Историю архангельского рок-фестиваля "Беломор-Буги" стоит отсчитывать с конца 80-х: именно тогда Александр Васильевич Мезенцев, электромеханик Северного морского пароходства и меломан, присоединился к редакции небезызвестного самиздатовского проекта "Северок". О перипетиях жизни и смерти такового любой интересующийся может прочесть в Кушнировском "Золотом подполье"; для нашего же обзора важно то, что впоследствии Мезенцев, в отличие от бывших коллег, не только не отошел от увлечения рок-н-роллом, но сделал его основным делом своей жизни. Ныне этот человек с лицом печального ангела бережно и умело пестует всю региональную рок-сцену, - что выражается, в числе прочего, и в регулярном проведении "Беломор-Буги".
Первый фестиваль с таким названием состоялся в январе 1995 года и представил публике весь цвет местного рок-н-ролла, - не только ветеранов, но и талантливую молодежь. Немаловажно отметить, что, кроме групп из Архангельска и его окрестностей, на фестивале выступили и коллективы из Ярославля, Вологды и Сыктывкара. Таковая концепция сохранилась и по сей день: на "Беломор-Буги" приглашаются не только земляки, но и команды из других, порой весьма отдаленных краев. Причем критерий отбора - отнюдь не в "звездности" приглашенных, а в их незаурядности (с точки зрения Мезенцева, обладающего на редкость хорошим вкусом). Даже из Питера и Москвы он предпочитает звать малоизвестные коллективы, зачастую областные, - и те, уж будьте уверены, показывают себя на "Беломоре" во всей красе. Благо, публика в Архангельске очень теплая и благодарная, она одинаково хорошо принимает все мало-мальски драйвовое. Панки с метровыми ирокезами, лихо отплясывающие под рокабилли, или увешанные железом металлюги, упоенно трясущие волосней под фолк, - привычная здесь картинка. Если учесть все это, а также отменную организацию, нетрудно догадаться, что на "Беломор" приглашенные едут с охотой даже через полстраны: за время существования фестиваля, кроме уроженцев вышеупомянутых городов, на нем выступали группы из Череповца, Мурманска, Нарьян-Мара, Петрозаводска, Златоуста, Уфы, Магнитогорска, Ухты, Инты, Вятки. Чебоксар... Практикуется также культурный обмен с региональными фестивалями типа "Рыбки" (Сегежа), "Nord Session" (Костомукша), "Арт-Платформы" (Челябинск), "СДВИГа" (Вологда) и др.
Все вышеописанное делает "Беломор-Буги" фестивалем, интересным не только для аборигенов, которым с доставкой на дом показывают набор самого лучшего, что Мезенцев за год нашел вблизи и вдали, но и для музыкантов (можно завязать полезные и приятные знакомства), а также для тех журналистов, которым не лень оторвать попу от стула и доехать до Архангельска. Я поступаю подобным образом уже четвертый раз, ежегодно увозя с собой позитивные впечатления, кучку кассет и дисков и столбик телефонов и адресов в записной книжке. Принимаю очередное приглашение, даже не глядя в аккуратно присылаемую Мезенцевым афишу, потому что знаю, - в любом случае будет хорошо. Не обязательно все группы произведут такое же неизгладимое впечатление, как ярославский Tanquam в 2000-м, уфимское Тяжелое Время и Трупный Яд из г. Мирный в 2001-м или магнитогорские Зубастые Колеса в 2002-м, - но многие обязательно вызовут интерес. А прочие, как минимум, не заставят скучать. Даже к излюбленному в Архангельске и его окрестностях (и игнорируемому мной в обыденной жизни) трэш-, спид- и дэт-металу я уже как-то притерпелась. А кое-кого даже и полюбила, - все тот же "Трупный Яд" или опекаемое Мезенцевым ураганное инструментальное трио Blind Vandal... Правда, главные метал-красавцы Архангельска, Воды Стикс, на меня почему-то стабильно нагоняют дремоту. Что ни в коем случае им не в упрек, - просто реакция организма такая...
