывается, но в 60-х ее карьера идет на спад - классический блюз стремительно теряет слушателей. Она переезжает в Сан-Франциско, поближе к молодому поколению, где поет по большей части в местных блюзовых клубах, а время от времени - в знаменитых залах типа "Fillmore Auditorium", где собирается "кислотная" молодежь. Популярности Биг Мамы, разумеется, немало способствовала Дженис Джоплин (Janis Joplin), в 67-м сделавшая ее песню "Ball and Chain" всеамериканским хитом. С тех пор Биг Мама, пережившая Дженис на добрые 14 лет, посвящает ей каждое исполнение "Ball and Chain" - вряд ли из большой любви, скорее по конъюнктурным соображениям.
В 65-м и 72-м Биг Мама участвует в "American Folk Blues Festival", масштабном ежегодном турне американских блюзменов по Европе; в 65-м же, будучи в Лондоне, записывает один из лучших своих дисков, который так и называется - "In Europe". Через год выходит пластинка "Big Mama Thornton with the Chicago Blues Band", где ей аккомпанируют Мадди Уотерс (Muddy Waters), Отис Спенн (Otis Spann), Лайтнин Хопкинс (Lightnin' Hopkins) и прочие звезды - такой вот получился междусобойчик. В 75-м появляется, пожалуй, самый мощный и запоминающийся живой альбом Биг Мамы - "Jail", записанный во время благотворительных концертов в двух американских тюрьмах. Биг Мама продолжала играть и записываться до самой смерти, сохраняя статус живой легенды, хотя алкоголь и подтачивал ее силы - это слышно, например, на концертнике "Тне Rising Sun Collection", выпущенном через 10 лет после ее смерти. В 1983-м она участвует в Ньюпортском джазовом фестивале, а год спустя умирает от сердечного приступа. Вечная ей память.
Дата рождения:
11 декабря 1926
1968 – Родился Лирой Торнхилл - британский электронный музыкант, танцор и клавишник британской рэйв-группы The Prodigy »»
1987 – В рамках акции по продвижению своего альбома "Afterburner", ZZ Top забронировали билеты Луну, благодаря чему были названы в прессе первыми в мире космическими туристами. На Луну в итоге они так и не полетели, зато продажи пластинки увеличились в разы »»
Pepper ADAMS (1930)
Joshie ARMSTEAD (1944)
Johnny RAMONE (1948)
Hamish STUART (1949)
Дмитрий ОЗЕРСКИЙ (1963)
Teddy RILEY (1967)
Terry BALSAMO (1972)
СЕРЕГА (1976)