БАХЫТ-КОМПОТ  Моя изменчивая муза

Короткая сага о пятнадцатилетней истории творческой деятельности одной из неординарнейших и оригинальных команд отечественной рок-музыки во главе с харизматичным фронтменом Вадимом Степанцовым. Бахыт-Компот стал символом эклектичного смешения стилей и музыкальных направлений

В 1989 году выпускник Литературного Института им. М.Горького, окончивший, вдобавок ко всему, 3 курса Московского технологического института мясной и молочной промышленности, будучи на отдыхе на Озере Балхаш, при непосредственном участии поэта Константэна Григорьева родил нетленные произведения "Девушка по имени Бибигуль", "Анархистка" и, безусловно, эпохальное творение "Пьяная, помятая пионервожатая".
Годом же ранее Вадим Степанцов во время исторической встречи в ресторане ВТО с Виктором Пеленягрэ подписали манифест, возвещавший о рождение новой литературной субстанции - "Ордена Куртуазных Маньеристов". Этот факт примечателен, прежде всего, тем, что дальнейший творческий путь замаячившей на горизонте группы и большинство ее музыкально-радикальных идей были связаны неразрывной нитью с любвеобильной литературной эротическо-декадантской концепцией Ордена, в котором Вадим, на правах основателя, занял должность Великого Магистра.

Вернувшись в Москву, Степанцов пошел в народ, то есть на Арбат, с распростертыми объятьями принимавший в те году всевозможных творческих индивидов, и стал декламировать свои опусы праздношатающимся зевакам и опухшим маргиналам. Общение с местными панками-рокерами, экспириенс в подвально-подворотных оргиях заметно обогатили сознание Степанцова, который ясно для себя уловил, что без музыки его дальнейшее существование абсолютно бессмысленно.
Обзвонив друзей-знакомых, знавших более одного аккорда и отличавших ритм от баса, Вадим энергичными манипуляциями собирал первый и легендарный состав группы, с оригинальным восточным названием Бахыт-Компот. "Бахыт" на казахском означало ни что иное, как - счастье, а "компот" стал символом эклектичного смешения стилей и музыкальных направлений - непосредственно рока, панка, народных наигрышей и шансона, глубоко пронизанных стебно-интеллектуальным, извращенно-возвышенным юмором и цинизмом. Такой вот выдался "Компот Счастья". Окрестив себя вандал-рок-бандой, музыканты пошли на штурм бастионов популярности.

В 1991 году свет увидел их первый и, скорее всего, самый знаменитый альбом "Кисло" . Жесткая панк-рок энергетика вкупе с расхлябанным мелодизмом и восточным колоритом били наповал. Благодаря канувшей в лету культовой радиостанции SNC эти песни были донесены до массового слушателя и быстро нашли своих фэнов. "Чесотка", "Мы не пойдем в кино", "Анархистка", "Эротоман", "Бибигуль", "Атомная бомба" и, конечно, же "Пьяная, помятая пионервожатая" надолго стали визитной карточкой коллектива.

В кратчайшие сроки муз-трактат о "шлюхе конопатой" превратился в новый народный боевик, который слушала и распевала вся страна (тогда еще огромная империя из 15 частей), сидя в подъездах и подворотнях, за столами, за рулем автомобилей, на дачных участках, в пресловутых, доживающий свой век, пионерлагерях, на картошке и т.п. Это было воистину всенародное признание, но большинство самодеятельных исполнителей бессмертного хита даже не догадывались о его истинном происхождении и тем более об авторах. Но даже такой призрачной популярности хватило Бахыт-Компоту, чтобы превратится в один из главных альтернативных проектов СССР.

Затем вместе с развалом Союза и у группы наступили сложные времена, несмотря на наличие достаточно сильной программы и локальную известность, музыкантам "БК" приходилось периодически довольствоваться ящиком пива в качестве гонорара, но их свободолюбивые натуры было не сломить, и музыка продолжала оставаться главным смыслом их пребывания на Земле. Ни милицейские побои, ни беспредел гопников и рэперов, попытки запретить или сорвать выступления группы, не смогли сломить суровый боевой дух этих творчески сильных личностей.