Однако пора переходить от общих описаний к репортажу с юбилейного, 10-го фестиваля "Беломор-Буги", который состоялся 15-16 ноября заканчивающегося года. К юбилею Мезенцев подошел со всей ответственностью: поднял, в частности, старые моряцкие связи и залучил в спонсоры русскую судоходную компанию "Онего", базирующуюся в Роттердаме. На полученные средства был не только закуплен качественный аппарат и арендован вместительный Ломоносовский ДК, но и изготовлены такие симпатичные мелочи, как футболки и наклейки с логотипом фестиваля. На нем выступило 24 группы из 14 городов (включая Архангельскую область) - последняя цифра, кстати, является для фестиваля рекордной. Но, думается, не предельной.
Первый день открыли Indigo Junks и Русский Продукт из Северодвинска: то, что они делают, в столицах обычно называют "клубной музыкой". Продолжили североонежские ритм-энд-блюзовые Белые Черепахи, не выступавшие с 1997 года; впрочем, ривайвл удался им не вполне. За ними проследовал мурманчанин B. B. Koff, не удививший ничем, кроме радиомикрофона и басистки. Следом играли вологодские альтернативщики Флюидос, которые всем были бы хороши, если б не примитивно-девчачьи тексты вокалистки/гитаристки/альтистки (!) Тамары. Скафандр (СПб), инструментальное трио, исполняющее, по самоопределению, даб-метал, был принят и понят намного лучше, чем (опять же, по их словам) на родине. Blind Vandal и Воды Стикс уже описаны выше. Англоязычные Melancholy из подмосковной Электростали по музыке - вылитый Paradise Lost, но с вокалом а ля Хэтфилд (Hetfield). После их выступления случились истинные именины сердца в виде кировских аутентичных рокабилльщиков The Shakers, под которых только самый отмороженный зритель не уплясался до колотья в боку. Закончили вечер молодые, но очень старательные Emo Avenue (Архангельск) и заунывные ДДТ-образные Поля в Пустоте (Онега): под них зрителям было крайне удобно рассасываться...
Хэдлайнером второго дня единодушно считался "Трупный Яд". Угарное трэш-трио, ныне ставшее квартетом, ожидания публики оправдало, сыграв на редкость удачно. До того собравшихся радовали зоопарковидные Два Идиота и Автобус (Северодвинск) - милые, но какие-то несыгранные; патетично-русскороковый Апрель из Каргополя; местные рычальщики-рубильщики Silent Hate и их еще более экстремальные собратья из Череповца - дэткоровцы Forth Dimension. После Трупного Яда на сцену отважно вышла чебоксарская "фанки-павнки-коровая" группа с изумительным названием Самка Пистолета, - таковым она в основном и запомнилась. А восходящая звезда локального рокапопса Елена Шестопарова (с группой Поиграем и Уйдем) более всего впечатлила вокальным сходством с Земфирой. Северодвинский блок продолжился Игрушками - жизнерадостными ребятами с уклоном в ска, а линия рокапопса - архангельской группой Нина Неона. Потом был традиционно-глэмовый Форт-Нокс и Cannabis непонятной муз. ориентации (обе группы - Архангельск), а между ними - Обратная Сторона из Коряжмы, немного бестолковая, но исключительной душевности фанк-команда.
Вот, собственно, и весь "Беломор-Буги", - хорошо, но мало. Всегда по окончанию фестиваля посещает именно это чувство. Остается только вспоминать, делиться впечатлениями и ждать следующей осени.
Кстати: если кто-то из вас захочет переквалифицироваться из читателя в посетителя, а то и в участника грядущего "Беломора" - нет ничего проще: вся полезная информация может быть найдена по адресам www.uletai.tk или www.music.arh.ru, а также истребована лично у Александра Мезенцева (almez@mail.ru). Дерзайте и обрящете. Во всяком случае, один из базовых лозунгов фестиваля гласит: "Вы хотите покорять столицы? Попробуйте начать со столицы Севера!"
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)