Ася ДАТНОВА  Куклус клан

"Куклус клан" создает куклы-портреты известных людей - в частности, музыкантов. Их кукла есть у австалийца Ника Кейва. У берлинского панка Бликсы Баргельда. У солиста Placebo Брайана Молко, у музыкантов Tequilajazzz... у вас еще нет собственной куклы? Как, разве вы - не известный человек?!

Чаю, чаю, чаю мне,
Чаю мне кирпичного!
У меня миленка нет,
Я сошью тряпичного!

(Народная частушка).

У Аси на столе сидит Ник Кейв. Сидит, закинув ногу на ногу, смотрит мрачно на проезжающие за окном машины. Ася любовно гладит Кейва по плечу и говорит: "Я ему сейчас еще костюм поменяю, совсем хорош будет!". Кейв, кажется, не против - да и кто был бы против?.. Скоро к Кейву присоединится Марк Алмонд, а там дойдет черед и до солиста Placebo Брайана Молко и Бьорк...
Ася Датнова - не просто художник-кукольник, каких много. Ее профессия - куклы-портреты, при этом очень часто - портреты любимых нами музыкантов. Окончив художественную школу и сценарный факультета ВГИК, где Ася училась у Кайдановского и Арабова, она давно и весьма плодотворно работает в области масскульта. Пишет рассказы и сценарии, создала шесть романов под псевдонимом Фридрих Незнанский; читателям мужских глянцевых журналов (ОМ, XXL, Man's Fitness, MAXIM) хорошо знакомы ее статьи, пользователям интернета - увлекательные зарисовки.
Наталья Бельская - художник-бутафор, выпускница Казанского театрального училища. Работала в ювелирной мастерской.
Вместе Ася и Наталья - "Куклус клан". Их кукла есть у австалийца Ника Кейва. У французского кинорежиссера Лео Каракса. У берлинского панка Бликсы Баргельда. У скрипача "Виртуозов Москвы" Амика Другаряна, у актера Ширвиндта и у многих других...
Все эти куклы абсолютно эксклюзивны, существуют в одном экземпляре. Шьются вручную. Лица делаются из папье-маше, по традиционным европейским технологиям, использовавшимся еще в средневековом театре. В отличие от прочей армии кукол, основной акцент в работе художниц сделан не на многодетальный сложный костюм, а на выразительность, характерность. Каждый человек выглядит в их работе как символ самого себя.
У вас еще нет собственной куклы? Как, разве вы не известный человек?..

Звуки.Ru: - Ася, "Куклус Клан" как творческий тандем сложился стихийно, или это - сознательно созданное творческое объединение? Давно ли оно существует?

Ася Датнова: - Существует лет примерно восемь - сколько мы друг друга знаем. Хотя сперва это не было "объединением", просто встретились: Тарковского любишь? - Люблю, рисовать умеешь? - Да я еще и кукол делаю, - Ну и я делаю. Сперва собирались, вместе веселее, Наталья в одном углу одну куклу делает, я в другом другую. Потом какие-то общие начались, возникла со временем необходимость "подписи", стали вместо подписи на кукол бирочку с морской звездой вешать.

Звуки.Ru: - Расскажи про свою первую куклу - она имела реальный прототип или нет?

Ася: - Насчет первой куклы - даже вспомнить не могу. Одно из двух - либо Дон Кихот, либо Моцарт. А может, они параллельно и делались. Дон Кихот весь был черный, жесткий, в покореженном доспехе - но из папье-маше целиком, очень романтичный и влюбленный, потому что держал в перчатке белую розочку. А Моцарт - очень условный, в нем никто Моцарта бы не признал, с огромными руками, дирижирующий оркестром.

Звуки.Ru: - А когда вам пришло в голову делать куклы современных музыкантов, и кто был первым?

Ася: - Хронология сейчас восстанавливается с трудом, тем более что получалось почему-то почти всегда так, что не было возможности сфотографировать куклу перед отправкой клиенту - как всегда у нас, заказывают в последнюю минуту, и чтоб срочно - так что практически ни одного хорошего фото постановочного так и не осталось. Чтобы с подстветкой, со всеми делами и т. д. Ну и хронологию трудно восстановить поэтому. Но дело вот в чем. Все дело в том, что мы все время были влюблены. И куклы были форменной сублимацией, да в принципе и остаются. Потому мы практически не делаем женщин, и не каждого человека можем сделать. То есть можем-то каждого, но вот захотим ли? Есть такие лица, которые сразу сподвигают на творчество.

Звуки.Ru: - То есть смотришь и хочешь зафиксировать это в папье-маше?

