UMBRA ET IMAGO  Mea Culpa

Впервые о существовании Umbra Et Imago широкие массы отечественных рок-фанов узнали в 1999 году благодаря немного запоздало появившемуся на прилавках рок-магазинов видеоконцертнику "The Hard Years"...

Впервые о существовании Umbra Et Imago широкие массы отечественных рок-фанов узнали в 1999 году благодаря немного запоздало появившемуся на прилавках рок-магазинов видеоконцертнику "The Hard Years" (1998). В ту пору наше готическое сообщество еще не наводило ужас на обывателей своей нездоровой бледностью по причине своей малочисленности, и влияние на общественное мнение имело небольшое. Поэтому на основании видео группу посчитали типичным примером т.н. "visual rock", когда свет, пиротехника и костюмерия отодвигает собственно музыкальную составляющую на другой план. Но едва вслед за видеодиском появился и нормальный CD "Mea Culpa", пришлось, удивленно почесав головы, признать - надо же, эти клоуны и песни сочинять умеют. Что-то подобное наблюдалось, помнится, когда известные главным образом своими порно-перформансами Rock Bitch выпустили "Motor Driven Bimbo". Но в отличие от землячек Umbra Et Imago на достигнутом не остановились.
Большая часть "Mea Culpa" - это пост-дум с брутальным вокалом, тяжелыми гитарами, синтезированными хорами и не слишком давящими на психику ударными партиями. Все возможные в такой конструкции прорехи эффектно заткнуты зловещим шепотом, пением через матюгальник и вкусными электронными эффектами. Заглавная песня, а также "Year Und Tag" в данную формулу вписываются идеально.
Интересно, что в песенке "Lieber Gott..." имеется легкий намек на грядущее пробуждение интресов к синти-попу. Откровенно синтезированные духовые в "Teutonenlied" звучали бы старомодно и даже нелепо, если бы их логическим продолжением не были совсем уж электронные, ничему реально существующему не подражающие звуки. Проникновение синти-поп в думовую эстетику хорошо илллюстрирует "Aufrecht", особенно, если слушать этот номер в наушниках: замогильному хрипу из левого канала отвечает такой же хрип в правом, и тут же между полушарий мозга вонзается пронзительный, как вой циркулярной пилы, вокодер. Тема эта окончательно утверждается музыкантами, когда ближе к концу программы на слушателя обрушивается неожиданно серьезный до идиотизма кавер на совершенно стебовую в оригинале "Rock Me Amadeus" покойного Фалько. Неплохо, хотя до "Roll Over Beethoven" Чака Берри в исполнении ELO копать и копать.
Кроме того, музыка группы по-хорошему "ярлычна" и содержит ясно читаемое послание к целевой аудитории - от первой до последней ноты знаковая "Goth Music" тому пример. Финальная фортепианно-хоровая семиминутная "Vater" И конечно, при записи диска не обошлось без пресловутого немецкого "колхозного" метода работы. В парадоксальной электронно-фольклорной "Weinst Du?" задействованы ребята из Tanzwut, а в уже упомянутых "Mea Culpa" и "Rock Me Amadeus" - Феликс из Crematory. Ну, и еще кое-кто по мелочам.
Можно смело сказать, что выпуском этого альбома Umbra Et Imago установили те правила игры, которых поднимавшие в то время свои всклокоченные головы готы придерживаются по сей день. Якобы эротических фотографий с реальным действием типа "отобью охоту", которые в изобилии украшают буклет альбома, это, кстати, тоже касается.
Дальнейшие тусовки с Tanzwut вылились в куда более лютый по звучанию альбом "Dunkle Energie", где уже в интро вовсю давят на психику средневековые хоры, а следующая за ним песня "Feuer Und Licht" украшена сэмплом волынки. Дум-составляющая неожиданно подверглась кардинальному упрощению: в заглавной "Dunkle Energie" Umbra Et Imago уже почти неотличимы от Rammstein. Однако, лучше всего группа звучит в номерах, лишенных всякой подражательности: "She Is Calling" с ее нервным рисунком ударной притии, неожиданно чистыми до прозрачности гитарами и дуэтом мужского и женского голосов - настоящий шедевр. Синти-поп забыт, вернее временно отдвинут на задний план в пользу пост-панка: промеж авторского материала на альбоме имеется "White Wedding" Билли Айдола. М-да, с таким темпом исполнения песню следовало переименовать в "White Funeral". Зато на версию Доро Пеш непохоже. Под конец альбома музыканты решили напомнить публике, с чего начинался их творческий путь, и заново переиграли свой уже знакомый по концерту "The Hard Years" номер "Gothic Erotic" в ставшем неожиданно модным стиле electro body music.
Из состава таинственным образом исчез клавишник Matze B. Клавишные партии взял на себя басист Lutz. А вот украшающие буклеты дисков своими садо-мазо-инсталляциями и сопровождающие группу на концертах фетиш-модели Annett, Doro и Nadine фактически стали постоянными участниками Umbra Et Imago.
В последнее время внутри различных герметических фанатских сообществ, к числу которых, вне всякого сомнения, следует отнести и готскую тусовку, стали общим местом разборки на тему - кто из выразителей их интересов "true", а кто "poser". Umbra Et Imago со своими театральными эффектами, шутовским жонглированием стилями и четкой ориентацией на популяризацию исповедуемой эстетики, разумеется, ближе ко второй категории. И это превосходно. Ибо почему-то именно такой "подход к снаряду" срабатывает лучше всего. При наличие минимального художественного вкуса, разумеется. "Попсовые" Umbra Et Imago неожиданно оказались намного музыкальнее своих более идейных коллег. Во всяком случае, после их экзерсисов ни одна работа гораздо более "умных" и "правильных" Katatonia просто не воспринимается.

19.01.2004, Дмитрий БЕБЕНИН (ЗВУКИ РУ)