MEDESKI MARTIN & WOOD  Банка джема

"Мы не играем какие-то случайные созвучия. Мы рассматриваем импровизацию как композицию" - говорят музыканты Medeski Martin & Wood. И они правы: ведь для них импровизация - это прежде всего свобода, а значит, MMW - это поле абсолютно свободного творчества... Сегодняшний рассказ - о команде, хорошо известной в среде любителей джем-музыки.

"Мы не играем какие-то случайные созвучия. Мы рассматриваем импровизацию как композицию..."
- Medeski Martin & Wood

Что главное в музыканте? Ну да, играть в кайф. А как играть в кайф? Да просто играть без заморочек, делать то, что делаешь. Таким путем и пошли музыканты Medeski Martin & Wood. Им было все равно где играть, поэтому первые концерты коллектива проходили в захолустных заведениях под Нью-Йорком. Потом пошли клубы, потом другие страны... Что можно ожидать от трех белых типов среднего возраста с контрабасом, барабанами и клавишами? Да всего, что угодно. Классический джаз в духе Колтрейна (John Coltrane), индастриал, хип-хоп, блюз, фанк, полную импровизацию... Все это построено на неких телепатических чувствах между музыкантами - а подобные отношения есть далеко не во всех командах. Нет, это нельзя как-то наработать, участники MMW должны были встретиться. "Мы на самом деле, действительно ощущаем себя семьей - не супругами, конечно, а, скорее, братьями", - говорят члены группы.
Какая же хорошая "семья" обойдется без своей "фишки"? Джон Медески (John Medeski), клавишник, нашел довольно быстро, не мучаясь в долгих сомнениях: это эксперименты со звучанием "старого" элекро-органа, а порой даже извращения, более подходящие под определение нойз. Все происходит не без помощи чумовой ритм-секции - басиста Криса Вуда (Chris Wood) и барабанщика Билли Мартина (Billy Martin). Ребята играют вместе уже более 10-ти лет и, судя по записям, не исчерпали своего потенциала до сих пор.

Первый альбом MMW It's a Jungle In Here, вышедший в 1993 году, был выдержан в классических джазовых красках, содержал несколько чужих вещей, в том числе и оригинальную версию "Lively UP Yourself" Боба Марли (Bob Marley). В записи диска участвовал великолепный гитарист Марк Рибо (Mark Ribot). Неофициально его можно считать полноправным участником группы, ведь игру Марка можно услышать практически на каждом альбоме MMW. Для пущей убедительности была привлечена духовая секция - Джей Родригес (Jaу Rodrigues) и Джош Роузман (Josh Roseman). В тот период группа еще не показавыла зубы, наверное, боялась влезать в джазовую тусовку с нестандартным, диким материалом. Но от этого альбом ни чуть не потерял. Хорошая подборка вещей и оригинальное звучание MMW не оставили равнодушными никого, даже самых консервативных любителей джаза.

Потенциал и уровень группы возрастал от концерта к концерту, и MMW становятся известными в среде любителей джем-музыки. В подтверждение этому факту выходит следующая запись - Friday Afternoon In The Universe (1994). Звучание на альбоме сильно не меняется, но уже видно, что музыканты не дураки по части импровизации и джема. В дальнейшем именно джем займет доминирующую позицию в творчестве MMW. Даешь фанка! И Джон Медески подключает к клавишным педаль "квакушку" - зачем нужна гитара? Гремят громом струны контрабаса Криса Вуда, заливаясь низкими частотами под неуемные брейки барабанщика Билли Мартина...

Дальше-больше: приходит решение не записывать одинаковых альбомов. "Мы ничего не решаем сознательно - вот, мол, давайте-ка сделаем абстракцию. Нет, мы делаем альбом, который отразит какое-то общее на данный момент чувство, причем общее не только среди нас троих, но и среди наших друзей, знакомых и слушателей" - говорит Джон Медески. Каждый последующий диск отличался от предыдущего не просто звучанием, а иным подходом к его созданию, взглядом с другой позиции на музыку. Хотите фьюжн-панка? Альбом Shackman (1996). Желаете хип-хопа и скретчи ди-джея? Диск Combustication (1998). Немного индастриала и авангарда? Пожалуйста - The Dropper (2000). И так далее и тому подобное...
Крис Вуд: "Мы все равно остаемся в рамках импровизационной музыки. Дело в том, что импровизация - это свобода, а значит - ты свободен делать именно то, что тебе хочется...".

Вскоре MMW знакомятся с Джоном Зорном (John Zorn) - еще тем любитель странностей и разрушителем культурных устоев меинстрима. Зорн заявил о себе в 1979 и ди сих пор держит на себе пристальный взгляд любителей авангарда и музыкального радикализма. Уже в 17 лет он записал альбом, по безумию не уступающий выборам депутатов в России. MMW и Джон Зорн быстро находят общий язык, это выливается во множество совместных проектов, выступлений и записей.

Дискография MMW довольно обширна, и полностью описывать ее не имеет смысла, - это тема для другой статьи. Все участники группы засветились на многих записях других исполнителей - от Игги Попа (Iggy Pop) до Стентона Мура (Stanton Moore).
"Я думаю, нам удается поддерживать необходимый градус творческого общения благодаря тому, что мы, все трое, очень много работаем с другими музыкантами. Таким образом, мы не замыкаемся в рамках коллектива, мы непрерывно растем как исполнители...", - утверждает Джон Медески. Сегодня музыканты работают в лос-анджелесской студии над своим новым альбомом, вместе с продюсером Джоном Кингом (John King), известным по работе с Беком (Beck) и Beastie Boys. Наблюдателям остается только недоумевать: что же получится в этот раз? Вот очередное подтверждение открытости и широте взглядов MMW - ну разве не таким должен быть настоящий новый джаз?

Безусловно, в творчестве группы каждый найдет для себя что-то интересное. И даже если крутой меломан-циник скривит личико во время прослушивания диска MMW, то скорее такую реакцию можно расценить как сильное удивление, которое позже, вполне вероятно, перейдет в восхищение.

14.12.2003, Филипп УСКОВ (ЗВУКИ РУ)

MEDESKI MARTIN & WOOD