Ася: - То есть смотришь и обмираешь. И хочется рассказать-показать всем, что ты увидел. Но у нас довольно свои представления о красоте, еще не каждый с ними согласится. Для меня красавец - это Авилов. Арабов красавец - нос загнут вниз, подбородок вверх... Кейв красавец. Игги Поп. Лицо как полупустой мешок, ребра как ксилофон... Марк Алмонд замечателен - целый фрегат вместо носа, и сам как расписанная фарфоровая чашка.
Так что дело не только в музыкантах или там актерах - просто мы по молодости влюблялись в музыкантов-актеров, вот и делали. Впрочем, я до сих пор влюбляюсь в них же. Я просто разницы не вижу, в соседа влюбляться или в актера. Лишь бы внешне соответствовал, чтобы смотришь - и с ума сходишь.

Звуки.Ru: - Ты называешь все очень ярких персонажей, характерных.

Ася: - Я думаю, завораживает именно фактура - не "красота", а внутренняя сущность, которая наружу пробивается морщинами, складками, углами. То есть в этом желании есть что-то сексуальное, но оно не чисто сексуальное. Короче, я должна "захотеть" свою куклу. Ну, то есть не ту, что я на заказ делаю, а для себя. Поэтому, когда я училась во ВГИКе и влюбилась в Арабова, я сделала Арабова, потом я сделала Леннона - потому что Арабов любит битлов - и подарила ему. Изначально мы не были коммерческим предприятием, это была одна сплошная влюбленность. А для любимых людей хочется что-то сделать. А что мы могли сделать? Мы могли сделать кукол.

Звуки.Ru: - Довольно оригинальная форма трибьюта...

Ася: - При том при всем хочу сказать, что фанатками мы не были. То есть если я и фанатка, то всего подряд. Ван Гога я фанатка, он мне снится часто. Чехова фанатка я. Кейв был таким чудным мужчком, я вообще мужчин люблю, и людей в целом - некоторых... Некоторые из них - это явное чудо Божье. Вот их я и делаю. Кроме того, изготовление куклы с живого человека - странный процесс. Сидишь и часами изучаешь фотографии или видеосъемки, каждую пору на носу, прыщик, бродавочку, складочку... И в результате ты начинаешь его понимать и знать.
Когда их делаешь, куклы капризничают, можно понять, какой у кого характер. И если кукла удалась, она похожа - не формально даже и внешне, а сутью - это уже не неживая кукла, это существо. Наталья недавно делала куклу одного из Текилладжаз, и случайно пошила ему мохнатый жилет, тряпочка под руку попалась. А наяву она этого музыканта не видела ни разу. Приходит отдавать - а он сидит в точно таких же брюках и точно таком жилете, как она ему сделала...

Звуки.Ru: - А историю с Кейвом расскажи, пожалуйста. Он у тебя, я заметила, репродуцируется вновь и вновь - вы их сделали уже несколько, и продолжаете делать на заказ. Та, которую вы Кейву подарили - она была действительно первая?

Ася: - Та, которая Кейву - это первый Кейв в длинном ряду. Я некогда ужасно влюбилась в Кейва. Я его увидела в клипе по ТВ, и чуть не упала в обморок. А потом оказалось, что Кейв едет в Москву, и решено было подарить ему куклу.
Ну, дело было так, практически волшебно: мы узнали, что вот приезжает Кейв, и это было неожиданностью. Помню, у нас тогда еще кризис был очередной, и все бегали по магазинам - скупали горох и гречку. И вот мы решили почему-то, что лучший подарок - это кукла, и сейчас мы расскажем ею, кто мы такие, как его видим, как относимся и чего из того что он поет поняли - выразим, мол, солидарность. Мы сделали огромную куклу, 70 см., причем где-то за три дня. То есть с неимоверной скоростью: мы не спали, не успевали есть, трое суток так без сна и еды и фигачили. Потом еще смеялись, что практически пост. Тогда мы были маленькие, без знакомств и совершенно не представляли, где мы найдем Кейва.

Звуки.Ru: - Откуда портрет достали?

Ася: - Портрет, вестимо, достали из интернета и с кассет. Так вот. Сидим делаем куклу, включаем случайно радио, и натыкаемся на интервью Кейва, который только приехал из аэропорта, и он говорит, какой у него будет распорядок следующего дня. Больше того, мы выяснили, где будет пресс-конференция, и пришли внаглую: никакого издания не представляли тогда, ничего. Но в тот момент кукла у нас была не готова. Она не высохла. Так что мы пришли с пустыми руками. А потом мы посмотрели на то, как выглядит Кейв вживую, и поняли, что кое-что сделали неправильно, так что пришлось домой бежать и переделывать вечером. Нашлось куча добровольцев-журналистов, которые предлагали что отдадут нашу куклу на концерте за кулисами, но мы почему-то не согласились. А потом узнали, что Кейв посетит "Территорию". Ну и пришли с подарком... Вручили лично.

Звуки.Ru: - И как Кейв отреагировал?

