Trey GUNN  Untune The Sky

У Трея Ганна (Trey Gunn) довольно странная музыка. Это нормально. В King Crimson все музыканты - довольно странные люди. Во всяком случае, те, кто играет там долго. А Трей Ганн (даже имя какое-то "не...

У Трея Ганна (Trey Gunn) довольно странная музыка. Это нормально. В King Crimson все музыканты - довольно странные люди. Во всяком случае, те, кто играет там долго. А Трей Ганн (даже имя какое-то "не такое", да еще и с навязчивым ассоциативным рядом) в рядах этой группы уже довольно долгое время. Включая те годы, на протяжении которых он постепенно заменял своей персоной предыдущего басиста группы Тони Левина (Tony Levin - еще один странный человек со странным именем). Это при том, что сам Ганн басистом в строгом смысле этого слова не является, а играет на загадочных "warr guitar" и "chapman stick". На эти инструменты всех своих коллег, которые не барабанщики, стабильно подсаживает патриарх группы Роберт Фрипп (Robert Fripp).
Альбом полон партий труднораспознаваемых инструментов, которые складываются скорее в какие-то прихотливые звуковые картины, нежели в музыку в обыденном понимании этого слова. Это не ритмы, это скорее какая-то прогулка по саду камней. Да и гитары, если это все-таки они, играют по большей части нечто настолько же вывереннное и совершенное, как и, скажем, движение облаков по небу. Вот только рискнуть переложить это движение на ноты может лишь абсолютный безумец. Трей Ганн рискнул, и у него получилось. Ему даже удалось объяснить трубачу Дэйву Дугласу (Dave Douglas), как исполнять партию пыльного ветра ("Puttin' On The White Spirit"). Впрочем, Дуглас, который в своей сольной работе "Freak In" и не такое играл, тоже парень в меру безумный, и схватывает подобные вещи на лету. В какой-то момент, когда восприятие слушателя уже приноровится к заданному восприятию происходящего, более-менее нормальное гитарное соло, звучащее в "Take This WIsh", может быть воспринято подобно змее, что неожиданно сползла на паркет с телеэкрана, демонстрирующего очередной видовой фильм из жизни дикой природы.
Сольные альбомы музыкантов King Crimson - это скорее лирические отступления от генеральной кривой, по которой идет развитие группы, нежели сольные альбомы в полном смысле этого слова. На "Killing For London" можно услышать барабаны Пата Мастелотто (Pat Maselotto), а на "Hootenanny At The Pink Pussicat Cafe" - "органную гитару" самого Фриппа. В конце-концов, лучшая часть King Crimson Family - это люди, увлеченные бесконечной проверкой самой сути музыки на гибкость, прочность и наличие отсутствие здравого смысла. Они всегда будут играть так, как никто не играет, потому что так, якобы, играть невозможно, а если и возможно, то нет смысла. Смысл, однако, находится.
Трей Ганн выступает здесь в роли эдакого музыкального кутюрье-авангардиста. Можно сколь угодно долго потешаться над скроенными им фантастическими нарядами, однако рано или поздно какой-нибудь из составляющих оные невероятных конструктивных элементов станет использоваться в даже в повседневной поп-музыке. Станет сперва модным, потом общеупотребительным, а вскоре и обязательным. А там кто-нибудь в столь же свободном поиске еще что-нибудь изобретет...
Для алхимии в этой жизни всегда будет место.

27.02.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)