В этом отношении показателен концерт "БК", состоявшийся в 1993 году в клубе "Калипсо". Со слов непосредственных героев действа: "На концерте присутствовало 15(!) человек, билет стоил 10 тысяч рублей (что равнялось примерно стоимости 17-ти бутылок пива "Жигулевское"), причем музыканты получили за концерт по 5 (!) тысяч рублей. Начало концерта было задержано на 40 минут, по причине репетирования песни "Замороженные Сиськи". Вадим и басист Виталий Кутузов были в дым пьяны, остальные были с похмелья. Вспоминает очевидец вакханалии Владимир Кранкенгольц: "Мы с моим товарищем Вовкой пошли на концерт просто так, пива попить. Но нам это не удалось, музыканты все время стреляли у нас пиво, мотивируя это каким-то музыкальным спецтермином "трубы залить".

В 1992 году у "БК" выходит вторая пластинка "Охота на самку человека", вписавшая группу в золотые страницы отечественного андеграунда, во многом благодаря убийственному названию, а вовсе не эпатажному содержанию.
После четырехлетнего перерыва Степанцов и Ко разродились, своим очередным, наверное, самым романтическим творением "Раздень меня по телефону", треки которого были наполнены сентиментально-лирическим настроением, оттенившим былой буйный рок-н-ролльный напор "БК". Роковая "Раздень меня по телефону", латино-амурная "Хуанита", прибрежно-кариббская "Изабель", вампирская мистическая "Дьявольская месса", украинско-дождливая "Козаче" и главные хиты пластинки - "Я шагаю по Москве" и "Феличита" вызвали немало светлых и порой неадекватных эмоций не только у поклонников экстремального циничного трэша "БК", но и у прекрасной половины человечества.
Параллельно "компотовским" изысканиям мятущаяся душа рокера искала отдушину на стороне, посредством написания стихов, которым по определенным обстоятельствам и их смысловому содержанию не находилось места в альбомах "БК". Но эти творения с легкостью пришлись ко двору другим музыкантам (в основном попсовым), среди которых ярким пятном выделялась группа Браво. В 1996 году Вадим получает премию "Овация" в категории "Поэт-Песенник". Чтобы музыканта не обвинили в продажности и в качестве очередного провокационного шага, Степанцов записывает с молодыми радикалами из банды Лосьон дерзкий альбом "Урки правят миром" , во многом ставший культовым для фанатов по причине его ограниченного тиража.

В 1998 году в Горбушке состоялась презентация альбома "Страшнее бабы зверя нет" , подарившего человечеству такие воистину романтические эстетские баллады в духе лучших традиций куртуазного маньеризма, как "Реквием", "Карлики и женщины", "Консервная банка" и "Романс о вреде курения", а также рок-н-ролльные боевики "Страшнее бабы зверя нет", "Замороженные сиськи" и "Песня Винни-Пуха".

В 1999 выходит самый неординарный и противоречивый альбом группы "Бог, клубника и павлин" , явившийся своеобразным ответом всепоглощающей доморощенной махровой поп-попсе, шансону, танцевальной культуре и тотальному муз-дебилизму. Добавив в эту и без того пеструю кашу каплю рок-н-ролла, музыканты получили то, что, собственно, получили. А получили они - очередной концептуальный стебный хук по нормам устоявшейся морали зажравшихся обывателей и меломанов. Славные хиты "Крабовые палочки", "Осень в поле рыскает", "Я в тебя заползу", "Кладбищенская клубника", "Танцы миллиардеров" навеки вошли в историю абсурда, укрепив у населения веру в возвышенно-прекрасное и стремно-эклектичное фуфло.
В новое тысячелетие "Бахыт-Компот" выстрелил практически дискотечным диском "Все девчонки любят пацанов" , подытоживший к настоящему моменту эксперименты музыкантов со смешением рокового звучания, рейверско-танцевальных электронных заморочек и поучительных ироничных историй виртуальных лирических героев стихотворных опусов Степанцова.

Такая вот короткая сага о пятнадцатилетней истории творческой деятельности одной из неординарнейших и оригинальных команд отечественной рок-музыки. Накопленный за годы мучительных, но приятных терзаний на ниве контр-культуры творческий багаж позволяет участникам коллектива во главе с харизматичным фронтменом Вадимом Степанцовым с долей оптимизма смотреть в будущее. А всем остальным остается только ждать от них новых песенно-поэтических потрясений.

Юбилейный концерт группы Бахыт Компот
19 февраля, клуб Б2

17.01.2004, Александр МУРЗАК (ЗВУКИ РУ)