Ася: - Ну, как и все. Сперва ошалел, потом смеялся. Всем показывал, с Бликсой в куклу играл. А еще мы потом очень смеялись, когда увидели как-то пиратский диск Кейва, и там в оформлении использовались фото Кейва - и фото нашей куклы...

Звуки.Ru: - А после этого к вам заказы не повалили? - сделайте, мол, девушки, куклу имени меня... И, кстати, Текила? Почему именно текила?

Ася: - Текила - по заказу Игоря Тонких, в качестве оригинального подарка группе от "Филей" на День рожденья группы. Кукла может быть расценена как дружеский шарж, поэтому не все рискуют заказывать "куклу имени меня". Надо соответственно к себе относиться. Женщины в этом смысле больше боятся. Одна приходила - сделайте, говорит, из меня куклу Барби. Посмотрели мы на нее... пришлось отказаться.
Заказы бывают, на друзей, коллег, вот, директора "Нового диска" делали, по заказу подчиненных, на юбилей виолончелиста, бывшего "Виртуоза Москвы", потом - Пуговкина Михаила, тоже знакомые на день рождения просили, Ширвиндта - его выпускной курс заказывал...

Звуки.Ru: - Но самый популярный ваш герой - Кейв?

Ася: Да, Кейв - самый распространенный персонаж, несколько кукол в Америке, одна в Европе, несколько в России... Одного сделали - фанаты хотят такого же. Но я надеюсь, что и всех остальных еще закажут - и Меркьюри, и Леннона, и Бьорк... Ведь кукла не является карикатурой, игрушкой. Она ближе всего к портрету; это портрет не только самого человека, но его лирического героя, существующего где-то на самом деле, отдельно от автора. Это не портрет героя, но его воплощение.

Звуки.Ru: - Ты сейчас перечислила всех, чья музыка тебе нравится? Или это просто интересные типажи?

Ася: - Вообще, это как-то сочетается. Потому что внутреннее содержание, я уверена, отражается на внешности. Внутреннее формирует внешнее. Значит, должен быть интересен человек... А всех, чья музыка мне нравится, долго перечислять.

Звуки.Ru: - Ты говоришь, что должна захотеть свою куклу - а не трудно ли потом тебе с ниими расставаться? Или кукла сделана - и с плеч долой?

Ася: - Конечно, жалко расставаться, еще как! Но не самим же на них любоваться. Любая картина хочет быть увиденной. Это нормально. Она и сама по себе хороша, но при зрителе обретает другое качество. И потом, все, что отдал - твое.

Звуки.Ru: - У тебя есть любимые куклы?

Ася: - Да, пожалуй, любимых несколько. То, что делаешь не на заказ, а для себя. Не потому, что лучше делаешь, а потому, что для своих надобностей. Чтобы на нее глазеть, чтоб ее трогать... Кайдановский, Шукшин... Когда удается адекватно выступить, воплощение адекватно тому что хотел сказать. В общем, чем стандартнее лицо, тем труднее делать куклу. Если на заказ - то я так сразу не могу сообразить, КТО это мог бы быть, чтобы делать его не хотелось. Мой бывший мальчик? Зюганов? Не знаю даже. Кстати музыка Бьорк в отрыве от того, как она выглядит и живет, не так-то мне интересна.

Звуки.Ru: - Твои куклы здорово отличаются от того, что делают цеховые мастера-кукольники...

Ася: - Я не так много знаю работ кукольников, но то, что сейчас делают, мне в основном не нравится. Понимаешь, это куклы. То есть это некие безделушки, ну ты сама знаешь, тоже по опыту детства - есть "холодные" игрушки, и только изредка попадаются живые, с душой, характером. Причем обычно это бракованные игрушки - когда глаз не там пришит был на фабрике, - и меня не интересует сложный-сложный навороченный костюм и среднестатистическое фарфоровое лицо.

Звуки.Ru: - Угу, а в детстве ты во что играла?

Ася: - В детстве я, кстати, в кукол не играла - у меня был огромный плюшевый тигр Тигрик-Петрик, который кончился только когда мне вместо него подарили живую огромную собаку, и она его истрепала. Пластмассовый Буратино был и еще неизвестный науке зверь, чебурашка-переросток с маленькими ушами и длиииннными ногами, его звали Хиштаки Сританур. И одну куклу я сделала себе сама - вместо лица у нее была подушка для иголок.

Звуки.Ru: - Ой, у меня тоже был тигрик, и тоже Петрик :))) интересно, во что играл в детстве Кейв...
Спасибо тебе за интересный рассказ. Скажи, а наши посетители могут заказать тебе куклу любимого музыканта или себя, любимого?

Ася: - Конечно, можно! Только им следует помнить, что изготовление куклы занимает не меньше месяца. Пишите на Amontiliado@yandex.ru

11.02.2004, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)